Не так давно в американском журнале «Тайм» была опубликована статья о долголетии, в которой рассказывалось о пяти так называемых «голубых зонах» — местах на планете, где многие люди живут до ста лет и более, не теряя здоровья и ясности ума, при том, что средняя продолжительность жизни во всем мире составляет 71 год. На первом месте в списке — коммуна Олластра на острове Сардиния в Италии, где проживает самое большое в мире количество долгожителей-мужчин, возраст которых перевалил за 100 лет. На острове Окинава в Японии живет больше всего в мире женщин, достигших 100‑летнего возраста. Третье место занимает полуостров Никоя в Коста-Рике, где количество людей, которые до 90 лет не перестают вести активный образ жизни, в 2,5 раза больше, чем в США. Четвертое место — на острове Икария в Греции, где мужчины и женщины живут и остаются здоровыми удивительно долго. Известны случаи, когда люди, переехавшие жить на этот остров, излечились от рака! И пятое место — городок Лома-Линда в Калифорнии, где продолжительность жизни на десять лет больше, чем в среднем по Америке. Это объясняют тем, что население городка принадлежит к течению в протестантизме, которое признает особым днем недели субботу, а не воскресенье. Они утверждают, что сильная связь с религией увеличивает продолжительность их жизни.
В статье делается попытка раскрыть секрет долголетия жителей «голубых зон». Отмечается, что общим для этих мест является то, что все они расположены у воды, на берегах морей и океанов. Однако более интересно то, что население всех пяти зон представляет собой очень сплоченные сообщества, где люди ведут активную общественную жизнь и заботятся друг о друге… У нас в Одессе тоже есть прекрасный морской берег (остальным читателям я не могу предоставить море), а о второй общей характерной для долгожителей черте я хочу поговорить в связи с нашей сегодняшней недельной главой «Ваякѓейль». Она начинается стихом: «И собрал Моше всю общину сынов Израиля» (Шмойс, 35: 1). Словом ваякѓейль («и собрал») Тора намекает, что это «собрание» является исправлением греха золотого тельца, в рассказе о котором оно также употреблено, но в несколько ином значении: «…и собрался народ против Аѓарона» (Шмойс, 32: 1). В Книге Шмойс слово ваякѓейль встречается только в этих двух случаях, и «Мидраш Агада» объясняет: «Блаженны праведники, умеющие найти компромисс между Израилем и его Небесным Отцом. Поэтому Моше сказал ваякѓейль… Придет община Моше-рабейну и искупит общину Аѓарона…» — народ Израиля совершил грех золотого тельца как община, и исправление также должно быть сделано всей общиной.
В главе «Ваякѓейль» Моше передал евреям два дара, с помощью которых они могут развивать общинную жизнь: Шабос и Мишкан. Суббота — это время, которое люди предпочитают проводить вместе. Вся семья собирается на субботний ужин, приглашают друзей в гости. В Субботу у людей есть время навестить друг друга. И второе — это Мишкан, который в своем нынешнем воплощении является синагогой, домом общины.
В иудаизме понятие «община» играет очень важную роль. Выражение «не хорошо» впервые появляются в Торе в стихе: «Не хорошо быть человеку одному» (Брейшис, 2: 18). Человеку необходимо общение, нужна община. Бо´льшая часть законов и заповедей Торы исполняется совместно. Самые важные молитвы мы можем произносить только в миньяне: Кадиш, повторение Шмоне-эсре, 13 атрибутов милосердия и т. д. Поэтому инструкции о том, как создать общину, Моше изложил перед лицом всего народа — так же, как и заповедь о соблюдении Субботы, которая еще раз повторяется в начале главы. Он не уединился с Аѓароном, чтобы передать ему эти наставления, а собрал для этого всех сынов Израиля вместе. Потому что есть вещи, о которых нужно говорить публично, как это было у горы Синай: «И весь народ видел голоса и сполохи» (Шмойс, 20: 15).
В Книге Дворим, незадолго до конца Торы и завершения жизненного пути Моше-рабейну, он заповедует народу Израиля особую мицву, называемую ѓакѓель («всенародное собрание»), которая исполняется в один из дней праздника Суккос года, следующего за субботним. Весь народ поднимался в Иерусалим и собирался в Храме. Царь становился на специально возведенный во внешнем дворе высокий помост и громким голосом читал отрывки из Книги Дворим, чтобы все евреи «слушали и изучали, и боялись Г‑спода… и соблюдали все слова Учения этого» (Дворим, 31: 12), чтобы укрепить их веру в Б‑га.
Во времена Талмуда в Вавилоне проходило мероприятие под названием ярхей кала («месяцы невесты»). Лидеры вавилонского еврейства постановили, чтобы два раза в год, в месяцы адор и элул, когда можно было отдохнуть от сельскохозяйственных работ, все евреи собирались в Суре (город на территории современного Ирака, где находилась одна из крупнейших иешив того времени) для совместного изучения Торы. В те дни в Суре собирались тысячи людей. Название мероприятия основано на том факте, что Тора — это «невеста», а месяцы обучения — это месяцы, когда еврейский народ — «жених» — приходит к своей невесте. Очевидно, что еврей мог бы сидеть дома и изучать Тору вместо того, чтобы тратить дни и недели на поездку на ярхей кала и обратно. Зачем так необходимо было заниматься вместе? Дело в том, что индивидуальное изучение Торы не похоже на совместное. Действительно, каждый может прочитать священные тексты дома, но опыт публичного чтения и изучения Торы совершенно неповторим и огромен, ведь фактически это похоже на исполнение заповеди ѓакѓель.
Наша недельная глава затрагивает и вопрос о субботней проповеди раввина в синагоге. В мидраше «Ялкут Шимони» говорится: «От начала Торы до ее конца есть только одна глава, которая начинается со слова ваякѓейль. Всевышний создал для вас большие общины и толкует перед ними публично законы Шабоса, чтобы будущие поколения научились у вас собирать собрания каждую Субботу. И собираться в бейс-мидрашах, чтобы учить и наставлять народ Израиля словами Торы». На одном из фарбренгенов Любавичский Ребе сказал: «Со времен Моше-рабейну Суббота была установлена, чтобы собирать общины и проповедовать Тору, как это делал сам Моше… и с тех пор было установлено во всех местах и во все времена до конца всех поколений, что в Субботу сыны Израиля собираются в синагогах и домах учения и занимаются Торой».
Сам Ребе поступал так большую часть суббот в году, а в последние годы он делал это каждую Субботу. В этот день на фарбренген в «Севен-севенти» (нью-йоркскую штаб-квартиру Хабада) собирались тысячи хасидов. Ребе проводил беседу около 45 минут, потом был перерыв на пение нигуним и лехаим, затем еще одна беседа и еще один перерыв… Так продолжалось в течение нескольких часов. В этих беседах Ребе говорил о недельных главах и других темах Торы, Талмуда, Кабалы и учения хасидизма. Помню, как мы все стояли и слушали, стараясь не пропустить ни одного слова. Это был кульминационный момент недели, оставлявший в наших душах незабываемое впечатление. Мы приходили в «Севен-севенти» утром на молитву и выходили после Ѓавдолы, потому что фарбренген затягивался допоздна и сразу после него мы молились Минху и Маарив. Это была совсем другая Суббота, это была другая жизнь. Этот опыт публичного изучения Торы останется в нашей памяти на всю жизнь…
Словом, вот так и повелось, что во всех синагогах мира изучают Тору и читают проповеди в Шабос. А если у кого-то есть жалобы на длину проповеди, то он может обращаться к основателю этого обычая — Моше-рабейну!