Printed fromchabad.odessa.ua
ב"ה

ЧТЕНИЕ ТОРЫ И МОЛИТВА, СИДЯ И СТОЯ…

Пятница, 19. Август, 2022 - 4:32

 Molitva-vozle-Steny-Placha-v-Izraile.jpg

Каждую Субботу и праздник, в рош-хойдеш, холь ѓамоэд и дни общественных постов, а также по понедельникам и четвергам мы читаем в синагоге определенные отрывки из Свитка Торы. По мнению мудрецов, есть два отрывка, чтение которых является заповедью самой Торы. Это отрывок Зохойр, который читается один раз в году, перед праздником Пурим, и отрывок Ѓакѓель, который читал царь в холь ѓамоэд праздника Суккос года, следующего за субботним. Сейчас у нас нет возможности исполнить заповедь чтения Ѓакѓель, потому что нет царя и нет Храма, но заповедь чтения отрывка Зохойр продолжает исполняться.

Некоторые из авторитетов Торы считают, что каждый год перед праздником Песах следует читать отрывок Поро, и это также является заповедью из Торы. В остальном, чтение Торы в синагогах регулируется установлением мудрецов — устной традицией, восходящей к Моше-рабейну. Он ввел обычай, согласно которому отрывки из Торы должны были читать в утреннюю молитву каждую Субботу, по понедельникам и четвергам, а также в праздничные дни, в холь ѓамоэд и рош-хойдеш. Эзра добавил некоторые правила к первоначальным законам Моше (как, например, вызывать к Торе трех чтецов в понедельник и в четверг утром, и чтобы в общей сложности они прочитали не менее десяти стихов) и добавил чтения Торы в Субботу во время молитвы Минха. Эзра установил также читать Тору вместе с определенной интонацией, в соответствии со специальными знаками кантилляции (таамим).

Существуют разные мнения по поводу того, должны ли молящиеся стоять во время чтения Торы. Большинство мудрецов пишут, что можно сидеть, но есть и мнение о том, что надлежит стоять.

Хотя закон и не предписывает стоять при чтении Торы, но так как во время ее дарования на горе Синай все стояли, то существует обычай стоя произносить слова: «Благословен Г‑сподь Благословенный во веки веков!», отвечая на призыв вызванного к Торе: «Благословите Г‑спода благословенного!» Впрочем, и тут есть разные мнения. Так, святой Аризаль имел обыкновение сидеть во время чтения Торы, даже когда говорили: «Благословен Г‑сподь…», и так было принято во многих синагогах — как сефардских, так и ашкеназских.

А вот насчет молитвы Шмоне-эсре разночтений нет. Ее другое название — Амида, что в переводе означает «стояние». Это указывает на то, что нужно стоять во время ее произнесения.

Почему же евреи должны молиться стоя? Мы читали, что «молитвы установлены вместо жертвоприношений». А евреи, совершавшие жертвоприношения в Храме, должны были стоять. Об этом мы узнаем из сегодняшней недельной главы «Эйкев»: «В ту пору отделил Г‑сподь колено Леви… чтобы стоять пред Г‑сподом, служа Ему…» (Дворим, 10: 8). Именно эти слова указывают, что мы должны стоять во время молитвы, что заменяет в наши дни служение в Храме («Тур», «Орах хаим»).

Важно отметить, что в Храме вообще не было стульев для сидения. Каждый, кто приходил туда, должен был стоять. Ѓалоха предписывала: «Не сиди во дворе Храма». Это правило касалось даже Санѓедрина, который заседал в Храме. Талмуд говорит, что помещение в Храме, называемое лишкас ѓагазис, было разделено на две части: священную и «будничную». Так вот, Санѓедрин находился на той половине, которая была вне Святилища.

Не только при чтении Амиды мы должны стоять, но и при произнесении тех частей молитв, которые имеют важное значение, мы тоже стоим. Поэтому, когда мы читаем отрывки Борух шеомар («Благословен Тот, по слову Которого…») и Иштабах («Да будет восхваляемо Имя Твое…»), мы встаем.

Но есть одна молитва, во время чтения которой, несмотря на всю ее важность, мы сидим — Шма. Закон гласит, что если человек сидит, когда он доходит до чтения Шма, то он не только не должен вставать, а ему даже запрещается стоять и читать ее. Почему? Ведь, исходя из буквального значения входящих в текст Шма слов «ложась и вставая», можно сделать вывод, что нужно стоять во время ее чтения. Однако еврейские мудрецы говорят, что нет необходимости вставать, ибо тот, кто стоит во время чтения этой молитвы, как будто говорит, что не согласен с толкованиями мудрецов к этим стихам, и поэтому кажется, будто он оспаривает слова мудрецов, а это запрещено («Шулхан орух», «Законы чтения Шма», 63: 2).

Если посмотреть глубже, то есть и другие причины, по которым мы не стоим при чтении Шма. Учение хасидизма объясняет, что существует разница между положением сидя и стоя. Когда человек стоит, он находится в состоянии битуль (понимания своей малости и незначительности, по сравнению с тем, перед кем он стоит). Поэтому, к примеру, перед царем стоят. Этого нельзя сказать о положении сидя, которое выражает противоположную битулю концепцию — ешус (ощущение значимости и ценности собственного «я»). Важная персона не будет вставать перед тем, кто ниже его рангом.

С другой стороны, если человек хочет сосредоточиться на чем-либо, то ему будет легче это сделать, когда он сидит. Человеку удобнее заниматься умственной работой сидя. Положение стоя не дает ему для этого достаточно комфорта. Поэтому во время чтения Шма, когда еврей должен глубоко осознать единство Б‑га («Г‑сподь — Б‑г наш, Г‑сподь един»), подумать, как каждая вещь в этом мире происходит от Всевышнего, что должно породить в нем любовь к Б‑гу («Люби Г‑спода Б‑га своего»), молящемуся разрешается сидеть.

В противовес этому, молитва Амида, в сущности, представляет собой встречу со Всевышним. Поэтому мы делаем три шага назад, а потом возвращаемся обратно туда, где стояли, как человек, который пришел поговорить с царем. А в конце молитвы снова делаем три шага, как бы прощаясь с царем… Когда человек встречается с царем, он должен быть в состоянии битуля, поэтому мы обязаны стоять во время молитвы Шмоне-эсре.

До сих пор мы говорили о молитве. А как насчет чтения Торы? В нашей синагоге бо´льшая часть аудитории в это время сидит, но есть синагоги, в которых часть молящихся считают необходимым стоять. А как правильно?

Очевидно, что во время чтения Торы мы слышим слова Б‑га, а если это так, то нужно относиться с почтением к услышанному. На Синае народ Израиля не сидел в креслах, а стоял в благоговейном трепете, слушая Десять заповедей, так должно было бы быть и в синагогах.

Книга Судей рассказывает об Эглоне, царе Моава, который, хотя и был нееврейским царем, встал со своего трона после того, как Эхуд бен Гера подошел к нему и сказал: «У меня слово Б‑жье к тебе». Раши замечает: «И за это удостоился того, что произошла от него праведная Рут» (Раши на Шофтим, 3: 20). Если уж нееврей встает, чтобы услышать слова Всевышнего, то тем более мы должны делать это.

На этой неделе мы читаем в главе «Эйкев» рассказ Моше-рабейну о сорока днях его пребывания на горе Синай, когда он получил от Всевышнего первые Скрижали Завета. После этого произошел грех золотого тельца, а затем Моше вновь поднялся на гору за вторыми Скрижалями. О первых он говорит: «Когда я взошел на гору, чтобы принять Скрижали каменные… и пребывал (на иврите — эйшейв) я на горе сорок дней и сорок ночей» (Дворим, 9: 9), т. е., это можно понять так, что он сидел на горе. Однако после этого, когда Моше рассказывает о вторых Скрижалях, он говорит: «Я стоял на горе, как в дни первые, сорок дней и сорок ночей». Так, что происходило на самом деле? Он стоял или сидел на горе Синай?

Талмуд задает этот вопрос в трактате «Мегила» (21а), и приводит несколько объяснений: «Сказал Рав: «Учит и стоит, сидит и повторяет» (когда Моше учит Тору от самого Всевышнего, тогда он стоит, а когда он повторяет сам с собой то, что выучил, то он сидит). Рова поясняет: «Легкое — стоя, трудное — сидя» (легкие для понимания части Торы Моше изучал стоя, а трудные и запутанные — сидя).

Талмуд продолжает: «Со времен Моше и до рабана Гамлиэля Тору учили только стоя, но после рабана Гамлиэля, мир ослабел и Тору начали изучать сидя». Почти 1300 лет — с момента дарования Торы и до времен рабана Гамлиэля, который жил за несколько десятков лет до разрушения Второго Храма, — Тору изучали стоя. Не было скамеек, все проповеди раввинов слушали стоя, никто не засыпал во время их произнесения… Однако потом увидели, что новые поколения становятся все слабее, и если не будет скамеек, в бейс-мидраш никто не придет. И тогда разрешили изучать Тору сидя. Почему? Потому что Моше-рабейну на горе Синай и стоял, и сидел. Следуя его примеру, в наше время евреи молятся стоя, а изучают Тору и слушают ее чтение сидя.

…Существует явное различие между положением стоя и сидя. Когда люди стоят, то сразу видна разница в их росте: один человек более высокий, а другой более низкий. Эта разница не так заметна, когда люди сидят. В сидячем положении все кажутся одного роста, и никому не надо задирать голову, чтобы взглянуть на кого-либо. Чему это учит нас? Когда еврей молится Всевышнему, проявляются его личные отношения с Г‑сподом. Все при этом находятся на различных уровнях, и, следовательно, должны стоять во время молитвы. А Тору изучают коллективно. Нужно сесть вместе со всеми, смотреть друг другу в глаза, и только так можно преуспеть в изучении Торы, поэтому во время учебы сидят.

А если мы хотим воспитать наших детей в еврейском духе, нам стоит заглянуть в «Шулхан орух» и в «Законы почитания родителей» Рамбама, где написано: «Стой перед отцом, как перед учителем» (то есть, уважение к учителю должно быть таким же, как к родителям). Возможно, если мы будем настойчиво следовать этому правилу, то удостоимся увидеть успехи в воспитании детей. Рекомендую попробовать…

 

Комментарии: ЧТЕНИЕ ТОРЫ И МОЛИТВА, СИДЯ И СТОЯ…
Нет добавленных комментариев