Printed fromchabad.odessa.ua
ב"ה

Поцелуй как выражение любви к заповедям

Четверг, 07. Октябрь, 2021 - 14:09

zizi.jpg

С самого начала эпидемии коронавируса мы все принимаем особые меры предосторожности, чтобы, не дай Б‑г, не заразиться. Среди прочего в СМИ сообщалось, что врачи советуют не целовать мезузы, и даже некоторые раввины рекомендовали отказаться от этого древнего обычая. Однако евреи целуют не только мезузы. Мы целуем Свитки Торы, тфилин, священные книги, кисти-цицис. Если случайно упал сидур (молитвенник), мы, подняв, обычно целуем его. Евреи-сефарды целуют мацу перед тем, как начать есть ее. Некоторые евреи целуют эсрог. Евреи, посещающие Стену плача, обычно целуют ее священные камни. И многие евреи, приезжая в Израиль, просто падают ниц и целуют Святую землю. Талмуд (трактат «Ксубойс», 112а) рассказывает, что рабби Аба целовал скалы Яффо. И есть евреи, которые целуют раввинам руки, и даже те, кто осмеливается и целует их бороду!..

Следует сказать, что нет заповеди целовать мезузу, это просто обычай. Поцелуй — это выражение любви. Невозможно заставить человека любить что-то так, чтобы он хотел это поцеловать. Это то, что должно исходить от самого человека, а не по чьему-то повелению. Идея этих поцелуев определяется в Ѓалохе как «наслаждение мицвой». Мы все исполняем заповеди, но вопрос в том, насколько нам это нравится. Все евреи едят мацу на Песах, но есть те, кто не может дождаться ночи Седера, чтобы исполнить эту заповедь, и от переизбытка чувств они могут целовать мацу. Однако есть и другие, которые не очень любят мацу. Они едят ее, потому что это обязательно на Песах, но они не целуют мацу перед едой.

В Иерусалимском Храме около северной стены был расположен специальный стол, на котором постоянно находились двенадцать хлебов — лехем ѓапоним («хлеба предложения»). Каждую Субботу, в первой половине дня, новая партия хлебов расставлялась на столе (выпекались они в пятницу), а через неделю их заменяли свежими. Чудо заключалось в том, что эти 12 хлебов не только не портились в течение всей недели, но даже оставались свежими и теплыми, как будто их только что испекли. Убранные со стола хлеба раздавались коѓенам: шесть хлебов для новой смены, и шесть — для предыдущей. Талмуд (трактат «Кидушин», 53а) рассказывает, что не все коѓены вежливо выстраивались в очередь, чтобы получить свою часть хлеба. Среди них были такие, которые толкались, и те, кто сильнее, получали больше. И дело не в том, что коѓены были голодны и нуждались в куске хлеба. Абайе, который и сам был коѓеном, говорит о матнойс кеѓуна (подношениях коѓену), что он буквально вырывал их из рук не потому, что нуждался в них, а потому, что ему очень нравилось исполнять эту заповедь.
 

…Рассказывают, что однажды рабби Шломо из Карлина приехал к Алтер Ребе на Шабос. Встреча двух таких цадиков была большим событием, и сотни их последователей собрались со всей округи, чтобы провести с ними Субботу. Во время вечерней трапезы к столу подали суп. Алтер Ребе обратил внимание, что гость не ест суп, и спросил его, в чем причина. Рабби Шломо ответил, что суп очень соленый. После расследования выяснилось, что произошло. Перед этой важной Субботой все женщины семьи собрались, чтобы обсудить, как все организовать, и, в частности, кто будет готовить блюда, поскольку каждая из них хотела быть той, кто готовит еду для важных гостей. Спор разгорелся между женой Алтер Ребе, его дочерью и поварихой. Ребецн утверждала, что она хозяйка, и поэтому именно она должна готовить блюда к субботней трапезе. Дочь сказала, что тоже хочет готовить, а повариха заявила, что, поскольку она всегда готовит, нельзя лишить ее права готовить на этот раз в честь высокого гостя. Они пошли спросить мнение Алтер Ребе, и он сказал им, что во время жертвоприношений в Храме, чем важнее была жертва, тем больше коѓенов ею занимались. Поэтому было решено, что все трое женщин будут готовить еду в честь гостя. Каждая из них попробовала суп, и ей показалось, что соли не хватает, и она немного досолила его. Мителер Ребе (рабби Дов-Бер, сын Алтер Ребе, ставший впоследствии его преемником), который подавал суп на стол, также попробовал его, и ему показалось, что не хватает соли, и он тоже немного досолил суп. Так и получилось, что от чрезмерного старания исполнить заповедь суп стало невозможно есть!

В нашей сегодняшней недельной главы «Ноях» мы читаем о Потопе. Поколение Нояха было нечестивым, и Всевышний решил послать на землю Потоп, чтобы уничтожить грешников. Г‑сподь повелел Нояху построить деревянный ковчег и собрать в нем членов его семьи и по паре (самца и самку) от каждого вида всех животных: «от птицы по виду ее, и от скота по виду его, от всего ползучего земного по виду его» (Брейшис, 6: 20).

Для того, чтобы все они поместились, ковчег должен был быть огромного размера: «триста локтей — длина ковчега, пятьдесят локтей — его ширина, и тридцать локтей — его высота» (там же, стих 15) — около 150 метров длиной, 25 метров шириной и 15 высотой — в три этажа! Сколько лет Ноях строил этот ковчег? Раши, комментируя предшествующий стих, говорит, что ему на это понадобилось 120 лет. Любавичский Ребе спрашивает: «Возможно ли, что для этого потребовалось так много времени? Ведь если Всевышний велит построить ковчег, то это должно быть исполнено так же быстро, как и любое Б‑жественное повеление. Ноях должен был нанять плотников и строителей, которые построили бы ковчег в кратчайшие сроки. И Ребе объясняет, что ответ на этот вопрос заложен в самой заповеди. Г‑сподь сказал Нояху: «Сделай себе ковчег из дерева гофер…» (Брейшис, 6: 14). Это означает, что он сам должен создать ковчег и не позволять сделать это другим. Ноях, возможно, мог поделиться мицвой с другими, но, поскольку ему очень нравилась эта заповедь, он сам хотел все сделать. Поэтому неудивительно, что на строительство ковчега ушло столько времени…

Однако мы не ответили на вопрос: целовать мезузы или нет? Однажды на праздник Суккос Ребе был простужен, но все равно пошел в сукку. Раввин Шмарьяѓу Гурари подошел к Ребе и спросил, не в сукке ли он подхватил простуду — погода на тот Суккос была очень холодной. Ребе ответил, что простужен уже несколько дней, а затем добавил: «Сукка не вызывает простуду». От пребывания в сукке мы не болеем, а от целования мезузы не получаем коронавирус. Я уверен, что тот, кто целует только мезузы и Свитки Торы, будет здоров (но — при условии, что он избегает любых других поцелуев).

 

 

 
 
 
 
Комментарии: Поцелуй как выражение любви к заповедям
Нет добавленных комментариев