Во время недавней пандемии я переболел коронавирусом. Слава Б‑гу, болезнь протекала легко, благодаря молитвам членов нашей общины, а также моих родственников и друзей. И в первую очередь, благодаря тем молитвам, которые я сам возносил Всевышнему на оѓеле Любавичского Ребе. Следует отметить, что с первого дня, когда COVID‑19 ворвался в нашу жизнь, я выполнял все рекомендации врачей по профилактике и предупреждению заражения вирусом: принимал каждый день витамин C и витамин D, препарат цинка и многое другое. Но самое главное — я сделал все три прививки от коронавируса. Несмотря на все это, дал положительный результат один из ПЦР-тестов, которые я делал регулярно по возвращению из-за границы, понимая ответственность перед своей семьей, еврейской общиной и другими людьми, с которыми я встречаюсь. Так я узнал, что болен COVID‑19, но, кроме этого, у меня почти не было симптомов заболевания. Сделанная через неделю еще одна проверка была отрицательной. Поэтому я советую всем, кто готов прислушаться к мнению человека, переболевшего коронавирусом, делать прививки, принимать витамины и выполнять все рекомендации врачей.
Использование вакцин для предотвращения инфекционных заболеваний приводит к ограничению, а иногда и полному их искоренению и является наиболее эффективным методом борьбы с эпидемиями. Известно, что изобретение и использование вакцины от полиомиелита (болезни, поражающей в основном детей до пяти лет) привело к быстрому снижению заболеваемости, а во многих странах — к практически полной его ликвидации.
В начале XX века эта болезнь широко распространилась в США. Среди пострадавших от эпидемии 1921 года был будущий президент Франклин Рузвельт, который основал в 1938 году Национальную организацию по борьбе с полиомиелитом. Началом для создания этого фонда послужило беспрецедентное мероприятие по сбору пожертвований, которое вошло в историю под названием «Марш десятицентовиков» (с 1976 года это название получила сама организация). Само название придумал актер и радиоведущий Эдди Кантор, который инициировал и широко рекламировал общенациональную кампанию по сбору средств, прошедшую на неделе, предшествовавшей дню рождения президента Рузвельта 30 января 1938 года. Кантор говорил: «Марш десятицентовиков» позволит всем, даже детям, показать нашему президенту, что они вместе с ним в борьбе с этой болезнью. Почти каждый может отправить десять центов, а если миллион человек отправит только один дайм (монету в десять центов), общая сумма составит 100 тысяч долларов». В первые два дня после обращения Кантора в Белый дом были отправлены всего 17,50 долларов. Но за этим последовал поток писем с пожертвованиями, который пресса назвала «серебряной волной, фактически затопившей Белый дом».
В день своего рождения президент Рузвельт выступил по радио и обратился к американцам со словами благодарности: «В течение последних нескольких дней мешки с почтой доставлялись в Белый дом на грузовиках. Вчера в почтовую комнату пришло от сорока до пятидесяти тысяч писем. Сегодня еще больше — я не могу вам даже сказать, сколько, так как мы можем пока посчитать только почтовые мешки. Во всех конвертах — дайм (10 центов), квотер (25 центов) и даже долларовые купюры, подарки от взрослых и детей — в основном, от детей, которые хотят помочь другим детям выздороветь… Это прекрасно, когда день рождения ассоциируется с такой работой». При окончательном подсчете сумма пожертвований, собранных в эту кампанию, составила 268 тысяч долларов.
За годы своего существования организация «Марш десятицентовиков» собрала семь миллиардов (!) десятицентовых монет. После широкого использования вакцины против полиомиелита фонд начал финансирование расширенной программы по профилактике врожденных дефектов и детской смертности. С тех пор многие благотворительные организации приняли эту модель обращения к населению с просьбой сделать небольшие пожертвования, получая таким образом значительные суммы.
Идея сбора небольших пожертвований родилась не в 1938 году. На исходе этой Субботы мы будем отмечать праздник освобождения Мителер Ребе — рабби Дов-Бера, второго Любавичского Ребе, руководившего хасидским движением Хабад в 1812–27 гг. 10 кислева 5587 (1826) года Мителер Ребе был освобожден из заключения в Витебске. Это были очень тяжелые годы для евреев Российской империи. В этот период действовало положение о черте оседлости, которым царское правительство ограничивало территории, где евреям было разрешено постоянно проживать. Черта оседлости охватывала специально оговоренные населенные пункты городского типа — местечки (в сельской местности проживание было запрещено) значительной части Царства Польского, Литвы, Белоруссии, Бессарабии, а также части территории современной Украины. Кроме того, в черте оседлости евреям было запрещено заниматься многими видами деятельности. Все это привело к ухудшению экономического положения еврейского населения России (в те времена в черте оседлости проживало от четырех до пяти миллионов евреев, что составляло около сорока процентов еврейского народа).
Мителер Ребе продолжил дело своего отца, Алтер Ребе — рабби Шнеура-Залмана из Ляд, основавшего «Колель Хабад», целью которого была поддержка хасидов, поселившихся в Эрец-Исроэль. Для этого Алтер Ребе создал систему сбора средств от всех хасидов: было установлено, что каждая семья жертвовала раз в неделю определенную сумму на благотворительность в Эрец-Исроэль. Во времена Мителер Ребе экономическое положение евреев было настолько трудным, что в конце недели, когда наступал черед сбора еженедельных пожертвований, у хасидов не оставалось денег на благотворительность. Поэтому Мителер Ребе предложил идею купат-цдока — коробочки для сбора пожертвований. До того такие емкости устанавливались только в общественных местах, в синагогах и т. д., но не в частных домах. Мителер Ребе постановил, чтобы купат-цдока была установлена в каждом доме на стене возле стола. Каждый день перед едой хасиды опускали несколько монет в копилку, утром и вечером. Женщины тоже бросали монетки в копилку — в пятницу вечером, перед зажжением субботних свечей. Так в течение месяца собирали определенную сумму, а затем, когда в дом приходил сборщик пожертвований, домочадцы открывали копилку и высыпали ее содержимое на стол. Сборщик считал деньги и выписывал хозяину дома квитанцию, а деньги в итоге отправляли беднякам в Святую землю… В те годы у евреев не было принято есть три раза в день и еще устраивать «файв о’клок» — чаепитие с печеньем в пять часов вечера. В основном практиковалось двухразовое питание, поэтому пожертвования делались дважды в день. Мителер Ребе объяснял, что прежде, чем еврей сядет есть, он должен подумать о другом еврее. Исполняя эту заповедь, он фактически выражает свою благодарность Б‑гу за то, что Тот посылает ему пропитание и обеспечивает его всем необходимым.
Эта идея коробочки для цдоки за короткое время распространилась по всей Европе, и с тех пор в каждом еврейском доме есть такой предмет, которого нет в доме нееврея. Подобно субботним подсвечникам и ханукие, купат-цдока стала обязательным атрибутом еврейского дома.
…В сегодняшней недельной главе «Вайейцей» мы читаем о том, что наш праотец Яаков покидает Беер-Шеву и отправляется в Харан. По пути он был вынужден остановиться, чтобы отдохнуть. Во сне Яаков увидел: «И вот лестница поставлена на землю, а вершина ее достигает небес; и вот ангелы Б‑жьи восходят и нисходят по ней» (Брейшис, 28: 12). Затем ему открылся Всевышний, пообещавший: «Я Г‑сподь, Б‑г Авраѓама, отца твоего, и Б‑г Ицхока. Землю, на которой ты лежишь, тебе дам ее и твоему потомству. И будет потомство твое как прах земной, и распространишься ты на запад и на восток, на север и на юг, и благословляться будут тобою все семейства земли и потомством твоим. И вот Я с тобой, и хранить тебя буду везде, куда бы ты ни пошел, и возвращу Я тебя на эту землю; ибо Я не оставлю тебя, пока не содею того, что Я говорил о тебе» (там же, стихи 13–15) Яаков пробудился ото сна и поклялся: «Если будет Б‑г со мною и хранить меня будет на этом пути, которым я иду, и даст мне хлеб, чтобы есть, и платье, чтобы облачиться, и я возвращусь с миром в дом отца моего, и будет Г‑сподь мне Б‑гом, то камень этот, который я положил постаментом, будет домом Б‑жьим, и от всего, что Ты дашь мне, я отделю десятину Тебе…» (там же, стихи 20–22).
В чем особенность заповеди десятины и чем она отличается от благотворительности? Мицву цдоки вы исполняете, когда встречаете на улице бедняка или когда в дверь вашего дома стучат и просят пожертвовать, то есть, когда человека вынуждают подать, тогда он обязан выполнить эту заповедь. Наш праотец Яаков учит нас, что каждый человек должен откладывать десять процентов своего дохода, независимо от того, находится нуждающийся на пороге его дома или нет. Еврей обязан отложить деньги на благотворительность, и когда придут бедняк или представитель благотворительной организации, он будет готов отдать их. А если они не обратятся к нему, то он сам свяжется с ними и передаст им эти деньги. Ведь десятина — это уже не наши деньги, они переданы нам Всевышним, чтобы отдать их на благотворительность. На самом деле в этом и заключается идея купат-цдока — давать пожертвования даже тогда, когда нет бедных, которые этого ожидают.
В последние годы благотворительные организации перешли на другие методы сбора средств, потому что использовать только коробочки для цдоки экономически нецелесообразно. Сегодня есть более эффективные способы сбора пожертвований. А о купат-цдока немного забыли, и их все реже и реже можно встретить в домах евреев. Любавичский Ребе поощрял каждого, кто приходил получить от него доллар на благословение, установить купат-цдока в своем рабочем кабинете (это принесет ему благословение в бизнесе), в автомобиле (для защиты от несчастных случаев), в палате больного (что послужит сгулой и благословением на быстрое выздоровление) и так далее. Ребе подчеркивал ценность коробочки для сбора пожертвований особенно для воспитания детей и предложил, чтобы у каждого ребенка была своя купат-цдока, и так дети приучались бы к соблюдению заповеди благотворительности. Встречая детей, Ребе давал им монету и посылал их бросить ее в коробочку, а затем говорит им: «Спасибо». Я лично, будучи 12‑летним ребенком, несколько раз имел честь получить монеты от Ребе, чтобы потом положить их в купат-цдока. Часто, когда Ребе приходил утром в «Севен-севенти» — нью-йоркскую штаб-квартиру движения Хабад, тридцать-сорок детей уже ожидали его в вестибюле, и Ребе терпеливо раздавал каждому мальчику и девочке по монете на благотворительность. Ведь каждый раз, когда еврей дает цдоку — даже в размере десяти центов или пяти гривен, это еще одно исполнение заповеди. Важно не то, какую сумму вы дали, а сколько раз пожертвовали. Ребе подчеркивает, что благотворительность больше, чем любая другая мицва, приближает нас к полному и окончательному Избавлению. Давайте укрепимся в исполнении этой заповеди, и мы вскоре удостоимся раскрытия Мошиаха!