Printed fromchabad.odessa.ua
ב"ה

НЕ ПОГРОЖУЮЧИ, АЛЕ ВИЯВЛЯЮЧИ ДОБРОЗИЧЛИВІСТЬ...

Пятница, 01. Декабрь, 2023 - 7:14

1890238.jpg

Когда-то мне попались на глаза результаты нескольких исследований, которые показывают, что страны, возглавляемые женщинами, смогли справиться с кризисом, вызванным пандемией COVID‑19, лучше, чем страны, где лидерами являются мужчины. Статистика подтверждает, что государства под управлением женщин завершили волны заболеваемости с меньшим количеством смертей, а также в них было меньше зараженных и пациентов в критическом состоянии. Одно из объяснений этого заключается в том, что лидеры-мужчины были больше озабочены поддержанием экономики, в то время как лидеры-женщины больше беспокоились о здоровье населения. Именно поэтому страны, возглавляемые женщинами, были одними из первых, кто предпринял шаги по остановке распространения вируса.

Примерно тогда же один из моих друзей недавно показал израильское исследование, в котором анализировались речи десяти руководителей стран, пять из которых были мужчинами и пять женщинами. Исследователи установили, что женщины были более открыты и правдивы в описании сложившейся ситуации, чем их коллеги-мужчины. Кроме того, язык тела у них также отличался. В то время как мужчины говорили агрессивно, сопровождали свои речи угрожающими жестами, использовали предупреждения и запугивание как инструмент убеждения и создавали напряжение в обществе, женщины выступали в непринужденной, сдержанной и участливой манере, подчеркивая сочувствие и оптимизм. Такое поведение способствовало уменьшению общественного беспокойства, передавая призыв: «давайте работать над этим вместе, в единстве мы сможем все преодолеть».

В прошлом женщины-лидеры придерживались мужского эталона в общении. Они пытались быть такими же сильными и твердыми, как мужчины. Это первый раз, когда на стиль их руководства не повлияли мужчины, а они сделали это в женской манере и у них все отлично получилось. Так как кризис коронавируса стал всемирным, появилась возможность сравнить лидерство мужчин и женщин в разных странах, и, судя по результатам, победили женщины!

…Иудаизм всегда считал, что женщины обладают большей силой убеждения, и поэтому воспитание и образование детей евреи поручали женщинам. И не только это — женщина возглавляет весь еврейский дом. От нее зависит не только то, как будут вести себя дети, но как будет вести себя муж, что он будет делать, а что нет.

В нашей сегодняшней недельной главе «Вайишлах» мы читаем непростую историю о молодой девушке Дине, единственной дочери нашего праотца Яакова. Если вы углубитесь в смысл всего произошедшего, то обнаружите, какой сильной была эта девушка. Вернувшись из Харана, Яаков встретился с Эйсавом. Братья обнялись, поцеловались и оставили в прошлом сложное и долгое соперничество, существовавшее между ними. Яаков приезжает в Шхем, покупает участок земли, ставит там шатер и надеется немного отдохнуть после всех трудных лет, которые он прожил в доме Лавана. Но нет — Тора рассказывает: «И вышла Дина, дочь Леи, которую та родила Яакову, осмотреться среди дочерей той земли» (Брейшис, 34: 1). И случилось так, что Шхем, сын Хамора, правитель города Шхем, увидел ее, похитил и изнасиловал, а после этого решил взять ее себе в жены: «И прильнула душа его к Дине, дочери Яакова, и полюбил он девицу, и говорил он к сердцу девицы» (там же, стих 3). Раши объясняет, что именно говорил Шхем Дине: «Речи веские, доходящие до сердца: «Смотри, сколько денег дал твой отец за клочок поля. Я женюсь на тебе, и ты будешь владеть городом и всеми его окрестными полями». Яаков был в ужасе, услышав, что произошло, но он молчал, пока его сыновья не вернулись с поля. Узнав о том, что случилось с Диной, сыновья Яакова возмутились: «ибо непотребное содеял Израилю… а такого не до́лжно делать» (там же, стих 7). Тем временем Хамор пришел к Яакову, чтобы убедить его позволить Шхему жениться на Дине. Отец с сыном были готовы на все, чтобы породниться с семьей Яакова: «Ваших дочерей давайте нам, а наших дочерей берите себе; и с нами селитесь. И земля эта будет пред вами: селитесь и объезжайте ее с товаром, и оседлыми станьте на ней!» (там же, стихи 9–10). А Шхем обещает заплатить любой выкуп, который они назначат за Дину. Сыновья Яакова ответили, что мужчины их семьи обрезаны, и поэтому для того, чтобы сочетаться брачными узами, необходимо, чтобы они сделали обрезание: «Только при том согласие вам дадим, если будете как мы, чтобы обрезан был у вас всякий мужчина» (там же, стих 15). В те дни главное отличие потомков Авраѓама от всех остальных народов заключалось в том, что они соблюдали заповедь обрезания. Весь мир поклонялся идолам, а потомки Авраѓама верили в единого Б‑га, и знаком этой веры на человеческом теле было обрезание. Поэтому братья Дины предложили жителям Шхема вступить в союз нашего праотца Авраѓама. Хамор и Шхем, не только согласились сделать это сами, но и пошли и убедили всех жителей своего города. Удивительно то, что не было никакого сопротивления или возражений. Тора сообщает, что это сделали все мужчины от мала до велика. На третий день, когда обрезанные были особенно слабы, Шимон и Леви поразили мечом все мужское население Шхема и забрали Дину. Яаков осудил их поступок…

Это очень печальная история, но Любавичский Ребе, как всегда находит позитивные моменты во всем, о чем рассказывает Тора. На самом деле здесь произошло нечто удивительное. То, что сам Шхем готов был сделать обрезание, чтобы ему отдали в жены Дину, понятно. Мужчина, который очень любит, готов на все, чтобы жениться на объекте своей любви. То, что Хамор, отец Шхема, готов был сделать обрезание, уже не так понятно. Но если вспомнить, что Тора говорит о Шхеме: «он всех почтеннее в доме отца своего», то становится ясно, что отец сделал это ради сына. Но почему все жители города не воспротивились? Обрезание для пожилых людей — это не шутка. В нашей общине есть люди, которые прошли обряд брис-мило в старости, и мы все можем засвидетельствовать, что это требовало большого мужества и самоотверженности, и мы очень уважаем их за это. Почему же тогда все жители города согласились обрезаться?

Причиной этому была духовная сила и привлекательность Дины. Она была очень харизматичной и смогла не только заставить Шхема сделать все для нее, но и побудить всех жителей города заключить союз, чтобы присоединиться к семье нашего праотца Авраѓама. Поэтому в начале нашей недельной главы, предваряя историю встречи Яакова и Эйсава, Тора подробно рассказывает о приготовлениях Яакова к этой встрече. Там говорится, что он взял своих жен и одиннадцать детей и переправил их через реку Ябок, но Дина не упоминается. Раши спрашивает: «А где была Дина? — и отвечает: «Он спрятал ее в сундук и запер, чтобы Эйсав ее не приметил. И Яаков был наказан за то, что не дал ее в жены своему брату, — быть может, ей удалось бы повлиять на него благотворно, — и поэтому она досталась Шхему» (Брейшис, 32: 23). Почему Раши и Мидраш полагают, что Дина могла вернуть Эйсава на путь истинный? Откуда мы знаем, что она обладает таким магическим влиянием? Мы знаем это из истории с жителями города Шхема. Ведь не только сам Шхем был готов сделать обрезание, но и весь город был готов пройти через это, главное — стать «членом клуба», частью которого является Дина.

Любавичский Ребе говорит, что это также объясняет, почему Дина вообще пошла повидаться с девушками страны. Дело не в том, что она хотела весело провести с ними время, она вышла, «чтобы вернуть их к источнику», к Всевышнему. Она выросла в доме Яакова и хорошо понимала, что предназначение членов семьи внука Авраѓама состоит в том, чтобы научить общество вере в единого Б‑га. Поэтому когда она приехала на новое место, то сразу же решила оказать влияние на местных девушек. А поскольку она была дочерью Яакова и правнучкой нашего праотца Авраѓама, неудивительно, что она обладала особой духовной одаренностью и исключительной способностью взывать к сердцам и душам людей, понятно, что все хотели быть похожи на нее. Поэтому, как только пришел Хамор и сказал, что сыновья Яакова готовы породниться с ними, если они сделают обрезание, жители Шхема с радостью прошли обряд брис-мило. Ребе говорит, что цель, ради которой Дина вышла из стана Яакова, была достигнута — жители Шхема сделали обрезание, символизирующее прохождение гиюра, и были убиты, совершив этим свое исправление — тикун

Какие выводы мы можем сделать для себя из этой истории? Как мы знаем: «С успехом не поспоришь!» Кризис, вызванный пандемией COVID‑19, еще раз показал, что можно оказывать влияние на других людей, не пугая и не угрожая, не вызывая стресса и беспокойства, а проявляя доброжелательность, оптимизм и чувствительность к страданию и боли ближнего, что намного успешнее. Если мы хотим повлиять на семью или друзей, мы должны на мгновение отказаться от своей «мужественности», заглянуть в душу человеку, который стоит перед нами, попытаться почувствовать его боль, и только тогда мы действительно сможем поспособствовать его возвращению «к источнику».

 

 

Комментарии: НЕ ПОГРОЖУЮЧИ, АЛЕ ВИЯВЛЯЮЧИ ДОБРОЗИЧЛИВІСТЬ...
Нет добавленных комментариев