Printed fromchabad.odessa.ua
ב"ה

Тора, текущая молоком и медом

Пятница, 03. Июнь, 2022 - 4:02

milk-and-honey-big.jpg

В последние десятилетия стали очень популярны многочисленные исследования в области медицины. Практически каждый день мы сталкиваемся с какими-либо новыми медицинскими исследованиями, результаты которых нередко противоречат старым. Так, шоколад одно время считался полезным для здоровья, затем появились исследования, запрещающие его кушать. Позднее были опубликованы результаты других изысканий, призывающих активно употреблять в пищу шоколад, так как он является важным для человеческого организма продуктом. Поэтому тем, кто действительно хочет жить согласно последним достижениям медицинской науки, приходится довольно часто менять свой рацион… Вот и на днях были опубликованы рекомендации израильского министерства здравоохранения, которые, основываясь на результатах новейших медицинских исследований, предлагают начинать прикармливать младенца, находящегося на грудном вскармливании, уже на четвертом месяце жизни (хотя раньше считалось, что вводить новые виды пищи дополнительно к материнскому молоку можно не раньше шести месяцев).

 

Без сомнения, материнское молоко содержит все необходимые для младенца питательные вещества, а также антитела, помогающие ребенку особенно в первые месяцы жизни, когда его иммунная система еще слаба. Состав материнского молока изменяется в зависимости от потребностей младенца. Например, чем продолжительнее период грудного вскармливания, чем старше ребенок — тем жирнее становится молоко, а ребенок получает больше калорий. Вечером, перед ночным перерывом в кормлении, жирность молока матери тоже повышается. Летом молоко становится более жидким для того, чтобы удовлетворить потребности ребенка в большем количестве жидкости. И так далее.

 

Сегодня почти все организации здравоохранения в мире рекомендуют исключительно грудное вскармливание (без каких-либо добавлений, таких как каши, чай и вода) в течение первых месяцев жизни младенца. Введение в питание ребенка прикорма из других видов пищи сокращает его потребность в материнском молоке, и выработка молока постепенно уменьшается, что весьма нежелательно. Многие врачи считают необходимым продолжать давать ребенку материнское молоко по крайней мере до двух лет. Проведенные исследования обнаружили, что материнское молоко, которым питается двухлетний ребенок, содержит антитела против многих болезней и поэтому кормление ребенка грудью в более позднем возрасте имеет не меньшее значение, чем в первые месяцы жизни.

 

Грудное вскармливание упоминается и в еврейских священных текстах. Например, в Торе мы читаем: «Кто молвил Авраѓаму: Кормить детей грудью будет Сара!» (Брейшис, 21: 7), «И осталась жена, и кормила грудью сына своего, пока не выкормила его» (Шмуэль I, 1: 23). Похоже, что в те времена младенцев обычно кормили грудью до двух лет, как сказано в Талмуде: «Кормят младенца грудью до 24 месяцев» (трактат «Ктубойс», 59).

 

На исходе Шабоса начинается праздник Швуэс, в который принято есть молочные продукты. Откуда взялся этот обычай? Ведь на праздники мы должны исполнить заповедь есть мясо. Книга «Шулхан орух» в законах о праздниках рассказывает об установлении еврейских мудрецов делать две трапезы. Одну устраивали вечером после наступления праздника, а вторую — днем, после утренней молитвы. Главной составляющей праздничной трапезы считается хлеб, но во время каждой из них предписывается есть мясные блюда, ибо они приносят душе радость, а в праздник существует особая заповедь: «Весомахто бехагехо — И радуйся в праздник свой». Почему же тогда в Швуэс мы едим молочное мороженое, творожный торт, блинчики со сладкой сырковой массой и другие молочные блюда — каждый в соответствии со своими возможностями и кулинарными способностями членов семьи? Тому есть несколько причин.

 

Первая причина — законы шхиты. До дарования Торы евреям было разрешено есть как мясо кошерных животных, зарезанных любым способом, а не только принятым сегодня способом забоя скота, так и мясо всех прочих зверей и птиц. Получив же Тору, они узнали о законах шхиты и запрещенных видов пищи. Получается, что сыны Израиля не могли использовать посуду, в которой раньше готовили: надо было ее откашеровать. Евреи также не могли зарезать животных по законам шхиты, так как это была Суббота, как сказано в Талмуде: «В Шабос была дана Тора». Так что им пришлось питаться только молочными продуктами… Эту причину можно считать, по сути, чисто технической: сыны Израиля в день дарования Торы ели молочное, поскольку у них не было другого выбора.

 

Вторая причина — разрешение пить молоко животных. В Торе есть запрет, называемый эвер мин ѓахай («не есть от живого»). Истоки его восходят к наказу, который Всевышний дал Нояху, когда тот вышел из ковчега: «Только плоти при ее душе не ешьте». Раши, комментируя этот стих, говорит: «Запретил им есть от живого. Иначе говоря, до тех пор, пока в крови его душа, нельзя есть мясо». Евреи опасались, что этот запрет распространяется и на молоко, которое берут от живого скота, и поэтому избегали пить молоко. Но после дарования Торы, когда Всевышний восхвалил Эрец-Исроэль, сказав, что это «страна, текущая молоком и медом», они поняли, что, безусловно, позволено пить молоко, потому что если потребление молока запрещено — это не похвала Земли Израиля. Так дарование Торы развеяло сомнения евреев о дозволенности молока, что стало еще одной причиной, по которой в Швуэс едят молочное.

 

Третья причина — двойная праздничная трапеза, как напоминание о жертве. В праздник Швуэс было принято приносить в Храм два особых хлеба, так называемую хлебную жертву. Чтобы помнить об этом сегодня, мы готовим две трапезы: первую — молочную, а затем (после соответствующего перерыва) приступаем к мясной трапезе.

 

Четвертая причина — гиматрия (числовое значение букв) ивритского слова холав («молоко») равняется сорока. В Швуэс мы едим молочные продукты в память о 40 днях, в течение которых Моше находился на горе Синай, изучая всю Тору (кстати, позже Моше провел на горе Синай еще два раза по 40 дней).

 

Пятая причина — более строгое соблюдение кашрута в Швуэс. Эта причина особенно понравится любителям Кабалы. Из книги «Зоѓар» известно, что каждому из 365 дней года соответствует одна из 365 запрещающих заповедей Торы. Какая же заповедь соотносится с праздником Швуэс? Тора говорит: «Первинки урожая земли твоей приноси в Храм Г‑спода, Б‑га твоего. Не вари козленка в молоке матери его» (Шмойс, 23: 19). Так как именно в Швуэс евреи приносили в Храм первые плоды нового урожая — бикурим (Тора так и называет Швуэс — «праздник бикурим»), то вторая половина стиха, предписывающая избегать смешения мяса и молока в питании еврея, и есть запрещающая заповедь, которая соответствует этому празднику. В Швуэс мы едим две трапезы — одну молочную, а вторую мясную. Мы принимаем все возможные предосторожности, чтобы не смешивать два эти вида пищи, и таким образом мы исполняем заповедь: «Не вари козленка в молоке матери его».

 

Шестая причина связана с языком — гора Синай также называется в Танахе «Гора гавнуним» (от слова гивнот — «вершины»), то есть — «Гора наивысших духовных высот». Сыр (на иврите гвина) напоминает нам о горе Синай. Кстати, гиматрия слова гвина равняется 70, что намекает на 70 ликов Торы.

 

Седьмая причина — Моше-рабейну был вскормлен материнским молоком. Он родился седьмого адора и оставался дома в течение трех месяцев вместе со своей семьей, прежде чем его поместили в короб и опустили в воды Нила на шестой день месяца сивон. Моше спасла дочь фараона, которая нашла его и принесла во дворец фараона. Но вскоре возникла проблема: чем кормить мальчика? В те времена для младенцев не было никаких заменителей материнского молока, поэтому, если родная мать не могла кормить грудью, то нанимали кормилицу. Однако Моше отказался пить молоко египетских женщин (Талмуд объясняет, что рот Моше должен был оставаться чистым, так как в будущем ему предстояло разговаривать со Шхиной). В конце концов, дочь фараона нашла одну женщину, грудь которой Моше согласился взять. Это была Йохевед, его родная мать! Обратите внимание на иронию судьбы: жестокий приказ фараона об уничтожении еврейских младенцев был издан специально, чтобы предотвратить появление нового поколения вождей Израиля. И чем все это закончилось? Моше, будущий еврейский лидер и спаситель народа Израиля, вырос, воспитывался и учился прямо под носом у фараона, в доме фараона, за счет фараона, а его мать Йохевед даже получала деньги за то, что кормила грудью своего родного сына!.. То, что мы едим в Швуэс молочные продукты, напоминает об этих чудесных событиях в жизни Моше, которые начались в шестой день месяца сивон, ставший затем праздником Швуэс (это также учит нас: все, что ребенок, даже совсем крошечный, кладет в ротик, оказывает существенное влияние на его отношения со Всевышним, когда он вырастет).

 

Восьмая причина приведена в «Песни песней» — Тора необходима сынам Израиля, как материнское молоко младенцу. Царь Шломо сравнивает Тору с медом и молоком, как сказано: «Мед и молоко под языком твоим» (Песни песней, 4: 11). Сравнение Торы с медом понятно всем. Мед сладкий, и цель этого сравнения — показать, что Тора делает жизнь еврея сладкой. Согласно древнему обычаю, перед тем, как отдать ребенка в хедер, в возрасте трех лет ему делают опшерниш (первую стрижку). Один из элементов церемонии — намазывают мед на доску с буквами алфавита и говорят мальчику слизывать этот мед, чтобы он почувствовал, насколько сладок вкус Торы… Но что особенного во вкусе молока? Для чего Тору сравнивают с молоком? Возможно, чтобы напомнить: Всевышний создал людей и зверей такими, что после рождения они нуждаются в молоке своих матерей, чтобы жить, расти и развиваться. С молоком матери детеныш получает все необходимые вещества и витамины. В течение многих лет пытались изобрести заменители материнского молока, но без особого успеха. Сегодня врачи утверждают, что материнское молоко является наиболее здоровой пищей для младенца, и рекомендуют матерям кормить детей грудью как можно больше времени. И это самый правильный и здоровый подход к развитию ребенка.

 

Точно так же Тора — это молоко для еврейского народа. В ней есть все необходимые для еврея «витамины», чтобы он мог выжить в нашем безумном мире, большинство деяний которого злы и нечестивы, и злодеи, к сожалению, в нем преуспевают. Не раз делались попытки заменить Тору иными теориями и философскими системами (вот и сравнительно недавно, во время революции в России евреи думали, что коммунизм спасет их), но все больше и больше евреев приходят к выводу, что нет реальной замены нашей святой Торе. Как нет для ребенка питания лучше, чем грудное материнское молоко, так нет для еврея ничего лучше Торы!

 

Сладкого и кошерного всем нам праздника! Пусть наша жизнь всегда течет молоком и медом!

 

Комментарии: Тора, текущая молоком и медом
Нет добавленных комментариев