Printed fromchabad.odessa.ua
ב"ה

ОХОТА НА ЕВРЕЕВ – ХОРОШО ИЛИ ПЛОХО?

Четверг, 10. Февраль, 2022 - 12:52

песке-жизнь-со-смыслом.jpg

 

 

27 января, в Международный день памяти жертв Холокоста, я разговаривал с одним из одесситов, переживших Катастрофу. В ходе нашей беседы он рассказал мне о недавно просмотренном им телесериале «Охотники», в котором показывают, что после Второй мировой войны многим нацистам удалось под вымышленными именами и фамилиями эмигрировать в США, занять важные посты среди политиков и ученых, и даже развернуть деятельность по возрождению нацизма в Америке. Обнаружив это, группа еврейских активистов из Бруклина в конце 1970‑х решила преследовать нацистов и сделать все, чтобы их настигло заслуженное возмездие. Они назвали свою группу «Месть» и фактически стали охотниками за нацистами, но не для того, чтобы выдать их правосудию, а для того, чтобы лишить их жизни. В сериале есть чудовищный эпизод, в котором показано, как в одном из лагерей смерти нацистские офицеры играли в шахматы, используя в качестве шахматных фигур заключенных-евреев. Как и в обычной игре, на поле были расставлены «черные» (группа заключенных в одежде) и «белые» (группа без одежды). И как положено в игре, фигуру сбивали: каждой «фигуре»-заключенному дали в руки нож и, он должен был вонзать нож «сбитому» узнику в сердце…

 

 


 

 

После того, как мой собеседник вышел из моего кабинета, я решил проверить, что пишут об этом сериале, и оказалось, что он вызвал крайне противоречивые отклики кинокритики и даже возмущение еврейских организаций! Музей Освенцима выступил с резким протестом против этого сериала. По поводу эпизода, о котором говорилось выше, было заявлено следующее: «Освенцим был полон ужасов, боли и страданий, задокументированных в показаниях и воспоминаниях уцелевших узников. Изобретение не существовавшей в реальности игры в человеческие шахматы — это не только опасная глупость и карикатура. Оно еще и льет воду на мельницу тех, кто, пользуясь этой выдумкой, может отрицать и реальные преступления нацистов. Мы чтим память жертв, строго следуя подтвержденным историей фактам».

 

 


 

 

Вдобавок к этому, сама история о том, что существовала группа евреев, преследовавших нацистов в США, не имеет и доли правды. Этого никогда не было. В Америке и других странах были «охотники за нацистами», такие евреи, как Симон Визенталь, но они выявляли нацистских преступников и отдавали их в руки правосудия, а вот евреев, которые мстили нацистам без суда и следствия, не было.

 

 


 

 


 

 

Однако в истории народа Израиля есть эпизод, когда евреи подобным образом мстили своим ненавистникам. Это произошло примерно 2500 лет тому назад, и мы узнаем об этом в рассказе о Пуриме. На следующей неделе мы отмечаем Пурим котон — «маленький» Пурим (нынешний, 5782 год в еврейском календаре високосный — в нем не 12, а 13 месяцев: адор удваивается, и Пурим празднуется во втором, а 14 адора I отмечается Пурим котон). Все мы знаем историю о том, как Аман уговорил царя Ахашвероша разрешить «истребить, убить и погубить всех иудеев: от отрока до старца, и детей, и женщин — в один день, в тринадцатый день двенадцатого месяца, то есть месяца адора, а имущество их разграбить» (Эстер, 3: 13). 13 нисона был подписан (и отправлен во все провинции царства Ахашвероша) указ, в котором говорилось, что через 11 месяцев, почти через год, 13 адора, настанет день, когда каждый сможет встать и убить своего соседа-еврея и забрать его имущество. Предлагаемая награда — еврейское имущество — должна была мотивировать всех врагов убивать евреев. Сразу после этого царица Эстер пошла к царю просить милости для своего народа. И в конце этой истории случилось чудо: царь разгневался на Амана, и на второй день Песаха Аман уже висел на дереве! Но царский указ все еще оставался в силе, и 13 адора могли уничтожить всех евреев, не дай Б‑г. Поэтому Эстер снова пошла к царю и умоляла его, «чтоб возвращены были бы письма с замыслом Амана… которые написал он, об истреблении иудеев во всех областях царских» (Эстер, 8: 5).

 

 


 

 

Тут обнаружилась сложная проблема: в Персии был закон о том, что написанное именем царя и скрепленное его печатью нельзя отменить. И тогда Ахашверош предложил Мордехаю и Эстер: «А вы напишите о иудеях то, что вам угодно, именем царя и скрепите печатью перстня царского» (Эстер, 8: 8). И был написан новый указ, на тот же день 13 адора — о том, что царь разрешил иудеям каждого города «собраться и встать на защиту жизни своей: истреблять, убивать и губить всех вооружившихся из народа и из области, тех, кто готов напасть на них, — с детьми и женами, и разграбить имущество их» (там же, стих 11). Этот указ был отправлен 23 сивона, и все же до 13 адора было много месяцев, и все оставались в неведении о том, что может произойти. С одной стороны, есть царский приказ против иудеев — «истребить убить и погубить», с другой стороны, есть другой приказ, где написано, что евреям позволено защищаться и уничтожать тех, кто на них нападет. Проблема была в том, что, к сожалению, врагов, которые могут убить, было гораздо больше, чем евреев, которые могли с ними бороться. Но за эти месяцы настроение царского дома изменилось в пользу иудеев: «А Мордехай вышел от царя в царском одеянии из синеты и белой ткани, и в большом золотом венце, и в мантии из белого льна и багряницы» (Эстер, 8: 15). Все видели, как царь начал уважать евреев, и в результате атмосфера на улице тоже изменилась в их пользу, да так, что «многие из народов страны стали иудеями, потому что охватил их страх пред иудеями» (там же, стих 17).

 

 


 

 

Когда наступил этот день (канун Пурима), «собрались иудеи… чтобы наложить руки на тех, кто желал им зла; и никто не устоял против них, ибо страх пред ними охватил все народы.» (Эстер, 9: 2). А далее сказано: «И перебили иудеи всех врагов своих ударом меча, убивая и истребляя, и поступая с ненавистниками своими по воле своей» (там же стих 5). Интересно, что здесь встречаются два выражения: «их враги» и «их ненавистники». Притом выражения эти повторяются в тексте Свитка: «И остальные иудеи, которые в областях царских, собрались, чтобы отстоять от врагов своих жизнь свою и покой, и убили из ненавистников своих семьдесят пять тысяч человек, а на грабеж не простерли руки своей». А еще мы упоминаем обе эти категории, открывая арон-койдеш (шкаф со Свитками Торы). В это время община произносит: «И было, когда в путь выступал ковчег, говорил Моше: «Встань же, Г‑споди, и рассеются враги Твои, и обратятся в бегство ненавистники Твои от лица Твоего» (Бамидбор, 19: 35). Какая разница между «врагом» и «ненавистником», и кто из них хуже и опаснее для еврея?

 

 


 

 

Любавичский Ребе объясняет, что «враг» — это тот, кто испытывает ненависть и открыто проявляет ее в реальных действиях. Ненавистник же хранит свою ненависть глубоко в сердце и выплескивает ее наружу не только тогда, когда у него появляется возможность активно действовать. Он поглощен ненавистью и постоянно ищет случая навредить тому, кого он ненавидит. То есть «враг» будет драться, когда у него есть возможность открыто воевать, но не будет бегать за другим, чтобы навредить ему. В то же время, ненавистник будет искать малейших поводов, чтобы испортить жизнь другого, и будет докучать ему и преследовать, съедаемый изнутри своей ненавистью. В Персии были «обычные» антисемиты, которые, когда у них появлялся шанс навредить евреям, были рады это сделать, но они не преследовали евреев в других местах, нанося им вред. Но кроме «врагов» были еще и «ненавистники». Кого же можно отнести к их числу?

 

 


 

 

Многие слышали о персидском царе Кире, известном тем, что, завоевав Вавилон, он разрешил евреям вернуться в Землю Израиля и построить Второй Храм. Это была часть общей политики, которая позволяла каждому народу, пока он был предан царской власти, жить по свои традициям и придерживаться своей веры. После того, как евреи начали отстраивать Храм, появилось много ненавистников, которые не могли допустить возрождения народа Израиля. Эти люди разными способами пытались сделать все, что могли, чтобы остановить евреев. И Ахашверош, царствовавший в Персии после Кира, был одним из них (хотя позже — под влиянием жены? — он стал относиться к евреям более лояльно). В сборнике мидрашей под названием «Меам лоэз» говорится, что в тот день, когда евреи убили своих врагов, они убили в том числе и тех, кто пытался остановить возведение Второго Храма. Когда человек, живущий в Персии, не может допустить, чтобы евреи построили Храм в Иерусалиме, и прилагает усилия, чтобы остановить строительство, он подпадает под определение ненавистника. Это Аман и его сыновья, которые произошли от Амолека — того, кто всегда испытывает затаенную в сердце ненависть к народу Израиля. Как говорит Раши: «А Амолек испокон веку был бичом для Израиля — во всякое время готов стать орудием для наказания» (комментарий на стих Бамидбор, 21: 1).

 

 


 

 

…Бывший главный раввин Великобритании рабби Джонатан Сакс, благословенна память о нем, однажды сказал, что нацисты, да сотрутся их имена, охотились на евреев, выискивая их во всех норах и тайниках, чтобы убить, не дай Б‑г. Любавичский Ребе изменил цели «охоты» на евреев к добру. Он отправил своих последователей в каждую точку мира, чтобы найти евреев и с любовью вернуть их в лоно иудаизма. В праздник Пурим, который, с Б‑жьей помощью, будет отмечаться через месяц, каждый должен «поохотиться» хотя бы на одного еврея, даже того, кто может не знать, что в этот день у еврейского народа праздник, и угостить его ѓоменташами, чтобы напомнить вкус Пурима. В этом — главная задача нашего поколения: «охотиться» на евреев, чтобы найти их, полюбить, сплотить и приблизить к их Небесному Отцу!

 

Комментарии: ОХОТА НА ЕВРЕЕВ – ХОРОШО ИЛИ ПЛОХО?
Нет добавленных комментариев