Printed fromchabad.odessa.ua
ב"ה

ЧТО В ИМЕНИ ТЕБЕ МОЕМ?

Четверг, 30. Декабрь, 2021 - 15:03

businessmanutc.jpg

В 1970‑х годах Любавичский Ребе отправил посланников во французский город Лион. Одним из первых организованных ими мероприятий стал урок Торы в местном университетском кампусе. Среди участников была одна студентка, чья семья жила за городом, и посланники стали приглашать ее на Шабос к себе домой. В те дни Ребе впервые объявил о мивце (кампании) «Мезуза», и посланники предложили этой студентке установить мезузу на дверях ее квартиры. Девушка согласилась, однако друзья, приходившие к ней в гости, каждый раз убеждали ее, что жить одной во французском городе и заявлять посредством мезузы, что она еврейка, — довольно рискованно… Со временем эти запугивания сделали свое дело, и однажды девушка взяла и сняла «угрозу безопасности» с косяка входной двери своей квартиры. Примерно через две недели, вернувшись домой, она обнаружила в дверях почтовое уведомление, в котором сообщалось, что для нее прибыла посылка, которую, поскольку ее не застали дома, оставили у соседа, живущего на третьем этаже. Девушка поднялась к соседу, мужчине лет семидесяти, чтобы забрать пакет. Он рассказал ей, что поднимался по лестнице как раз в тот момент, когда почтальон принес посылку, и согласился взять ее. Когда она поблагодарила его и собралась уходить, сосед внезапно сказал ей на иврите: «Шалом». — «Вы еврей?» — спросила она его в изумлении. «Да, и я хочу у вас кое-что спросить: почему вы сняли мезузу с двери своей квартиры две недели назад?» Когда она начала заикаться, извиняться и объяснять ему об «угрозе безопасности», он сказал, что хочет ей кое-что рассказать:
 

— Я еврей, который потерял всю свою семью во время Холокоста. С тех пор я избегал проявлять свою еврейскую идентичность и отдалился от иудаизма, насколько это было возможно: не соблюдал заповеди, не постился в Йом-Кипур, искал в городе самые отдаленные от евреев районы, чтобы не общаться с ними… Около месяца назад лифт, которым я пользовался каждый день при спуске и подъеме на третий этаж, сломался. Так что мне пришлось идти пешком, и когда я добрался до первого этажа, то неожиданно заметил мезузу на двери. Она внезапно перенесла меня в прошлое — на десятилетия назад. Во мне пробудились воспоминания, около получаса я стоял перед мезузой, держа на ней руку, и плакал как маленький ребенок! С тех пор я перестал пользоваться лифтом. Каждый день я спускался и поднимался по лестнице пешком, чтобы иметь возможность постоять несколько минут перед мезузой, поцеловать ее и восстановить связь со своими мыслями. Я чувствовал, что это единственное, что связывало меня с иудаизмом, с моим еврейством… Вот почему я был так поражен и разочарован, когда через две недели я снова не смог увидеть свою мезузу, свое еврейское начало, к которому я так стремился вернуться и с которым хотел снова воссоединиться…

* * *

Подобно тому, как Творец создал мир за семь дней, у Него есть семь Имен, соответствующих семи путям, которыми Создатель управляет миром. На внешней стороне мезузы написано одно из Имен Б‑га — Ша‑дай (Всемогущий). Мудрецы объясняют, что оно является аббревиатурой фразы шоймер длатойс Исроэль — «хранитель дверей Израиля». Талмуд (трактат «Хагига», 12а) дает еще одну расшифровку этого Имени: шеомарти лоойлом дай — «[Тот,] Кто сказал миру: «Достаточно». Это Имя отражает степень сокрытия Творца.

Как известно, Всевышний создал этот мир в четко установленных размерах и границах. Например, если бы Солнце светило хоть немного сильнее, оно сожгло бы все на Земле! Другой пример — вода: если бы океан поднялся чуточку выше, суша была бы полностью смыта его волнами… Но ни того, ни другого не происходит, так как все в мире выверено так, чтобы он мог существовать. Проще говоря, Ша‑дай — это Имя, которое символизирует то, как Всевышний устанавливает законы природы.

В первом стихе текста мезузы: «Слушай, Израиль: Г‑сподь — Б‑г наш, Г‑сподь Един!» — дважды упоминается четырехбуквенное непроизносимое Имя, которое обычно переводится «Г‑сподь» (на иврите его подлинное произношение заменяют словом А‑дой-ной). Буквами этого Имени — йудѓейвовѓей — записываются три формы ивритского глагола лиѓьйойс — «быть»: ѓойо («был»), ѓойве («есть»), йиѓье («будет»). Что это означает? Во-первых, то, что Б‑г вечен. Все остальные творения в нашем мире непостоянны: было время, когда они еще не существовали, сейчас они существуют, но наступит время, когда они не будут больше существовать. Г‑сподь же был, есть и будет. Он вечен, будет существовать во веки веков и, будучи вечным, правит прошлым, настоящим и будущим. То есть, Г‑сподь выше границ времени и места. Имя А‑дой-ной символизирует тот уровень Творца, который выше природы.

И это подводит нас к нашей недельной главе «Воэйро», в начале которой Всевышний говорит Моше: «Я Г‑сподь. И Я явил Себя Авраѓаму, Ицхоку и Яакову как Б‑г Всемогущий (Ша‑дай), но под Именем Моим Г‑сподь-Превечный (А‑дой-ной) Я не был познан ими» (Шмойс, 6: 2–3). В чем смысл сказанного в этом стихе? Создатель говорит Моше, что Его связь с Авраѓамом, Ицхоком и Яаковом можно определить Именем Ша‑дай, которое, как было сказано, символизирует ограниченность законов природы, в мире, где все вымерено и установлено. Для наших праотцов Он не творил никаких чудес. Авраѓам не рассекал море, Ицхок не превращал посох в змею, а Яаков воду — в кровь. Все, что они делали, происходило в рамках законов природы. Они действительно во многом преуспели: разбогатели, выиграли войны и многое другое, — но все это происходило естественным путем. В противовес этому, Творец явился Моше как А‑дой-ной — то есть, связь и отношение Б‑га к Моше выходит за рамки природы, это отношение, основанное на чудесах, которые раздвигают границы мира.

Любавичский Ребе объясняет смысл процитированных выше стихов так: Б‑г хотел научить нас тому, что такое голус (изгнание) и что такое Геула (Избавление). Голус начался уже с нашего праотца Авраѓама и его сына Ицхока, от рождения которого отсчитываются 400 лет изгнания. Именно об этом говорит Б‑г, указывая, что Он открылся Авраѓаму под Именем Ша‑дай, связанным с законами природы. Это и есть изгнание: не видеть чудес, не видеть Б‑га открыто. Геула начинается тогда, когда Б‑г говорит Моше: «Скажи сынам Израиля, что Я — Г‑сподь…» (Шмойс, 6: 6). Всевышний начинает действовать сверхъестественным способом, творя чудеса. Это и есть Избавление.

И это также верно для нашей жизни, так как эти два Имени Б‑га символизируют два состояния человека. Первое — когда он не чувствует влияние Творца в своей жизни, потому что очень успешен и думает: «Сила моя и мощь руки моей составили мне все это богатство» (Дворим, 8: 17). Тогда его отношения с Б‑гом вымерены и ограничены законами природы. Этот человек находится в изгнании, поэтому он думает, что его успех происходит естественным путем, потому что он умен и талантлив и все зависит от него. Возможен и противоположный вариант, когда положение человека настолько тяжело, что он не видит руки Творца, не чувствует, что Б‑г с ним. И тогда он впадает в депрессию и снова оказывается в положении, которое ограничивается законами природы. Когда же начинается Избавление? Ребе говорит: когда человек чувствует Б‑га в каждом мгновении своей жизни. Когда он встает утром с твердой верой в Б‑га и видит руку Всевышнего, ведущую его в каждом действии, которое он совершает. И тогда, в тот день он переживает свое личное Избавление, и Всевышний открывается ему под именем А‑дой-ной.

Мы все ждем Мошиаха, который принесет Геулу каждому еврею и всему миру. Но до тех пор любой человек может удостоиться своего личного Исхода. Ведь изгнание, «Египет» в нашей повседневной жизни — это состояние, когда мы беспокоимся о каждой маленькой проблеме и не ощущаем присутствия Б‑га. Чтобы выйти из него, надо почувствовать, что Всевышний с нами — каждое мгновение, которое мы проживаем в этом мире!

 

Комментарии: ЧТО В ИМЕНИ ТЕБЕ МОЕМ?
Нет добавленных комментариев