Printed fromchabad.odessa.ua
ב"ה

СЛЕЗИНКА ДЛЯ РЕБЕНКА

Четверг, 16. Декабрь, 2021 - 10:42

78a823123d13fa367774c0f3c45bead1.jpg

Год назад в Монреале в возрасте 98 лет покинул этот мир хасид рав Ѓершел Фейгельшток. Когда еврей так долго живет на свете, мы задаем известный вопрос: «За какие заслуги он удостоился долголетия?» (Талмуд, трактат «Мегила», 28а). Мы хотим выяснить, в чем секрет долголетия этого человека. Вопрос этот подразумевает не то, какие витамины он принимал каждый день или сколько раз в неделю занимался спортом, а то, какую особую заповедь он исполнил, чтобы продлились дни его жизни… Раввин Фейгельшток был назначен директором еврейской школы и иешивы «Томхей тмимим» в Монреале в 1953 году. Я хотел бы поделиться с вами несколькими историями из его жизни, чтобы вы получили некоторое представление о том, что это был за человек.

Каждый год раввин Фейгельшток привозил группу юношей из иешивы во всемирный центр Хабада «Севен севенти», и в конце поездки они все вместе заходили на аудиенцию к Любавичскому Ребе. В первый год он привез группу из примерно 50 студентов. Когда они вошли к Ребе, он представил список их имен. Так как принято при просьбе о благословении давать цдоку, рав Ѓершел позаботился о том, чтобы каждый юноша дал по одному доллару на благотворительность, и передал эти деньги Ребе вместе со списком имен. В конце встречи, когда все студенты вышли и он остался один в комнате, Ребе сказал: «Как вы могли взять деньги у студентов?! Как вы не учли, что студенты могут подумать, что за благословение надо платить? — и добавил: — Студенты должны знать, что раввин не имеет ничего общего с деньгами! Они не должны думать, что интерес раввина — это деньги!»
 

В один из годов своего директорства раввин Фейгельшток столкнулся с большими трудностями (такие моменты известны многим директорам учебных учреждений). И он дошел до того, что почувствовал, что больше не может продолжать занимать эту должность. Он сел на поезд до Нью-Йорка, намереваясь прийти к Ребе и сказать, что хочет уйти в отставку. Добравшись до «Севен севенти», он попросил, чтобы Ребе его принял, но секретарь заявил, что сегодня вечером это невозможно. Рав Ѓершел сказал, что потратил более 12 часов в поезде только для того, чтобы встретиться с Ребе, но аудиенции так и не добился. Расстроенный, он написал Ребе записку о том, что приехал поговорить на очень беспокоящую его тему. Записка была передана Ребе, и на час ночи ему была назначена встреча. Рав Ѓершел вошел в кабинет Ребе и рассказал о ситуации в иешиве. Свой рассказ он закончил словами: «Я прошу освободить меня от должности директора». Ребе спросил его: «И кто, по вашему мнению, заменит вас в этой роли?» У рава Фейгельштока не было ответа на этот вопрос, он только пожал плечами. Ребе широко улыбнулся и сказал ему: «Мой тесть, предыдущий Ребе, однажды сказал, что час ночи — это «время глупостей», но такая чепуха никогда не приходила мне в голову! Если бы я знал, что в этом причина, по которой вы добивались аудиенции, то я бы не принял вас! Возвращайтесь домой и продолжайте исполнять свои обязанности. Успехов!» Раввин Фейгельшток прослужил директором иешивы 40 лет…

На мероприятии по поводу годовщины со дня смерти раввина Фейгельштока один из учителей рассказал историю, которую с большим волнением любил рассказывать рав Ѓершел. Это произошло в начале 1950‑х годов, когда он был еще простым преподавателем иешивы. Был у них один студент, который часто нарушал дисциплину. Он сам не учился и мешал учиться другим. Все преподаватели пришли к выводу, что его следует исключить из иешивы навсегда. Ждали только заседания совета, где весь персонал официально решит, что этому молодому человеку не место в стенах учебного заведения. На заседании совета каждый учитель высказал свое мнение по этому вопросу, и каждый объяснил со своей точки зрения, почему этот ученик не должен учиться здесь. Председательствовал на заседании тогдашний глава иешивы рабби Йерахмиэль Биньяминсон, один из старейших хасидов, известный еще по его подпольной работе в СССР, который, помимо своего величия в Торе, был добрым человеком, любящим мир и всеми любимым. После того, как все сотрудники высказали свое мнение, все ожидали услышать его последнее слово. Рав Биньяминсон обратился к присутствующим и спросил: «Кто-нибудь из вас читал главу Теѓилим за этого студента и пролил за него несколько слезинок?» После этого вопроса в комнате установилась тишина. Тогда рав Биньяминсон вынес решение: «Если так, — сказал он, — тогда этот парень останется в иешиве». В конце рассказчик сообщил, что этот студент успешно закончил учебу, создал хасидскую семью, удостоился детей, внуков и правнуков.

Эта история подводит нас к сегодняшней недельной главе «Вайехи», в начале которой мы читаем, что Йосеф, узнав о болезни Яакова, поспешил навестить отца со своими двумя сыновьями — Менаше и Эфраимом, чтобы Яаков мог благословить их. И вот Яаков обращается к Йосефу и говорит: «Дай же взять их ко мне, и я благословлю их» (Брейшис, 48: 9). Яаков поцеловал и обнял их, и тогда Йосеф поставил Менаше справа от Яакова, а Эфраима слева, ибо Менаше, первенец, заслужил благословение правой рукой. Тора говорит, что Яаков положил правую руку на голову Эфраима, а левую на голову Менаше и благословил их. Когда Йосеф увидел это, он хотел поменять местами руки отца, но Яаков воспротивился. Тогда Йосеф сказал ему: «Не так, отец мой! Ибо этот первенец, положи правую руку твою на его голову» (там же, стих 18). Йосеф трижды пытался убедить Яакова благословить Менаше правой рукой, и все же ему это не удалось.

Возникает вопрос, почему Яаков на самом деле настаивал на благословении правой рукой именно Эфраима? Этот вопрос проясняет мидраш «Брейшис рабо», связывая благословение Яакова с будущим колена Эфраима.

После смерти царя Шломо еврейское царство делится на две части: Иудейское царство, включившее Иерусалим и его окрестности, в котором жили два колена — Йеѓуды и Биньямина, под властью царя Рехавама, сына царя Шломо из колена Йеѓуды, и Израильское царство, объединившее десять остальных колен, в котором царем стал Йеровам бен Неват из колена Эфраима.

Царство десяти колен было великим и могущественным с экономической точки зрения, но духовно все обстояло совсем наоборот. Йеровам перекрыл дороги в Иерусалим, чтобы десять колен не могли подняться в Храм. Вместо этого он приказал изготовить двух золотых тельцов и поставил одного в Бейт-Эле, а другого — в Дане, двух новых местах паломничества. Так жители Израильского царства стали идолопоклонниками. На протяжении более трех веков десять колен, которыми правили цари из колена Эфраима, занимались идолопоклонством. Через триста лет царство Израиля было завоевано Ассирией, его жители изгнаны из страны и «исчезли», и с тех пор о них говорят как о «десяти потерянных коленах».

Почему они потерялись, в то время как колена Йеѓуды и Биньямина, отправившись в изгнание, сохранили свою еврейскую идентичность? На самом деле они, конечно, не были потеряны, а просто быстро ассимилировались и стали частью того общества, куда они были сосланы, поскольку в своих обычаях были похожи на остальные народы мира. Спустя много лет после благословения Яакова, пророк Ирмияѓу отправляется на поиски остатков царства Эфраима, которые все еще обитают в Земле Израиля, и призывает их вернуться к служению Всевышнему. Обратите внимание, какие слова пророк Ирмияѓу говорит тому племени, которое свернуло с пути иудаизма и стало поклоняться идолам. Он говорит: «Разве Эфраим для Меня — не дорогой сын? Разве он — не любимое Мое дитя? Ведь каждый раз, как Я говорю о нем, Я вспоминаю о нем с любовью. Поэтому Я скорблю о нем, и Я смилуюсь над ним, — говорит Г‑сподь» (Ирмияѓу, 31: 19). Этот стих является одним из самых известных стихов в народе Израиля. Он включен в сборник молитв на Рош ѓаШоно, и мы читаем его в Ѓафторе на второй день праздника. Почему? Поскольку в этом стихе говорится, что Творец испытывает безусловную любовь к Эфраиму. Воистину, Эфраим сделал все самое худшее, но Творец будет любить его, что бы он ни сделал. И это благодаря благословению нашего праотца Яакова, данному основателю колена — Эфраиму, сыну Йосефа. Он провозгласил во весь голос, что ребенка, который создает проблемы, безобразничает и доставляет неприятности в школе, нужно любить безусловной любовью. Как говорит Всевышний: «А Я Сам учил Эфраима ходить, взяв его за руки его, а они не знали, что Я врачевал их. Узами человеческими влек Я их, узами любви…» (Ѓошеа, 11: 3–4). Мы также упоминаем об этом в молитвах Рош ѓаШоно, потому что хотим пробудить безусловную любовь Творца к народу Израиля. И пусть из этой любви Он смилуется над нами и принесет полное и окончательное Избавление — вскоре, в наши дни!

 

Комментарии: СЛЕЗИНКА ДЛЯ РЕБЕНКА
Нет добавленных комментариев