Сегодня доподлинно известно, что жертвами политических репрессий во времена существования коммунистического режима в Советском Союзе стали миллионы. Людей арестовывали по малейшему подозрению или доносу, пытали, добиваясь признаний, затем расстреливали или отправляли в лагеря. Евреям, особенно пытавшимся сохранить и распространять иудаизм, доставалось намного больше остальных. В такой обстановке иешивы и хедеры действовали подпольно, принимая все необходимые меры предосторожности…
В одном из маленьких городков группа молодых евреев собралась на фарбренген. Вел его верный секретарь шестого Любавичского Ребе, рабби Йосефа-Ицхока Шнеерсона, реб Йехезкель (Хаче) Фейгин (впоследствии был убит нацистами в Риге, да отомстит Всевышний за его кровь). Реб Хаче пытался пробудить в душах слушателей понимание того, что их духовное состояние далеко от желаемого, и чувствительные юноши расплакались. Внезапно раздался тихий свист. Это был сигнал наблюдателя, который стоял снаружи и предупреждал, что приближаются подозрительные люди. Ребята привыкли к таким ситуациям и в считанные минуты разбежались. К тому времени, когда пришли энкаведешники, комната была пуста.
Через несколько дней они собрались снова, и реб Хаче Фейгин попросил продолжить фарбренген с того же места, на котором они остановились в прошлый раз. «Посмотрите-ка на проделки злого начала! — сказал он. — Когда я взволновал вас вопросом о поднятии духовности, вы заплакали. Но когда возникла физическая опасность для жизни, никто не плакал. Каждый сделал именно то, что нужно, чтобы исчезнуть и спасти свою жизнь… Это уловки злого начала. Во всем, что касается материальности, оно требует действий, но когда дело доходит до духовности, ему достаточно плача, чтобы мы продолжали ничего не делать…»
После зажигания ханукии говорят: «Эти свечи святы, и нет у нас права пользоваться ими, а только смотреть на них». Мы намеренно подчеркиваем и напоминаем себе, что эти свечи отличаются от всех других свечей в мире: в то время как цель свечей обычно состоит в том, чтобы, скажем, освещать наше жилище, ханукальные свечи являются исключением, и их светом не следует пользоваться для удобства и прочих бытовых нужд. Цель этих свечей — в само́м их существовании, просто в том, что они стоят здесь. И это вызывает удивление: зачем зажигать свечи «просто так»? Нет ни одной подобной заповеди! Наоборот, в любом другом случае зажигания свечей есть прямое обязательство наслаждаться их светом. Без удовольствия мы не обязаны зажигать свечи. Например, субботние свечи, чье место на субботнем столе, свеча Ѓавдолы, отражение света которой нам следует увидеть на своих ногтях, и т. д. И самое большое чудо — это храмовые свечи, в память о которых зажигают ханукию каждый вечер. Ведь основной целью зажигания Меноры было осветить Храм, как сказано: «К лицу светильника будут светить семь лампад» (Бамидбор, 8: 2). Менора предназначена для наслаждения ее светом. Так что же такого в зажигании ханукальных свечей, просто стоящих на столе?!
Этот менее известный вопрос напоминает аналогичный и более известный. Почти невозможно говорить о Хануке, не упоминая об этом: Ханука — единственный праздник, на который не устраивают праздничную трапезу. Знаменитый символ праздников народа Израиля — это обильное застолье. Евреи празднуют за столом. На Песах есть Седер, на Швуэс — молочная трапеза, на Рош ѓаШоно — торжественная вечерняя трапеза с символами праздника, на Суккос заповедь трапезничать в сукке, а на Пурим — мицва «выпить столько, чтобы не различать Амана и Мордехая». И только Ханука является исключением, и мы не балуем наше тело праздничной трапезой с хорошей масляной едой. Почему наши мудрецы не исправили это упущение и не позволили нам наслаждаться светом ханукальных огней и вкусной трапезой?
Любавичский Ребе объясняет, что история Хануки — это совершенно другая история, чем все, что мы знаем. Нет праздника, подобного Хануке. Все войны, которые люди в целом и евреи в частности вели на протяжении всей истории, были борьбой за существование. Враг угрожал нашей жизни и инстинкт самосохранения побуждал нас вступить в борьбу не на жизнь, а на смерть, чтобы уничтожить его. Это была не еврейская, а общечеловеческая потребность. Война обычно начинается для того, чтобы сохранить жизнь или территорию, имущество. События, послужившие основанием для установления праздника Хануки, совершенно другие. Это единственная война в еврейской истории, которая разразилась для завоевания религиозной свободы. Греки не угрожали нашей жизни. Антиох не уничтожил Храм и не разрушил Иерусалим, как вавилоняне и римляне. Он не изгнал нас с земли наших предков, напротив отстроил и украсил Иерусалим и назвал его уважаемым именем «Антиохия». Взамен он хотел нанести непоправимый вред духовному наследию народа. Он потребовал установить одну культуру во всех своих владениях. Он запретил исполнение самых главных еврейских заповедей, таких как обрезание и Шабос, чтобы создать единое мышление у всех своих подданных.
И именно здесь произошло удивительное событие с Хашмонаим. Ведь они могли бы сказать: «Слава Б‑гу, нам дают жить в Земле Израиля, не изгоняют нас отсюда, этого достаточно». В конце концов, за 300 лет до этого, после разрушения Первого Храма, народ Израиля потерял контроль над своей землей, и никто не подумал изменить ситуацию. Хашмонаим могли бы продолжать в том же духе, но Матитьяѓу и его сыновья вступили в ожесточенную борьбу исключительно ради возможности выражения еврейской души, чтобы обеспечить свободную еврейскую жизнь на Земле Израиля: соблюдать Субботу и делать обрезание новорожденным. Это единственная война, которая началась не для защиты евреев, а для защиты иудаизма. И это событие, достойное внимания. Мы обычно больше заботимся о потребностях нашего тела, и гораздо меньше о потребностях души. Мы готовы пожертвовать жизнью ради большой квартиры, в которой мы не особо-то и нуждаемся, но нам трудно каждый месяц откладывать деньги на десятину. Мы готовы потратить любое состояние на 50‑дюймовый экран телевизора, но обсуждаем, стоит ли вытащить кошелек, чтобы купить превосходные новые тфилин. Что касается тела, то для него мы ищем лучшее, но душа должна быть удовлетворена тем, что есть. В то время как Хашмонаим прямо заявили: «Закон души как закон тела».
Теперь вы можете понять причину, по которой самое важное в ханукальные дни — зажечь свечи. Вместо того, чтобы физически наслаждаться светом, мы зажигаем свечу, а ее огонь, который поднимается вверх, символизирует душу. Написано: «Душа человека — светильник Г‑сподень» (Мишлей, 20: 27). Свеча — это подобие души, как свет свечи всегда поднимается вверх, так и свет души, которая настаивает на тоске по своему источнику на Престоле славы и не погружается в физические удовольствия.
В хасидских книгах это объясняется более подробно: свет свечи — самый близкий к духу символ в мире, потому что свет — самое духовное творение в мире. Обратим внимание на замечательный факт: огонь — единственное бесконечное создание, которое не уменьшается, когда от него берут часть. Любое творение, по самой своей природе, ограничено, поэтому, если мы отнимем у него что-то, ему чего-то будет не хватить. Если отец держит в руках сто шекелей и дает ребенку пятьдесят на хануке гелт, то у него останется только пятьдесят. Если человек держит стакан воды и отдает полстакана — у него будет только половина. Но огонь — единственное творение в мире, которое даст удвоение, если вы зажжете от него свечу! Вы получите огня не наполовину меньше, а вдвое больше! Свет умножается, если от него взять часть! Нет лучшего признака возвышенности огня и его соответствия духовности. И это точно история Хануки: мы не наслаждаемся физически, но получаем духовное удовольствие, проявляем саму суть света как вечного выражения духовной приверженности Хашмонаим (однако в другие праздники, такие как Пурим и Песах, которые по сути связаны со спасением физической жизни народа Израиля, евреи делают упор на физическое наслаждение от света свечи и вкусной праздничной трапезы).
Пусть свет Хануки способствует вашему духовному возвышению! Хаг самеах — Веселого праздника!