На этой неделе мы читаем третью главу из Книги Ваикро, «Шмини», первая часть которой занимается событиями, произошедшими на 8‑й день после установления Мишкана. Вначале события развиваются в соответствии с приказами Моше. Аѓарон и его сыновья приносят особые жертвы, выходят благословить народ, и Всевышний является евреям. Но неожиданно два старших сына Аѓарона, Надав и Авиѓу, отступают от приказа, входят в Шатер откровения, чтобы воскурить там благовония, хотя они не получили на это приказ. С Небес сходит огонь и убивает их. Аѓарон и двое его оставшихся сыновей получают особые приказы, как им вести себя в такой ситуации — им запрещено соблюдать обычаи траура. День продолжается по расписанию, но опять возникает недопонимание между Моше и Аѓароном с сыновьями по поводу употребления в пищу грехоочистительной жертвы…
Во второй части главы даются законы о запрещенных видах пищи. Подробно перечисляются животные, рыбы, птицы и гады, запрещенные в еду. Также дается краткое перечисление законов ритуальной чистоты и нечистоты.
У всех комментаторов Торы возникает вопрос: почему есть животные, которые запрещены в пищу? Почему Тора одних животных разрешила, а других запретила. Чем корова лучше коня?
Рамбам находит причину запрета в медицине. Все, что запретила нам Тора, наносит вред, а мясо разрешенных в пищу животных организму не повредит. Тем же путем идет Рашбам: «Все животные, птицы и т. п., которых запретил Всевышний, евреям противны, они наносят вред телесному здоровью». Другими словами, Всевышний, просто по Своей доброте, решил уберечь наше здоровье, сообщив, что полезно, а что нет. Есть много людей, которые придерживаются мнения упомянутых мудрецов. Они говорят, что смешивать мясное и молочное неполезно, поэтому это запрещено. Есть даже те, кто идет еще дальше и утверждает, что некошерная пища является причиной всех болезней.
Но на самом деле нельзя сказать, что полезность кошерной пищи — единственная причина соблюдения кашрута. Во‑первых, очень трудно доказать, что кошерная еда более здоровая, чем некошрная. Разве форшмак или чолнт — это полезная еда?! Разве это то, что посоветует вам врач? Однажды кто‑то сказал мне в шутку, что самое лучшее доказательство того, что в грядущие дни произойдет воскрешение мертвых, — это то, что в Субботу едят чолнт, идут спать, а утром встают живые! Так как эта еда — очень тяжелая для желудка.
Во‑вторых, есть много способов взять не очень здоровую еду и практически полностью нейтрализовать ее вредное воздействие на организм. Особенно в наше время, с использованием новейших технологий. Возьмите, например, детские молочные смеси, из которых извлекают все вредные вещества, вызывающие аллергию, так что любой ребенок с первого дня своей жизни может питаться таким молоком, не опасаясь проблем пищеварения. Поэтому находятся те, кто утверждает, что пищевые запреты Торы были необходимы только в древние времена, а сейчас они «устарели» и потому излишни.
В‑третьих, разве Тора — это медицинская книга, предписывающая нам, что способствует нашему здоровью, а что нет?! Для этого в Торе есть указание: «И очень берегите свои души». Человек должен заботиться о своем здоровье, и каждый должен сам понять, что пойдет на благо его здоровью, а что повредит. Сама же Тора не предназначена для того, чтобы указывать, что полезно, а что вредно человеку есть. Ведь не сказано в ней: «Все виды мяса, птицы и рыбы можно есть только после консультации с врачом‑специалистом». Более того, существует множество видов растений, вредных для человеческого организма, которые вообще нельзя употреблять в пищу, но Тора ни словом, ни полсловом не упоминает о них. Не будем уже говорить о том, что в тексте Торы явно не высказан запрет на курение этих растений… Есть только предписание: «Очень берегите свои души».
В‑четвертых, скажите мне, кто выглядит более здоровым — евреи, которые едят кошерную пищу, или неевреи, которые едят все, что хотят. Есть масса евреев, которые с трудом двигаются, имеют проблемы со спиной или с животом, нуждаются в массаже и все свои деньги тратят на врачей и лечение. А рядом — неевреи, здоровые и крепкие, как дубы, улыбаются и отлично выглядят, и им не нужны ни врачи, ни лекарства…
По этим и другим причинам многие комментаторы не принимают объяснение полезности для здоровья кошерной пищи. Они утверждают, что причиной, по которой надо есть кошерную пищу, является забота не о здоровье тела, а о здоровье души.
Рамбан пишет: «Главный признак некошерности птиц — это хищность». Есть похожая по смыслу французская поговорка: «Человек есть то, что он ест». Это означает, что еда влияет и на черты человека, и поэтому если он ест мясо хищного животного или птицы, то он теряет часть своей способности жалеть и уже не очень‑то чувствует страдания ближних. Пища меняет его. И поэтому Тора предписывает еврею есть мясо только тех животных, которые питаются растительной пищей, и запрещает употреблять в пищу мясо хищников, пожирающих других животных.
Однако все предложенные объяснения не отвечают на довольно сложный вопрос. Если кошерная еда полезна для души (или — по мнению других комментаторов — для тела), а запрещенная пища приносит вред телу (или душе), то почему Тора заповедует кашрут только евреям? Неужели Всевышний не любит все другие народы?! Разве не написано о Нем в Торе: «И милостив ко всем Своим созданиям»? Поэтому, дав сыновьям Нояха семь заповедей, среди которых есть и запрет употреблять в пищу мясо, отрезанное от живого существа, Всевышний мог бы запретить людям и другие виды еды, чтобы они не были жестокими.
…Самый первый запрет, который появился в этом мире, был связан с едой. Сразу же, как только были созданы Адам и Хава, Всевышний приказал им: «От всех деревьев сада ешьте, а от древа познания добра и зла не ешьте!».
Говорит по этому поводу «Мидраш Танхума» интересную вещь: «Сказал рабби Менахем бен Яир: «Это дерево, пока от него не поел первый человек, не имело названия, но когда поел и нарушил приказ, получило название «древо познания добра и зла» в соответствии с тем, что произошло. А почему именно «древо познания добра и зла»? Потому, что когда поел, познал зло. Ведь пока не нарушил заповедь Всевышнего, не был приговорен к тяжелому труду, холоду, жаре, боли и т. д. Но как только нарушил, тут же все это началось… А почему приказал ему Всевышний кушать плоды всех деревьев, кроме этого? Чтобы, видя его постоянно, вспоминал Творца и знал, что ярмо Его на нем, и не был высокомерным».
Получается, что это дерево было как любое другое, не обладало никакими особыми качествами или магическими силами. Да и после греха дерево осталось таким же. Изменился только человек — перед тем, как съесть плод этого древа, он был абсолютным праведником, а после — распробовал вкус греха.
Та же самая ситуация и со всеми другими запрещенными видами еды. Необязательно, что они вредны для здоровья человека, но важно, что они напоминают ему о Творце и о ярме Его, которое на человеке, чтобы знал он всегда, что у мира есть Хозяин. То есть, каждый раз, когда человек ест, он вспоминает о Б‑ге.
По‑хасидски это называется искафья («подчинение») и работает не только с некошерной едой. Например, человек видит вкусную кошерную еду, скажем, мороженое, но при этом хорошо знает, что эта еда не нужна ему для подкрепления сил, а это просто вожделение. Тогда его машпия (наставник) напомнит ему, что надо делать искафью, то есть — что он должен победить свое желание и отказаться от мороженого.
Но если вся цель этих запретов заключается в том, чтобы победить злое начало, почему Тора начинает именно с еды, почему Всевышний запрещает Адаму кушать от древа познания, а не прикоснуться к нему, например? Это можно объяснить тем, что от всех остальных соблазнов можно воздержаться — как бы убежать от опасности. Так, человек, который любит красивую одежду и дома, может поселиться в таком месте, где нет погони за этими вещами, — в лесу, в пещере. Или человек, который любит деньги, может поселиться в кибуце, где вся собственность — общая, и тогда нет необходимости ему каждый день преодолевать себя. И так далее. Но от еды человек не может убежать. С момента рождения и до самой смерти он нуждается в еде. И поэтому, с одной стороны, он должен кушать каждый день, а с другой — это очень крепкое желание. Так что испытание едой — ежедневное и постоянное. Поэтому оно выбрано быть примером для всех остальных желаний.
…Куда бы человек ни ехал, он интересуется, есть ли там хорошие рестораны, и в зависимости от этого определяет, достойно ли это место его посещения… А когда вечеринка считается удачной? Ответ прост — когда еда была вкусной… А когда люди направляют тебя куда‑то, то говорят: это находится рядом с таким‑то рестораном… Все хорошо знают, где находится ресторан. Потому что еда — это необходимость, а с другой стороны — самое крепкое желание. Поэтому именно ее избрал Творец, чтобы научить человека властвовать над собой. Если он справиться с этим желанием, ему будет легче справиться с другими.