Printed fromchabad.odessa.ua
ב"ה

НЕ ХОВАТИСЯ ВІД ВСЕВИШНЬОГОБ А ШУКАТИ ЙОГО...…

Четверг, 29. Сентябрь, 2022 - 13:58

 Без названия (1).jpg

Эту историю поведал бывший узник концлагеря Бухенвальд Нафтали Лау (Лави), старший брат раввина Исроэля-Меира Лау, историю спасения которого я недавно рассказывал. После войны и репатриации в Израиль однажды он посетил ребе из Гур, потерявшего во время Холокоста жену и детей. Ребе пригласил его на совместную ночную прогулку по улицам Иерусалима. Они долго шли рядом и молчали — ребе, переживший тяжелую утрату, и осиротевший девятнадцатилетний юноша. Вдруг ребе из Гур остановился и спросил своего спутника: «Ты видел там трубы?» — «Да», — ответил Нафтали, и они продолжили свой путь в темноте и тишине. Потом ребе из Гур снова остановился и спросил: «И дым ты тоже видел?» — «Да», — последовал ответ, и они продолжили свою прогулку. Через некоторое время ребе опять спросил: «А Б‑га ты там видел?» Смысл этого вопроса заключался в том, может ли человек, находясь в таком аду, сохранить свою веру в Б‑жественное провидение, продолжать видеть присутствие Всевышнего в мире.

…Каждый ребенок, который учится молиться, замечает, что молитва Амида начинается с обращения к Всевышнему, Которого мы именуем «Б‑г Авраѓама, Б‑г Ицхока и Б‑г Яакова». Потом, по мере взросления и более глубокого изучения Торы, человек понимает, что величайшим пророком в среде народа Израиля на протяжении всех веков был Моше-рабейну. Это единственный из пророков, с которым Б‑г говорил «лицом к лицу», в отличие от всех других, к которым Всевышний являлся лишь во сне. Как говорится в конце главы «Везойс ѓаброхо» (и всей Торы): «И не восстал более пророк в Израиле, как Моше, которого знал Г‑сподь лицом к лицу» (Дворим, 34: 10).

Казалось бы, правильнее поставить рядом со Всевышним имя Моше — человека, который стал лучшим посланником Б‑га на земле. Ведь именно он был на горе Синай, «при Г‑споде сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил» (Шмойс, 34: 28). Именно Моше получил скрижали завета, его Тора называет «человек Б‑жий» (Дворим, 33: 1). Ни у кого не было таких особых отношений с Б‑гом, как у Моше. Только он мог выдвинуть ультиматум Самому Всевышнему: «И теперь, если простишь их грех, хорошо, а если нет, то сотри меня из Твоей книги, которую Ты написал» (Шмойс, 32: 32). Только Моше имел право сказать: «Встань же, Г‑споди!.. Обратись, Г‑споди!» (Бамидбор, 10: 35, 36). Но если это так, то, казалось бы, в молитвах мы должны сказать: «Б‑г Моше!» Почему же мы говорим «только» «Б‑г Авраѓама, Б‑г Ицхока и Б‑г Яакова»?!

Люди часто спрашивают: «Где Б‑г? Где Он был во время Холокоста или в другие тяжелые для евреев времена?..» Наша сегодняшняя недельная глава «Вайелех» некоторым образом отвечает на эти вопросы. В ней Моше от Имени Б‑га говорит, что придет черный день для народа Израиля: «И воспылает Мой гнев на него в тот день, и Я покину их и сокрою лицо Мое («Как бы не видя, не замечая их бедствия…» — Раши) от них, и будет он на погибель, и постигнут его злоключения многие и беды, и скажет он в тот день: «Не потому ли, что нет Б‑га в среде моей, постигли меня эти бедствия?» (Дворим, 31: 17).

Мир будет похож на джунгли, если каждый сможет делать все, что ему заблагорассудится, и людям не откроется Б‑жественное провидение. Поэтому время Холокоста (и другие подобные тяжелые для евреев времена) еврейская традиция называет «сокрытие Б‑жественного лика»… Но ведь Б‑г есть само добро, а то, что исходит от Него, должно нести добро! Если эта истина справедлива, то что хорошего несет нам положение, когда Всевышний «скрывает» Свое лицо?

Есть такая детская игра — прятки, и дети любят иногда поиграть в нее со своими родителями. Дети просят отца где-нибудь спрятаться и начинают искать его. Порой уставший отец спрашивает детей: «Почему вы хотите, чтобы я прятался, а вы меня долго искали? Вот я здесь, с вами!» В ответ дети смеются: «Нет, так не интересно. Ты пришел к нам сам, а весь смысл игры в том, что мы ищем и после долгих поисков, наконец-то, сами находим тебя…»

Подобно этому, говорит Магид из Межирича, Б‑г играет с нами в прятки. Он прячется, скрывает от нас Свое лицо только с одной целью, чтобы мы искали Его. И только тогда, когда мы действительно находим Его, мы «прилепляемся» к Б‑гу с наибольшей силой.

В Торе мы читаем о случаях, когда люди играли в прятки с Б‑гом. По крайней мере, один человек, который пытался спрятаться от Всевышнего, известен всем: Адам, после того, как он вкусил плод Древа познания добра и зла. В Торе сказано: «И услышали голос Г‑спода Б‑га, проходивший по саду… и укрылся человек и его жена от Г‑спода Б‑га средь деревьев сада». А когда Всевышний позвал Адама, тот объяснил свое поведение так: «Голос Твой услышал я в саду и устрашился, ибо наг я, потому и укрылся» (Брейшис, 3: 8, 9). Тем самым Адам усиливает свой грех, пытаясь скрыть правду.

В Танахе есть еще одна известная история о попытке бегства от Б‑га. В Ѓафторе, которую мы читаем в Минхе Йом-Кипура, рассказывается о пророке Йоне. Всевышний велел ему пойти в город Нинве и пророчествовать там. Однако Йона не захотел исполнять это поручение. Вот как об этом рассказывается в книге пророка Йоны: «И встал Йона, чтобы убежать в Таршиш от Г‑спода, и сошел в Яффо, и нашел корабль, идущий в Таршиш… Но Г‑сподь навел на море ветер большой, и была в море буря великая, и корабль готов был разбиться». Пришлось Йоне признаться людям, что причина всему происходящему в том, «что от Г‑спода бежит он» (Йона, 1: 1–10). Конец этой истории известен всем.

Так люди безуспешно пытались скрыться от Всевышнего. Однако на этой неделе мы читаем о том, что Б‑г «прячется», как будто скрывая Свое лицо от нас, чтобы мы искали и нашли Его. Ведь эти поиски на самом деле делают наши отношения с Б‑гом гораздо более тесными, живыми и волнующими.

В молитве мы говорим: Б‑г Авраѓама», потому что Авраѓам 75 лет искал Б‑га. Он родился в доме идолопоклонников и по своей воле прошел долгий путь поисков Создателя. Он был готов к сожжению заживо во имя этой веры, хотя Всевышний не открывался ему, а весь мир был против него, и все смеялись над ним. Несмотря ни на что, он пошел этим путем и в конце, когда случилось чудо, и в возрасте ста лет Б‑г послал ему сына, Всевышний снова испытывает его, повелев принести величайшую из жертв, которые только можно потребовать от человека (жертвоприношение Ицхока). То же самое можно сказать об Ицхоке и Яакове, которые всегда искали способы приблизиться к Б‑гу, встречая на этом пути бесконечные горести и испытания.

У Моше-рабейну все было по-другому. Пастухом ходил он со своим стадом по Синайской пустыне, когда внезапно Б‑г открылся ему в горящем кусте и позвал: «Моше, Моше!» И в такой момент, когда Сам Всевышний пришел к нему и предложил ему быть спасителем народа Израиля, даже тогда Моше спорит и пытается убедить Б‑га, что надо бы поискать кого-то другого на эту роль. Мы не говорим в молитве «Б‑г Моше!», потому что Всевышний искал Моше, который сам ничего не предпринял, чтобы найти Создателя.

…На Йом-Кипур евреи собираются в синагоге. Случается, что приходит человек, видит вокруг себя много евреев и думает: «Здесь есть все: миньян, талесы, арон койдеш, Махзор, молитва, шойфар. Но где же Сам Б‑г? Почему я не испытываю того духовного подъема, который был у меня в предыдущие годы?!» Магид из Межирича говорит, что наша задача — искать Всевышнего, и чем больше мы ищем, тем ближе мы подходим к Нему, до такой степени, что Он действительно будет «нашим Б‑гом». А Любавичский Ребе добавляет от имени Магида, что иногда, если кто-то очень хорошо прячется, тому, кто ищет, может, наконец, и надоесть искать. Поэтому в Десять дней раскаяния мы обращаемся к Б‑гу и просим Его не скрывать чрезмерно «Свое лицо» от нас, иначе, не дай Б‑г, Его дети здесь на земле могут отчаяться Его найти… И мы взываем: «Отец наш, Царь наш! Вскоре яви нам славу царства Своего, яви Себя и вознесись над нами на глазах всех живущих!» Да будут услышаны наши молитвы и да скрепит Всевышний Своей печатью хороший приговор о нас в Книге жизни на наступивший — добрый и сладкий — год!

 

Комментарии: НЕ ХОВАТИСЯ ВІД ВСЕВИШНЬОГОБ А ШУКАТИ ЙОГО...…
Нет добавленных комментариев