На этой неделе мы читаем в Торе главу «Трумо», в которой Творец просит народ Израиля: «Пусть сделают Мне Святилище, и Я пребывать буду в их среде» (Шмойс, 25: 8). Всевышний повелевает Моше: «Говори сынам Израиля, и пусть возьмут Мне возношение» (там же, стих 2). Далее Тора перечисляет 15 видов материалов, которые нужно пожертвовать для строительства Мишкана (переносного Храма). Выясняется, что больше всего нужны были золото и деревья шитим (по мнению комментаторов, это были кедры или акации). Ковчег был сделан из дерева шитим и покрыт золотом, и так были изготовлены стол, жертвенник и стены Скинии. Золото было использовано для строительства всего Мишкана, как говорится в Мидраше: «Золото было создано ни для чего другого, кроме Храма («Брейшис рабо», 16).
Но сыны Израиля сделали из золота еще кое-что, о чем не хочется вспоминать, — золотого тельца. Они пожертвовали золото для Мишкана и пожертвовали золото для идола, как сказано: «Когда просят у них для тельца, они дают. Когда просят для Мишкана, они дают…» (Иерусалимский Талмуд, трактат «Школим», 1: 5). Более того, способ, которым они изготовили Менору из чистого золота, очень похож на тот, которым был сделан идол! В нашей главе, комментируя стих «чеканной работы будет сделан светильник» (Шмойс, 25: 31), Раши говорит: «Поскольку Моше видел в этом трудность, Святой, благословен Он, сказал ему: «Брось талант золота в огонь, и светильник будет сделан, возникнет сам по себе. Поэтому не написано «сделай ты», но «будет сделан». В главе «Ки сисо», рассказывающей о грехе золотого тельца, на слова «тельца литого» (Шмойс, 32: 4) Раши дает такой комментарий: «Когда Аѓарон бросил золото в пламя печи, пришли ведуны из среды эрев рав (иноплеменники, которые вышли вместе с евреями из Египта) и колдовством произвели золотого тельца. А некоторые полагают, что там был Миха (идолопоклонник, о котором говорится в Книге Судей, гл. 17), которого извлекли из фундамента здания в Египте, где он едва не погиб. Он обладал тайным Именем Всевышнего и пластиной, на которой Моше написал «Взойди, бык! Взойди, бык!», чтобы поднять гроб Йосефа из вод Нила. И Миха бросил эту пластину в плавильную печь, и вышел телец». Сходство колоссальное: не только из одного и того же материала построили жилище для Б‑га и сделали идола, но и все было сделано одним и тем способом — цельным литьем! Для изготовления Храмовой Меноры, символизирующей, что «Шхина (Б‑жественное присутствие) пребывает среди народа Израиля», Моше бросил золото в огонь, и светильник возник «сам по себе». С другой стороны, Аѓарон рассказывает: «И сказал я им: «У кого золото?..» Они сняли и дали мне, и я бросил его в огонь, и вышел этот телец». А Раши дополняет его слова: «И не знал я, что выйдет телец, а он вышел» (Шмойс, 32: 24).
Вторым основным строительным материалом для Мишкана были деревья шитим, о которых рассказывается похожая история. Творец подчеркивает, что для Храма подходит не любое дерево, а только шитим. Что особенного в этих деревьях, которые евреи принесли из Египта? Почему Б‑г не оставил Моше право выбора этого материала? Читая нашу недельную главу, вы увидите, что Тора снова и снова повторяет это указание в отношении всей храмовой мебели: «И пусть сделают Ковчег из дерева шитим» (Шмойс, 25: 10); «И сделай стол из дерева шитим» (там же, стих 23); «И сделай брусья для Скинии из дерева шитим стоячими» (Шмойс, 26: 15); «И сделай жертвенник из дерева шитим» (там же, 27: 1). И в недельной главе «Ваякѓейль» Моше еще несколько раз упоминает, что делать все это нужно именно из деревьев шитим…
Где еще в Торе упоминается слово шитим? Шитим — это место, где произошло очень неприятное событие в истории сынов Израиля. В конце недельной главы «Болок» Тора говорит: «И жил Израиль в Шитим, и стал народ блудодействовать с дочерьми Моава. И пристал Израиль к Бааль-Пеору, и воспылал гнев Г‑сподень на Израиль» (Бамидбор, 25: 1–3). Таким образом золото Скинии было искуплением золота греха тельца, а деревья шитим Скинии — искупление за идолопоклонство, которое совершили евреи в месте под названием Шитим.
«Мидраш Танхума» прямо говорит: «Всевышний сказал: «Пусть золото, использованное в Скинии, искупит золото, из которого был сделан идол». Позже Мидраш говорит то же самое о деревьях шитим: «Почему называет эти деревья шитим? Чтобы исцелить то, что в будущем сделают в Шитим… Согрешили в Шитим, пострадали в Шитим и исцелились через шитим. Совершили идолопоклонство, когда «жил Израиль в Шитим». Пострадали, когда «воспылал гнев Г‑сподень на Израиль, и Он наслал на них мор». Исцелились — искупили вину с помощью деревьев шитим».
Хасидизм рассматривает эту историю на более глубоком уровне. Любавичский Ребе объясняет в майморе (так называются произносимые Ребе глубокие философские эссе с анализом избранных идей учения хасидизма) «Боси легани», что слово шитим происходит от слова штус («глупость») — то, что противоречит разуму и приводит к греху, как говорят мудрецы: «Человек не грешит, пока не входит в него дух глупости» (Талмуд, трактат «Сота», 3а). Это также видно в повседневной жизни: человек грешит, а затем раскаивается и сам признает, что дух безрассудства вселился в него, когда он это делал.
Любавичский Ребе говорит, что деревья шитим в Мишкане символизируют штус дикдуша — «неразумность святости», искупившую штус диклипа, глупость, пришедшую со стороны, противоположной святости. Как уточняет «Мидраш Танхума» процитированную выше цитату: «В Шитим они совершили глупость… и деревья шитим искупили их глупость».
Что такое «неразумность святости»? Чтобы изменить мир, чтобы сделать что-то большое, иногда нужно действовать не согласно разуму. Например, чтобы отправиться исполнять порученную миссию в отдаленное место на краю света, нужно быть немножко сумасшедшим. Такие поступки не будут совершать люди, которые действуют «по хорошему разумению и познанию», те, у кого в жизни все рассчитано и должно соответствовать разуму и логике. Так и Всевышний говорит, что для того, чтобы построить Мишкан, чтобы превратить этот мир в жилище для Б‑га, нужны деревья шитим, необходима штус дикдуша, служение, выходящее за рамки здравого смысла.
Ребе учит, что Б‑г принес эту «неразумность» в наш мир, потому что он в нем нуждается. Невозможно изменить мир нормальным образом: «нормальные люди» — это обычно конформисты, которые ничего не меняют. Миру нужна энергия людей, которые не боятся того, что скажут другие.
Когда Ребе инициировал первое шествие на Лаг боОймер в Нью-Йорке в пятидесятые годы, некий противник Хабада в ночь перед парадом проколол шины грузовиков, нагруженных экспонатами, на изготовление которых была потрачена не одна неделя. Когда об этом рассказали Ребе, он улыбнулся и ответил, что нам нужен такой же человек «с нашей стороны», его энергия может быть направлена в положительное русло. А когда один молодой хасид написал, что у него есть две проблемы: отрицательные качества и гордость, Ребе ответил ему, что от отрицательных качеств он должен избавляться, а гордость использовать для святости, направлять на добрые дела.
Любавичский Ребе учит нас, что с помощью индивидуального Мишкана, который каждый еврей обязан построить внутри себя, строится всеобщий Мишкан и Храм, где явно проявляется присутствие Всевышнего. И мы должны помнить, что это происходит путем служения Ему на основе душевных сил, которые выше разума и понимания.