Люди часто обращаются к Небесам с просьбой о чуде. Каждый из нас был бы счастлив встать утром, заглянуть на свой банковский счет и обнаружить, что добрые ангелы вложили на него миллион долларов… Это, конечно, было бы очень здорово, но реальность такова, что Всевышний не продает чудеса в магазине, и то, что не может произойти естественным путем, — не произойдет. Поэтому очень трудно понять, почему, комментируя стих: «И послал Яаков ангелов пред собой к Эйсаву, брату своему» (Брейшис, 32: 4), Раши говорит: «Именно ангелов. Слово малах имеет два значения: «ангел» и «посланец»; в данном случае он послал ангелов из тех, которые встретили его». Значит, наш праотец Яаков пригласил верховных ангелов с небес, Михоэля и Гавриэля, и отправил их к своему брату?! Это, конечно, очень озадачивает. Что заставило Раши дать именно такое толкование? Почему бы просто не выбрать второе значение — «посланец»? Точно так сказано в главе «Хукас»: «И направил Исраэль послов (малохим) к Сихону, царю эморийцев» (Бамидбор, 21: 21), и комментарии (и перевод) показывают, что Моше отправил обычных посланников, из плоти и крови. И главное: зачем Яакову понадобилось такое великое чудо? Разве это была столь сложная задача, что для ее выполнения надо было призвать верховных ангелов с небес? В общем, Яаков хотел «пощупать пульс» у Эйсава и проверить степень его гнева. Пребывает ли он все еще в ярости от того, что произошло между ними двадцать лет назад, или долгие годы разлуки сделали свое дело — он повзрослел и менее зол? Для такой проверки можно было нанять частного детектива или хорошего адвоката, обладателя сертификата медиатора, и не было никакой необходимости беспокоить небесных ангелов!
Однако следует сказать: Эйсав был, к сожалению, убийцей, очень опасным, вспыльчивым человеком, способным, не задумываясь, «нажать на курок». И поэтому в голову Яакову даже не приходила мысль отправить к нему посредника-человека. Это было бы слишком рискованно…
Подтверждение этому мы найдем в описанном в Торе эпизоде, предшествовавшем продаже первородства. Яаков на кухне готовит отцу чечевицу (в этот день скончался Авраѓам, и Ицхок сел оплакивать своего отца, а по традиции в первую трапезу после похорон скорбящим дают блюда из чечевицы). Эйсав возвращается домой, заходит на кухню и, увидев еду, просит брата: «Дай же мне глотнуть от этого красного, красного, ибо устал я» (Брейшис, 25: 30). Почему Эйсав устал? Что сделало здорового, крепкого 15‑летнего юношу «уставшим»? Раши говорит (в комментарии на предыдущий стих): «Устал убивать». В тот день он совершил первое в своей жизни убийство: сразил своей стрелой царя Нимрода, который был властителем мира на протяжении десятилетий! Яаков хорошо помнил этот момент, поэтому он и не думал посылать к Эйсаву посланника из плоти и крови. Было ясно, что ему нужна помощь верховных ангелов, чтобы выстоять и остаться в живых после встречи со своим братом.
…Приближается 19 кислева, когда весь еврейский мир отметит день освобождения из заключения Алтер Ребе, автора «Тании» и свода законов «Шулхан орух ѓаРав». Одним из знаменитых приверженцев Алтер Ребе был рабби Шмуэль Мункес. Это был интересный человек: на первый взгляд он производил впечатление этакого «Гершеле», который любит пошутить и насмешить, но те, кто его хорошо знал, понимали, что за его юмором скрывается глубокая душа. Когда реб Шмуэль Мункес был совсем молодым, он услышал про величие цадика из Лиозно (Алтер Ребе) и решил стать его хасидом. Холодной зимней ночью реб Шмуэль прибыл в Лиозно и постучал в дверь дома Ребе. Ему никто не ответил. Он постучал сильнее, и услышал голос рабби Шнеура-Залмана: «Уходи отсюда! Дверь сейчас не откроется». Но не таким человеком был рабби Шмуэль Мункес, чтобы переживать из-за отказа. Он начал стучать еще сильнее. Ребе повысил голос и закричал: «Уходи! Если ты не уйдешь, я позову моего помощника, моего Эйсава (свое злое начало), чтобы прогнать тебя». Реб Шмуэль ответил: «Рабби, мне не страшно, мой Эйсав сильнее вашего!»
История встречи Яакова с Эйсавом — это притча нашей жизни: перед каждым из нас стоит такой «Эйсав», чтобы помешать нам продвинуться в духовном плане. Мы начали год духовно окрыленными, но жизнь в мире делает свое дело: мы дышим материальным, едим материальное, пьем материальное и сами становимся материальными. Есть красивое выражение, подводящее итог жизни человека: «Мы теряем важное из-за срочного». Необходимость прибыльно закрыть месяц и преуспеть в бизнесе гасит огонь и энтузиазм, и так проходит еще один год. Вот почему для нас так важна помощь «ангелов». У нас нет возможности выходить в мир с пустыми руками и идти по жизни только благодаря своим собственным силам. Согласно учению автора книги «Тания», ангелы — это «мозг» и «сердце»: мозг и сердце выше в мире, чем наша обычная рутина. И если мы сможем наполнить их высоким содержанием Торы, мозг передаст это послание сердцу — и оба они поднимут нас над ежедневными проблемами. Каждая открытая книга Торы знает, как передать ее мозгу, но только некоторые слова Торы способствуют созданию невероятного и одновременно говорят разуму и сердцу. Их сила хороша, чтобы задействовать все составляющие личности и поднять нас на более высокую ступень духовности. В этом и заключается сила «Тании», сила хасидизма в целом: взять утомленных жизнью людей и зажечь их духовным энтузиазмом.
Ангелы, которых Яаков послал к Эйсаву, также напоминают нам: Б‑г дал нам ангелов. Они ждут очень близко, внутри большого книжного шкафа. Все, что нам нужно сделать, — это вытащить их. И что еще более важно: мы все с нетерпением ждем Мошиаха, а учение хасидизма должно сыграть важную роль в подготовке мира к его приходу, как известно из знаменитого письма Баал-Шем-Това, в котором он рассказывает о своем подъеме в духовные миры и о встрече с Мошиахом. «И спросил я его, — пишет Баал-Шем-Тов: — «Эймосай кооси мар — Когда же ты придешь, господин мой?» И ответил он: «Вот тебе знак. Когда известно станет твое учение в мире и кшейофуцу майанойсэхо хуцо — когда источники твои изольются наружу». Да произойдет это вскоре, в наши дни! Омейн!