Хотел бы обратить ваше внимание, уважаемые читатели, на один интересный момент в нашей сегодняшней недельной главе «Бой». Тора рассказывает, что наступает роковая ночь, когда фараон сгибается под тяжестью казней, посланных Всевышним на Египет, и просит сынов Израиля покинуть страну. При этом фараон отправляет известие об освобождении в два дома в земле Гошен. Он приказывает позвать и Моше, и Аѓарона, чтобы обратиться с мольбой к ним двоим. «И поднялся фараон ночью, он и все его слуги и весь Египет; и был великий вопль в Египте, ибо нет дома, в котором не было бы умершего. И призвал он Моше и Аѓарона ночью, и сказал: «Поднимитесь, выйдите из среды моего народа и вы, и сыны Израиля, и идите, служите Г‑споду, как вы говорили» (Шмойс, 12: 30–31). Весь период Исхода из Египта наш народ возглавляли два руководителя — Моше и Аѓарон. Они действовали вместе, как один человек, а разделение состояло только в том, что Моше знал, что сказать, а Аѓарон знал, как сказать. Моше удостоился Небесного откровения, слышал слова Всевышнего, но так как он страдал заиканием, которое ограничивало его речь, он повторял то, что слышал, а Аѓарон передавал это слушателям. И возникает вопрос: зачем нужно было такое совместное, двойное руководство? Почему одной повозкой должны были управлять два возницы? Если Аѓарон умеет говорить, то пусть один встанет перед фараоном. А если фараону важно увидеть святое лицо Моше, то пусть, будучи представителем Б‑жественной истины, один только Моше сокрушит его дух силой своего существования.
Первым, у кого эта ситуация вызвала удивление, был… сам Моше. Когда он впервые удостоился Б‑жественного откровения, стоя перед горящим кустом терновника, и услышал, как Г‑сподь повелевает ему отправиться в Египет, он с изумлением отвечает: «Я человек не речистый ни со вчерашнего, ни с третьего дня, ни с тех пор, как Ты говоришь с Твоим рабом, ибо тяжел на уста и тяжел на язык я» (Шмойс, 4: 10). Он был поражен, узнав о своем назначении вождем Израиля, потому что полагал, что ему для этого не хватало основной силы лидера: ораторских способностей. Моше чувствовал себя человеком, который не сможет произвести впечатление на людей и увлечь их за собой. Поэтому он был в замешательстве, узнав, что его выбрали «переговорщиком», чтобы убедить фараона освободить сынов Израиля. Моше не ограничился простым указанием на свои личные трудности, но добавил: «Пошли того, через кого посылаешь» (там же, стих 13). Раши прокомментировал этот стих так: «Кого Ты обычно посылаешь. А это Аѓарон». Моше предложил выбрать Аѓарона, его брата, потому что Б‑г уже привык пророчествовать через Аѓарона. Все годы рабства и страданий в Египте Аѓарон был пророком Г‑спода, а Моше не было вообще, так как он жил за сотни километров оттуда, в земле Мидьян. Ответ Всевышнего был самым ошеломляющим: отлично, работайте вместе, ты цитируешь меня, а Аѓарон, твой брат, будет переводчиком для масс: «И он будет говорить за тебя к народу… он будет тебе устами, а ты будешь ему повелителем» (там же, стих 16).
Каждый, кто читает это, недоумевает: зачем потребовалось это двойное руководство, подобного которому не найти во всей еврейской истории?! В конце концов, Г‑сподь мог бы излечить Моше от заикания или побудить к исходу из Египта сам народ Израиля или, в качестве альтернативы, поручить миссию одному Аѓарону, который определенно был этого достоин!
Любавичский Ребе дает очень оригинальное объяснение того, почему Всевышний оставил двух лидеров, работающих вместе. Для того чтобы оказать сильное воздействие на человека, необходимы два навыка: а) хорошо знать содержание сообщения; б) передавать его столь убедительно, чтобы пробудить в людях энтузиазм. Вы должны убедить всех, что исходите из любви и послание ваше на благо слушателю.
Представьте себе представителя налоговой службы, который приходит в компанию, чтобы выступить с докладом об изменениях в налоговом законодательстве. Первое, что нужно сделать, это передать информацию, а именно содержание законов о налогах и обязательства по платежам. Но в случае, если он ограничится только этой частью, у слушателей возникнет ощущение давления от удушающих рамок закона. И результат будет таким, каким мы его уже неоднократно видели: каждый человек будет искать способ обмануть государство и избежать уплаты налогов. Но иногда приходит другой тип представителя налоговой службы. Он не ограничивается только чтением законов, но объясняет, почему для каждого из нас хорошо платить налоги. Он может убедить, что налоговые законы в нашем государстве являются одними из наиболее продуманных в мире, может пойти дальше и объяснить, что чем богаче государственная казна, тем больше дорог и медицинских услуг для граждан, и так далее. В этом случае он не только передает сообщение, но убеждает, вызывает желание платить налоги, превращает слушателей в своих союзников и связывает их с идеей налогообложения. Конечно, большинство людей не могут объединить эти два подхода, потому что они совершенно противоположны. Первый, хорошо разбирающийся в налоговом законодательстве, больше заботится о благе государства, чем интересах гражданина, в то время как чиновник, который знает, как говорить с людьми на равных, — это тип, который интересуется миром простого гражданина и в меньшей степени нуждами правительства.
В этом был смысл расширения первого руководства народа Израиля. Моше-рабейну был во всех отношениях выше материальной реальности. Он был представителем Шхины (Б‑жественного присутствия), и его задачей стало передавать слово Всевышнего таким, каково оно есть, заповедь за заповедью, повеление за повелением, не пытаясь понравиться слушателям. Задача Аѓарона, с другой стороны, состояла в том, чтобы стоять на стороне народа, передавая послание, пробуждать энтузиазм и желание выполнять заповеди. Во-первых, Аѓарон создавал для сообщения мягкую и красивую обвертку, включающую в себя историю, мидраш, притчу из жизни слушателей, что способствовало проникновению идеи в сердца. Но и гораздо больше этого: Аѓарон мог «снять одежду раввина» и стать частью жизни народа Израиля. Мы знаем из мидрашей, что Аѓарон сумел дать хороший совет для установления мира в доме паре, которая чувствовала, что больше не может продолжать страдать. Аѓарон знал, как найти справедливый компромисс между рассорившимися торговцами, которые хотели разделить совместный бизнес. Аѓарон изо всех сил пытался обнять грешного мальчика, который начинал сходить с пути истинного. И после всего этого смягчения — его послание воспринималось совершенно по-другому. Люди говорили: если Аѓарон говорит это, то это, вероятно, хорошо для нас. Поэтому, если Моше представлял Всемогущего, Аѓарон представлял народ Израиля, если Моше заботился об общине Израиля, Аѓарон заботился о каждом еврее.
…На следующую неделю выпадает десятый день месяца шват — годовщина ухода из этого мира предыдущего главы Хабада, шестого Любавичского Ребе, рабби Йосефа-Ицхока Шнеерсона. Это также день, в который началось руководство рабби Менахема-Мендела Шнеерсона, седьмого Любавичского Ребе. Такие люди, как мы, мало что понимают в руководстве Ребе, но мы можем процитировать то, что говорил по этому поводу сам Ребе. В своей беседе на главу «Шойфтим» 5751 (1991) года Ребе подчеркнул особый момент, который выделяет всех руководителей Хабада: удивительное сочетание «суда» и «совета», атрибута Моше с атрибутом Аѓарона.
С одной стороны, не было никого, чья «голова на небесах» столь высоко, как у Любавичского Ребе. Для Ребе вся реальность была лишь откровением слова Б‑жьего и инструментом исполнения высшей воли. С другой стороны, не было человека, чья «голова на земле» в той же мере. Любой человек любого возраста мог занимать время Ребе на личных встречах, при раздаче долларов, написав письмо, и просить советы по наиболее сложным вопросам. Интересно, что Ребе был полностью предан простому человеку. Он не вел себя так, как будто делает это неохотно, между прочим, и с нетерпением ожидает, чтобы ему позволили вернуться к книгам. Обратим внимание на удивительное явление: насколько Ребе каждую свободную минуту погружался в изучение Торы и написание многочисленных трудов по хасидизму! Но вместе с тем, когда он принимал людей, на столе не было открытой книги (в то время как раввины обычно принимают посетителей, когда весь стол полон книг, и у гостя возникает чувство, что он докучает занятому человеку). Любавичский Ребе показывал, что он весь полностью предан нам. Идеальное сочетание между верхним миром и нижним, между сообщением и получателями.
Вот история, которая иллюстрирует это сочетание, эту лестницу, установленную на землю, но верхом приближающуюся к небу. Шмуэль Лангзам, хасид Хабада из Нью-Йорка, столкнулся с медицинской проблемой: его двухлетний сын жаловался на боль в животе, и врачи обнаружили, что у него грыжа, и ему надо делать операцию. Поскольку это был ребенок, врачи спорили, в какой медицинский центр лучше обратиться. Лангзам не знал, как решить этот вопрос, и написал Ребе. На следующий день секретарь позвонил ему и попросил связаться с доктором Фельдманом. Он пошел к этому врачу, и тот рассказал ему удивительную историю: сегодня он виделся с Ребе, и тот неожиданно спросил его, может ли он сделать ему одолжение. Доктор, не раздумывая, ответил согласием, и Ребе сказал, что здесь есть еврей, чей маленький сын должен перенести операцию, и он не знает, где делать эту операцию. Далее Ребе сообщил, что лучше всего делать операцию в Торонто в медицинском центре Шульдайса, который разработал методику проведения операции грыжи, и они делают эту операцию только под местной анестезией. Однако он не знает, будут ли они готовы сделать это маленькому ребенку, который не сможет лежать спокойно во время операции. «Поэтому, — сказал Ребе д‑ру Фельдману, — я прошу вас о личной услуге: позвоните в этот медицинский центр и спросите, будут ли они готовы сделать операцию ребенку, — после чего неожиданно добавил: — Если они согласятся, спросите их, могут ли они сделать операцию 12 сивона. Ведь у семьи Лангзам в те дни будет свадьба в Торонто, и они смогут сделать обе вещи вместе, чтобы им не пришлось приезжать дважды…» В этой истории — весь Ребе, Моше-рабейну (и Аѓарон) нашего поколения. Человек, вся жизнь которого была посвящена тому, чтобы делать добро евреям, не забывая и о конечной цели — подготовить посредством этого наш мир к раскрытию Мошиаха, да придет он вскоре, в наши дни!