Год назад в Иерусалиме состоялись несколько необычные похороны. На них не было большого скопления народа, и они не привлекли внимание всего мира. Необычным было то, что немногочисленные участники сопровождали усопшего пением. Они исполнили известную хасидскую песню «Ѓошио эс амехо» («Спаси народ Твой»). Такова была последняя воля Авраѓама-Йеѓошуа Тверского…
Рабби Тверский родился в 1930 году в семье Чернобыльского ребе, его отец служил хасидским раввином в Милуоки, США. В то время там не было ни еврейской школы, ни хедера, и родители отправили мальчика учиться в государственную школу, где у него не было ни одного друга, соблюдавшего заповеди Торы. В третьем классе учительница привлекла его к участию в спектакле, посвященном нееврейскому празднику. Через неделю мать Авраѓама позвонила учительнице, которая подумала, что она хочет отругать ее за то, что та включила сына раввина в список участников такого шоу. Однако, к ее большому удивлению, мать интересовало, не возник ли у ее невысокого сына комплекс неполноценности рядом с другими детьми, которые были намного выше него. Учительница ответила, что, похоже, его это совсем не беспокоит, а затем призналась, что ожидала получить от нее выговор за то, что сын участвовал в таком спектакле. На что мать ответила: «Если воспитание, которое мы даем ему дома, недостаточно для того, чтобы у него хватило сил выдержать такое испытание, то мы, родители, потерпели полное поражение». Рабби Тверский рассказывал эту историю, когда хотел подчеркнуть важность семейного воспитания.
В девять лет он уже был отличным шахматистом. Однажды на Рош ѓаШоно в их общине гостил один молодой раввин, который, узнав, что Авраѓам хорошо играет в шахматы, предложил ему сыграть с ним. Это было на второй день праздника. Мальчик смутился и спросил: «В Рош ѓаШоно играть в шахматы?». Раввин ответил ему, что это разрешено, и они сыграли несколько партий. Вечером его позвал к себе отец. Когда он вошел в кабинет, отец сидел, углубившись в чтение книги. Дав сыну несколько минут подождать в тишине, отец поднял глаза и спросил: «Ты играл в шахматы в Рош ѓаШоно?» — «Да, — ответил он, — раввин сказал мне, что это разрешено…» Отец опустил глаза и продолжил читать книгу, а мальчик остался стоять на своем месте, ожидая, когда тот освободит его. Через несколько минут отец снова посмотрел на него и спросил: «Ты выиграл?» Авраѓам ответил, что выиграл — даже не один раз, а дважды! Отец улыбнулся и отпустил его. Рабби Тверский рассказал эту историю, чтобы показать, как его отец хотел выразить ему свое недовольство тем, что сын играл в шахматы в Рош ѓаШоно, но, с другой стороны, не хотел, чтобы ребенок расстроился, поэтому он спросил, кто победил. Таким образом, мальчик получил и укор, и одобрение, отец не разрушил его уверенности в себе и дал ему понять, что в Рош ѓаШоно не играют в шахматы.
После школы Авраѓам поступил в Еврейский теологический колледж в Чикаго, по окончанию которого стал раввином. Затем он поступил в университет, чтобы изучать медицину, и стал психиатром, который специализировался на лечении наркозависимости и алкоголизма. Одной из главных основ его метода лечения стал комментарий Баал-Шем-Това на слова Творца «Создадим человека». В начале Торы рассказывается, как Всевышний десятью речениями создал этот мир: «И сказал Б‑г: «Да будет свет!» И был свет» (Брейшис, 1: 3), «Да будет свод посреди вод» (там же, стих 6), «Да порастет земля порослью» (там же, стих 11) и так далее. И все немедленно возникает по Его слову: материки и океаны, светила и планеты, растения, птицы, рыбы и звери… Но на шестой день, когда дело доходит до человека, Создатель внезапно меняет форму речения и говорит: «Создадим человека в образе Нашем по подобию Нашему!» (там же, стих 26). Б‑г как бы говорит: «Давайте сделаем это вместе!» Возникает вопрос: к кому на самом деле обращается Всевышний? Кроме того, почему вдруг, когда речь идет о человеке, Ему нужна помощь? Он не может сделать это в одиночку?! Раши (в комментарии на указанный стих) объясняет: «Поскольку человек подобен ангелам и тем может вызвать зависть к себе, Б‑г держал совет с ними, хотя они и не помогали Ему в созидании человека… Стих учит благопристойности и скромности: чтобы великий советовался с малым и просил его согласия». То есть, такая форма фразы была выбрана для того, чтобы научить человека тому, что если Сам Б‑г советовался с другими, то и люди должны так поступать. А рав Тверский использовал новаторскую интерпретацию Баал-Шем-Това, который утверждал, что когда Всевышний говорит «создадим», Он обращается к самому человеку: «Я и ты — создадим вместе. Я создам тело, а ты должен сделать его человеком».
Любое другое существо в мире было создано совершенным, каким оно родилось, таким и должно быть. Никто не ожидает, что лев будет «самосовершенствоваться»: каким он был создан, таким и останется, как и любое другое животное или птица. С другой стороны, человек — существо странное: он рожден с инстинктами, как животное, он рожден эгоистом, хочет всего для себя, как сказано: «Подобным дикому ослу рождается человек» (Иов, 11: 12). Он родился эгоистом, но должен превратиться в человека. В чем разница между человеком и животным? Животное не имеет способности жалеть (хотя по своей природе и жалеет иногда своих детенышей), у животного нет возможности прощать другого… Б‑г дал человеку разум, с помощью которого он может управлять своим сердцем и смирять свои желания, делать не то, что хочет, а то, что правильно. Наши мудрецы считали, что человек «становится партнером Всевышнего в делах Творения мира» (Талмуд, трактат «Шабос», 119б), то есть он участвует в своем собственном творении. Самосовершенствование — это продолжение работы творения и воплощение призыва Б‑га: «Создадим человека» (так, кстати, называется и одна из программных книг рабби Тверского).
Главная причина, по которой люди приходили на лечение к доктору Тверскому, заключалась в том, что они не испытывали радости жизни. В Декларация независимости США сказано, что каждый человек имеет неотчуждаемое право на «жизнь, свободу и стремление к счастью». Что такое счастье? Всегда ли счастлив человек, обладающий богатством? Есть ли у него радость жизни? Людям нравится получать удовольствия. Тверский рассказывал, что лечил многих людей, которые были очень богатыми, но совсем не ощущали радости жизни. У них были неограниченные возможности получать удовольствия, жить в роскоши, ездить в круизы, посещать самые привилегированные места и мероприятия, в общем, ни в чем себе не отказывать. Были среди его пациентов и люди, пристрастившиеся к наркотикам или алкоголю. Но ни тем, ни другим удовольствия не приносили радость, а часто были средством, помогающим бежать от депрессии.
Как же найти радость жизни? Этот вопрос всегда волновал рабби Тверского. В 5722 (1962) году, будучи еще студентом, он удостоился аудиенции Любавичского Ребе. Узнав, кем он собирается стать, Ребе порекомендовал ему книги известного психиатра Виктора Франкла. Тверский прочитал их и обнаружил, насколько прав был Ребе. Франкл написал в своей знаменитой книге «Человек в поисках смысла», что для того, чтобы обрести радость жизни, нужно найти смысл своей жизни, понять каково твое предназначение в этом мире. Животным достаточно еды и питья, они не спрашивают себя, для чего пришли в этот мир. Человеку этого недостаточно, ему нужно обрести цель в жизни, он должен что-то сделать, чтобы помочь другим, чтобы изменить этот мир к лучшему.
Мы, конечно, находим смысл жизни в Торе. В нашей недельной главе «Исро» мы читаем Десять заповедей, в которых Б‑г сформулировал смысл нашей жизни. Когда человек соблюдает их и живет согласно законам Торы, это приносит ему радость жизни.
…Мелодию известной песни на стих «Ѓошио эс амехо — Спаси народ Твой и благослови наследие Твое, и паси их, и возноси их вовеки» (Теѓилим, 28: 9), сочинил рабби Тверский. Вскоре он впервые спел ее перед большой аудиторией — на свадьбе своего брата. Там были гости из Израиля, которым песня очень понравилась. Они привезли ее в Израиль, где песня быстро стала очень популярной. В 5722 году впервые из Израиля в США отправился специальный чартерный рейс с сотней хабадников, пожелавших провести праздники месяца тишрей с Любавичским Ребе. В Симхос-Тойре Ребе обратился к гостям, прибывшим из Святой земли, и попросил их спеть израильскую песню. Тогда один из хасидов спел эту песню. Песня понравилась Ребе, и он просил спеть ее много раз — в частности, ее пели в связи с положением советских евреев, как просьбу к Б‑гу спасти народ Израиля, помиловать его и вывести из теснин к свободе и простору. Рабби Тверский, посвятивший свою жизнь тому, чтобы приносить радость людям, в своем завещании написал, что хочет перейти из этого мира в грядущий с сочиненной им песней, которая доставляет столько радости людям. А мы продолжим просить Всевышнего: «Спаси народ Твой…» — и пошли нам полное и окончательное Избавление, вскоре, в наши дни!