Я хочу начать с известной истории о Беште — рабби Исроэле Баал-Шем-Тове, основателе хасидизма. Он жил в местечке Меджибож (сегодня — в Хмельницкой области Украины), и там же обитали его ученики и последователи. Говорят, что однажды его хасид Зеев-Вольф Кицес захотел покинуть общину и подняться в Эрец-Исроэль. Как истинный хасид, он пошел к Бешту, чтобы посоветоваться и получить благословение. Дело было в пятницу, и вместо ответа Бешт предложил реб Зееву-Вольфу вместе посетить микву, как принято у хасидов перед Субботой. Когда хасид погрузился в ритуальный бассейн, ему внезапно показалось, что он в Иерусалиме. Увидев вдалеке Храм, он побежал к нему изо всех сил. Двери были открыты, и он вошел в Храм, а потом ему удалось войти и в Святая святых. И вот перед ним Ковчег завета, он открывает его и обнаруживает, что тот… пуст! Он закричал: «Где Скрижали?» — «В Меджибоже», — услышал в ответ реб Зеев-Вольф…
Многие спрашивают меня: «Где сегодня находятся Скрижали?» В своей статье я попробую ответить на этот вопрос.
В эту Субботу мы начинаем новый цикл чтения Торы. Книга Брейшис открывается историей сотворения мира. Мы узнаем, что Б г создал в первый, второй и последующие дни творения. И рассказ о каждом дне заканчивается словами: «И был вечер и было утро: день первый (йом эход)… день второй (йом шени)… день третий (йом шлиши) и т. д.». Однако, завершая повествование о том, что было создано на шестой день, Тора говорит: «И увидел Б г все, что Он создал, и вот хорошо очень. И был вечер, и было утро: день шестой» (Брейшис, 1: 31). На иврите это написано с добавлением определенного артикля ѓа — йом ѓашиши. Раши в своем комментарии говорит: «Все находилось в состоянии неопределенности до того шестого дня, до шестого дня месяца сивон, уготованного для дарования Торы». Когда мы говорим йом ѓашиши, мы имеем в виду не только ту пятницу, когда закончилось сотворение мира и были созданы Адам и Хава. Но мы имеем в виду еще один знаменитый шестой день, случившийся тысячи лет спустя: 6 сивона, день дарования Торы. Тора добавляет это ѓа, чтобы сообщить нам, что вся причина сотворения мира заключается в даровании Торы. То есть, мир был создан для того, чтобы евреи соблюдали законы и заповеди Торы, а неевреи исполняли семь заповедей Нояха. Вся реальность мира существует для нас, чтобы мы выполняли то, что написано на Скрижалях. И мы видим связь между ними в еще одной очень важной детали: мир был создан Десятью речениями, и Тора была дана в Десяти заповедях, начертанных на Скрижалях. Ровно десять, не девять, не одиннадцать — чтобы напомнить нам о четкой связи между сотворением мира и дарованием Торы.
Так где же нам искать Скрижали сегодня, когда Третий Храм еще не возведен? Ответ на самом деле довольно прост и интересен! Многие люди обнаруживают свою связь с Б гом и иудаизмом в разных, иногда даже необычных местах. Например, мой шурин, посланник Хабада на Аляске, раввин Йосеф-Ицхок Гринберг говорит, что у него в доме Хабада много евреев, которые просто сбежали от своих родителей, от своих еврейских корней. И именно там, на далекой Аляске они нашли свои «скрижали», обнаружили свою связь с иудаизмом.
У меня есть очень близкий друг, он сам из Израиля, но живет в Украине более 20 лет. Сегодня он уже каждый день накладывает тфилин, соблюдает законы Субботы и праздников, старается идти путями Торы и ее заповедей. Когда мы встретились с ним впервые, он сказал мне, что вырос в кибуце и никогда не постился в Йом-Кипур. Более того — в этот день он жарил на мангале шашлык из некошерного мяса… Однажды он решил пойти в Йом-Кипур в синагогу, и там неожиданно для самого себя «проснулся» и ощутил свою связь с иудаизмом. С тех пор каждый Йом-Кипур он соблюдает пост. Этот человек нашел свои «скрижали» в Украине. Так что, если человек не смог приобщиться к иудаизму в своем родном городе на протяжении многих лет, он не должен отчаиваться, он должен пойти и поискать Скрижали, и если он действительно будет искать, то в конечном итоге найдет их или в Меджибоже, или в Одессе. Любавичский Ребе позаботился о том, чтобы повсюду в мире был посланник, который помог бы каждому еврею найти свои «скрижали».
И в завершение я хочу поделиться красивой историей о том, как Всевышний позволяет каждому найти свои «скрижали» в то время и в том месте, которое Он выберет.
На рассвете в городке Сердали (Дунайска-Стреда, в нынешней Словакии) служка реб Йоэль поспешил открыть ворота синагоги и зажечь масляные светильники, которые освещали молельный зал. Когда он зажигал свечи, его губы шептали: «Да будет свет! Да будет свет!» Шамес свято верил в то, что своими действиями он участвует в первозданном акте творения света. Одним из членов местной общины был гвир (богач) по имени Айзик-Дов, которому принадлежал просторный особняк. Он был человеком Б гобоязненным и милосердным, но его переполняло чувство неудовлетворенности из-за того, что он не владел святым языком и не мог читать священные книги. В глубине души его мучил вопрос, как он может поблагодарить Всевышнего за все добро, выпавшее на его долю. Однажды утром р. Айзик-Дов наблюдал за тем, что делает шамес. «Что ты там шепчешь, Йоэль?» — спросил он. «Да будет свет!» — гордо отвечал тот. «И что они значат?» — спросил заинтригованный гвир. «Это слова, которые Г сподь сказал, когда сотворил первозданный свет, — объяснил Йоэль по-венгерски. — Я также зажигаю свечи в синагоге и благодарю Создателя за выпавшую мне привилегию». Идея увлекла р. Айзика-Дова. Он чувствовал, что нашел ответ на мучивший его вопрос. У него возникало сильное желание каждое утро заниматься этим важным делом. «Слушай, — он повернулся к старому служке. — Передай мне право зажигать свечи в синагоге, а взамен я буду платить тебе два флорина каждую неделю. Ведь у тебя четверо детей. Я уверен, что эта сумма принесет вам финансовое благополучие». Действительно, гвир сумел точно нажать на чувствительную точку р. Йоэля — стесненное материальное положение. Он охотно согласился на сделку. Они обменялись рукопожатием и решили, что договоренность вступит в силу сразу же на следующий день.
Прошел месяц. Волнение р. Йоэля по поводу изобилия средств к существованию, выпавшего на его долю, немного утихло, и его начала мучить совесть. Разве не грех, что он за деньги отказался от зажигания свечей в синагоге? Он решил пойти к раввину города Аѓарону-Шмуэлю Асаду и рассказать ему о своих сомнениях.
Обычно раввин отвечал кратко и четко, но на этот раз он начал задавать много вопросов. «Реб Айзик-Дов купил мицву?» — «Да», — ответил служка. «А у р. Айзика-Дова есть дочка лет шести?» — «Действительно, — ответил р. Йоэль. — Ее зовут Йотка». — «А сколько тебе лет, р. Йоэль?» — «Шестьдесят девять». Услышав ответ, раввин на несколько мгновений погрузился в свои мысли, а затем сказал: «Послушай, Йоэль. Сделка, которую ты заключил, не совсем законна, потому что ты получаешь оплату дважды за одну и ту же работу — как из общественной казны, так и из рук этого человека». Р. Йоэля охватила дрожь. Об этом он вообще даже не подумал! «И все же не отменяйте договор, — при этих словах вздох облегчения вырвался из груди шамеса, а раввин добавил: — Продолжай получать деньги от р. Айзика-Дова, но потрать их на исполнение мицвы, угодной Всевышнему. Благодаря этому ты удостоишься долголетия!»
Шамес Йоэль много думал над словами раввина, размышляя, что делать с деньгами. В конце концов он решил откладывать эти два еженедельных флорина, и, возможно, в будущем у него появится та мицва, на которую намекал раввин. Одна загадка оставалась неразрешенной: зачем рав Аѓарон-Шмуэль интересовался дочерью реб Айзика-Дова и ее возрастом?
Прошло много лет. Признаки старости все больше становились заметны у р. Йоэля, который уже перешагнул 80 летний возраст. Он сгорбился, ходил медленно, но пока здоровье не подводило его и позволяло продолжать заниматься работой в синагоге. Благословение раввина исполнилось полностью. Дочь р. Айзика-Дова выросла и расцвела. Однажды город узнал, что Йотка стала невестой. Однако вскоре после этого р. Айзик-Дов… разорился! Сначала он подписал крупную финансовую гарантию для своего зятя, которая стоила ему половины его земель. Потом на его собственность обрушились и другие бедствия: от эпидемии погиб скот, поля сгорели, и в конце концов он остался у разбитого корыта. Где он возьмет полторы тысячи флоринов, которые обязался отдать в приданое своей дочери? Городские сплетники уже предсказывали отмену сватовства…
Как только все это дошло до ушей р. Йоэля, исчезли все знаки вопроса, возникшие у него после разговора с раввином четырнадцать лет назад. Утром, когда р. Йоэль пришел открыть ворота в синагоге и встретил р. Айзика-Дова, пришедшего зажечь свечи, шамес сказал бывшему гвиру: «Освободи свое сердце от беспокойства и продолжай готовиться к свадьбе». — «Неужели?! — грустно ответил р. Айзик-Дов. — А где же взять обещанное приданое?» Глаза старого шамеса блеснули: «Где? Я собирал два флорина, которые ты мне давал каждую неделю в течение четырнадцати лет. У меня есть тысяча пятьсот флоринов, и это будет приданое твоей дочери!». И увидев, как р. Айзик-Дов открыл рот от изумления, шамес добавил: «Раввин наказал мне в то время использовать эти деньги для исполнения Б гоугодной заповеди. А что может быть более угодно Всевышнему, чем ѓахносас кало — помощь невесте в устройстве свадьбы?!»