Printed fromchabad.odessa.ua
ב"ה

КОЛИ ВАЖЛИВО ПРОЯВЛЯТИ ГНУЧКІСТЬ

Среда, 24. Январь, 2024 - 17:18

jJnU11537326.jpg

 

 

В нашей сегодняшней недельной главе «Бешалах» рассказывается об одном из величайших чудес в нашей истории — рассечении Ям Суф (Тростникового, или, как часто переводят на русский, Красного моря). Комментаторы утверждают, что Всевышнему было совсем не просто сотворить это чудо. А мудрецы Талмуда используют этот факт для сравнения в двух случаях. В трактате «Сота» (2а) говорится: «Мужчине подбирается женщина в соответствии с его делами — скромная для праведных и злая для нечестивых… и соединение их так же трудно, как рассечение Тростникового моря». А в трактате «Псохим» (118а) написано: «Тяжело пропитание человека, как рассечение Тростникового моря».

 

 

Совершенно закономерно, что эти сравнения вызывают у нас недоумение. Какова их цель — обескуражить нас, показав, что поиск пары и средств к существованию — трудный, разочаровывающий, ухабистый путь, на котором немногие достигают счастья?! И как можно сказать, что Всевышнему тяжело что-то сделать?! Ведь Он сотворил мир — солнце и луну, звезды и галактики, растения и животных — всего за шесть дней! Так неужели ему трудно соединить мужчину и женщину? И особенно непонятно, почему символом трудности стало разделение Тростникового моря. Почему не сотворение мира или, скажем, расстройство козней Амана? Ведь нет никакого сходства между составлением пары и разделением моря, и они даже являются полной противоположностью. Создание еврейского дома — это соединение двух людей, преодоление разделяющих их эго и объединение в конечном итоге в одну душу. А разделение моря, как следует из названия, было полной противоположностью этому: Б г взял единое целое и разделил его на две отдельные части. Когда Моше простер свой посох над водами моря, они расступились и стояли, как две далекие, отдельные и отчужденные стены…

 

 

Что же все-таки хотели сказать наши мудрецы, сравнивая эти две важные области жизни человека с разделением Тростникового моря? Рабби Симха-Буним из Пшисхи, ученик рабби Яакова-Ицхока из Пшисхи, прозванного «Святой еврей», и наставник рабби Менахема-Мендела из Коцка дает прекрасный ответ на эти вопросы (ту же идею приводит в своих беседах Любавичский Ребе): самая большая трудность в создании супружеской пары и поиске средств к существованию состоит в обязательном освобождении от прежних ожиданий. Человек должен принять изменения, которые происходят в жизни, и последовать за ними.

 

 

Каждый подходит к этапу сватовства с определенными представлениями о том, каким должен быть его суженый: он будет умным, высоким, богатым, добрым, щедрым, из хорошей семьи и обладать духовными ценностями. При переходе к практическому этапу поисков возникает небольшая проблема: такого человека нет. Не существует. Он еще не создан. Всевышний делает все, чтобы наладить сватовство. Он объединяет мужчину и женщину и задействует все средства, чтобы заставить их угодить друг другу и заключить брак, предопределенный с самого Сотворения мира, но это дело застопоривается. Из-за ожиданий. Из-за трудности отказаться от мечты. Ведь у каждого человека есть недостатки, которые делают его несовершенным: если он умен, то может быть беден, если он богат, то может не быть красивым, если он умен, богат и красив, то может быть плохим человеком… Рассказывают, что однажды шадхен (еврейский сват) встретил молодого холостяка и спросил его, почему тот не женится. Парень ответил, что не нашел для себя подходящую невесту. Шадхен поинтересовался: «Какую девушку ты ищешь?» — «Ничего особенного. Просто чтобы была умной, красивой, богатой, доброй, из хорошей семьи и развитой духовно», — ответил молодой человек. «На скольких же женщинах ты собираешься жениться?!» — воскликнул в ответ шадхен.

 

 

Все хотят любить, но каждый настаивает на том, чтобы делать это на своих условиях. Никто не хочет быть гибким. Точно так же человек подходит к поискам средств к существованию. В течение многих лет он строит свою теорию о профессиональной сфере, которой будет заниматься и в результате разбогатеет. Но иногда реальность идет вразрез с нашими представлениями, и мы попадаем в такие ситуации, о которых никогда даже не подозревали. И человек запутывается в клубке своих ожиданий. Всевышний со Своей стороны делает все, чтобы обеспечить ему средства к существованию, где бы он ни был. Б г посылает предложения о работе, но человек отказывается их принимать. Здесь слишком низкая зарплата, здесь неизвестная ему сфера деятельности, здесь сфера и зарплата хорошие, но друзья на работе не в его стиле… Ему не нравится то, что попало в его руки, потому что это требует от него перерасчета маршрута. И именно в этом заключалась трудность рассечения Тростникового моря. Мидраш рассказывает, что в самый напряженный момент, когда евреи слышали, как колесницы фараона приближаются к ним сзади, а перед ними раскинулось море, разгорелся спор о том, что делать, но ни один из предложенных четырех путей не подошел — правильным шагом был пятый подход, чего никто не предполагал. Разделение моря заставило их освободиться от прежних взглядов и прыгнуть в воду — последовать по маршруту, предложенному Б жественным Провидением.

 

 

Перед расступившимся морем евреи разделились на группы, символизирующие четыре подхода, которые сопровождают народ Израиля по сей день. Одни сказали: «Мы прыгнем в море». Это перфекционисты и идеалисты, герои Масады, которым нужно все или ничего. Лучше покончить жизнь самоубийством достойным образом, чем снова стать рабами в Египте. Вторая группа сказала: «Мы вернемся в Египет». Это противоположный класс слабых и побежденных пессимистов, которые считали, что раз они в любом случае попадут в руки фараона, то было бы лучше сразу поднять белый флаг. Третьи решили: «Будем воевать!» — это были решительные и храбрые люди, которые призвали противостоять фараону и храбро сражаться до последней капли крови: «И даже если мы проиграем, по крайней мере, фараон узнает, что еврейская кровь — это не вода». И была последняя группа Б гобоязненных евреев, которые сказали, что надо молиться. Надо оставить оружие и пойти в синагогу…

 

 

И тут произошло непредвиденное — Б г ответил Моше: «Что ты взываешь ко Мне? Говори сынам Израиля, чтобы они отправились в путь» (Шмойс, 14: 15). То есть, ни один из подходов не является правильным, а вам просто надо идти по пути, на который вас направило Б жественное Провидение. Б г говорит евреям: «Вместо того чтобы цепляться за то, как вы привыкли решать проблемы, нужно посмотреть на путь, который Я вам проложил, и двигаться дальше. Я не освобождал вас из Египта, чтобы вы покончили жизнь самоубийством в море! Я не освобождал вас, чтобы вернуть в Египет! Я не освобождал вас, чтобы сражаться с фараоном, и Я даже не вывел вас из Египта, чтобы вы стояли и молились! Вы ушли оттуда, чтобы продвигаться к горе Синай, у которой примете Тору и станете избранным народом. Только ради этого свершилось великое чудо Исхода. И на пути к исполнению этого предначертания ничто не может быть помехой. Вы должны неуклонно придерживаться этого маршрута и двигаться вперед! А если продвижение идет по морю, то вы войдете в воду с поднятой головой и пересечете его!»

 

 

Задача рассечения моря заключалась в том, чтобы освободить людей от их прежних представлений и научить слушать Б жественное Провидение, которое сопровождает каждого человека. Вместо того, чтобы зацикливаться на предрассудках, посмотрите на возможности, которые предоставляет Всевышний, и продолжайте движение вперед! Вместо того, чтобы настаивать на своем, проявите гибкость!

 

 

…Несколько дней назад была опубликована уникальная история, рассказанная раввином Моше Феллером — посланником Любавичского Ребе в штате Миннесота, США. Он уже много лет успешно выполняет свою миссию и приблизил тысячи евреев к их Небесному Отцу. Рав Моше вспомнил, как, будучи молодым парнем, прежде чем отправиться к месту своего посланничества, пошел на аудиенцию к Любавичскому Ребе и попросил совета для успеха в своей священной работе. Ребе ответил на идиш, смешанном с английским, что он не может дать ему конкретных инструкций, кроме: «Ты должен быть гибким! Будь гибким!». Рав Феллер интерпретирует это следующим образом: Ребе не намеревался наставлять его уступать в вопросах Ѓалохи, но призывал быть открытым для различных подходов в работе. Это касается и всех нас: если, опробовав какой-то путь, мы видим, что он не увенчался успехом, — всегда можно выбрать другой подход!


 

 

Комментарии: КОЛИ ВАЖЛИВО ПРОЯВЛЯТИ ГНУЧКІСТЬ
Нет добавленных комментариев