Рабби Йосеф-Дов ѓаЛеви Соловейчик был одним из величайших еврейских мыслителей предыдущего поколения. Десятого швата 5740 (1980) года он принял участие в фарбренгене, посвященном тридцатой годовщине со дня, когда рабби Менахем-Мендел Шнеерсон принял на себя руководство движением Хабад и стал седьмым Любавичским Ребе. Когда через несколько часов он возвращался домой, сопровождавшие его люди спросили: «Что изменилось в Ребе с тех пор, как вы вместе учились в 1930‑х годах в Берлинском университете?» В присущей ему особой манере рабби Соловейчик ответил: «Дважды Моше спускался со Скрижалями с небес. В первый раз он нес Скрижали, о которых Тора говорит: «деяние Б‑жье они» (Шмойс, 32: 16). И Раши объясняет: «В прямом смысле слова: Он Сам сделал их». А во второй раз Моше нес несравненно более простые Скрижали, высеченные его собственными руками. Однако именно при передаче вторых Скрижалей произошло чудо: «Моше не знал, что лучезарным стало его лицо, когда Он говорил с ним» (Шмойс, 34: 29). Огромное изменение произошло в нем: из обычного человека он стал «человеком Б‑жьим». Но почему этого не случилось после получения первых Скрижалей? В конце концов, они были гораздо более святыми. Потому что вторые Скрижали были даны ему после того, как он отдал свою жизнь за Израиль, после того, как он бросил первые на землю и сказал: «Сотри меня из Твоей Книги, которую Ты написал» (Шмойс, 32: 32). Именно так происходит переход от обыкновенного человека к «человеку Б‑жьему».
Притча была понятна: уже тогда, в Берлине, Ребе был великим человеком, но теперь его «лицо стало лучезарным», потому что теперь — это после того, как он пожертвовал своей жизнью ради народа Израиля.
Мы в начале самого тяжелого месяца в году: месяца без единого праздничного дня, который следует за тишрей, полным света, когда мы проводили больше времени в синагоге, чем дома и на работе. И подтверждение тому — другое его название: мар-хешвон (мар — «горький» на иврите). Что же такого горького и печального произошло в этом месяце?
Мудрецы утверждают, что в мар-хешвоне умерла наша праматерь Рахель; единое еврейское государство распалось на два царства — Израиль и Иудею; вавилонский царь Невухаднецар, разрушивший Первый Храм, приказал убить пятерых сыновей Цидкияѓу, последнего царя Иудеи, на глазах у их отца. Сам царь был после этого ослеплен и сослан в Вавилон, где и умер. Этот список можно продолжать и продолжать…
Еще одна причина «горечи» мар-хешвона состоит в том, что именно в этом месяце, согласно одному из мнений, приведенных в Талмуде (трактат «Рош ѓаШоно», 11б), начался Всемирный потоп. Как сказано в нашей недельной главе «Ноях»: «В шестисотый год жизни Нояха, во второй месяц, в семнадцатый день месяца, в сей день вскрылись все источники бездны великой, и проемы небесные открылись» (Брейшис, 7: 11).
Однако главная «горечь» мар-хешвона в том, что это единственный месяц в году, в котором, как уже говорилось, нет ни одного праздника, поста или иной значимой даты, нарушающей повседневный распорядок жизни. Помимо трудности внезапного привыкания к рутине, это необычное явление в еврейском календаре. На тишрей приходится четыре праздника: Рош ѓаШоно, Йом-Кипур, Суккос и Шмини-Ацерес. В кислеве есть Ханука, в швате — Ту биШват, в адоре — Пурим, в нисоне — Песах, в ияре — Лаг боОймер. В сивоне мы отмечаем праздник Шавуот. О разрушении Храма мы скорбим девятого числа месяца ов, тейвесу и тамузу тоже достались дни постов. Наконец, весь месяц элул посвящен подготовке к предстоящим Дням трепета. И только мар-хешвон совсем ничем не отмечен.
В ближайшие дни и недели ничего интересного не произойдет. И возникает простой вопрос: откуда эти крайности? Разве не лучше было бы немного разнообразить и, может быть, взять один праздник из оживленного тишрей и перенести его в хешвон?! Например, Суккос, который не имеет особой связи с месяцем тишрей, и мы могли бы отпраздновать его через несколько дней.
Любавический Ребе выдвинул по этому поводу важную и волнующую идею. Предположим, молодым людям не удается поддерживать свои супружеские отношения на таком уровне, чтобы чувства волновали их каждое утро заново, или человеку надо выполнять скучную работу, которая не требует решения интеллектуальных проблем каждые два часа. Именно в таких случаях особенно важно прислушаться к следующей идее. Это просто понять: «Пока мы принимаем — мы не меняемся». Пока мы находимся в пассивном состоянии и получаем извне — мы на самом деле не связаны с тем, что происходит. Только когда мы приступаем к борьбе и созиданию, тогда совершается переход, который разрушает разделение между материальным и Б‑жественным и связывает нас со Всевышним. Праздники окутывают нас теплом, но не способствуют внутреннему подъему. Праздники — прекрасное время, но они не раскрывают всей глубины нашей души. Повседневность вот, что приводит человека к высшим достижениям, пустые дни, когда нет желания даже вставать с постели. В такие дни усилия, которые человек предпринимает, чтобы противостоять рутине, решимость и упорство применить все, что мы получили в месяце праздников, порождает мощный духовный рост. Человек — Б‑жье творение, существо, стремящееся творить, и только тогда, когда он борется с собой и делает нечто необычное, он постигает вкус и смысл жизни. Месяц хешвон наступает после праздников: это сознательный выбор, чтобы переварить то, что мы впитали во время праздников. Раньше мы поглощали извне, а теперь проходим утомительный процесс обращения внутрь себя. Вот так, нет коротких путей к освоению того, что вне нас. Это понимание охватывает все аспекты жизни. Взрослые знают, что сказочный медовый месяц не гарантирует успех брака — многие пары замечательно провели первый месяц совместной жизни, но через два года пришли к раввину с просьбой о разводе… Успех в браке сопутствует тем, кто умеет «праздновать» рутину, тем, кто знает секрет: мы любим того, ради кого надо стараться, жертвовать чем-то, чтобы стать еще ближе, кого надо каждый день завоевывать заново. То же самое и в воспитании детей: количество игр и игрушек, которые окружают ребенка, оказывает гораздо меньшее влияние на его развитие, чем то, насколько родители поощряют его приложить усилие и выйти из зоны комфорта, сделать больше, чем он привык. Потому что только жизнь, в которой есть борьба и упорный труд, оправдывает наше существование. Поэтому сегодня пожелание «радости в праздничные дни» стоит заменить на пожелание «радостной повседневности», которая станет настоящим праздником духовного и внутреннего роста.
А что касается горечи месяца хешвон, то в мидраше «Ялкут Шимони» мы читаем: «Так же, как и месяцу кислев, Всевышний воздаст в будущем должное месяцу мар-хешвон». По мнению одного из комментаторов, эти слова означают, что именно в хешвоне произойдет освящение Третьего храма. Да произойдет это скоро, в наши дни! Омейн!