Песах приближается, и подготовка к празднику в полном разгаре: генеральная уборка дома, покупка новой одежды, заготовка мацы и других продуктов… На прошлой неделе кто-то спросил меня, есть ли Кока-кола кошерная для Песаха? Действительно, сегодня такой напиток существует, и это нас не удивляет. Однако, если заглянуть в историю его создания, то мы поймем, какое это было большое нововведение. Дело в том, что точный рецепт Кока-колы является коммерческой тайной. До 2011 года он хранился в главном хранилище банка SunTrust Banks в Атланте, штат Джорджия, а затем переехал в специально для этого построенное хранилище там же в Атланте. Только три человека знают рецепт полностью. Но по правилам кашрута, невозможно признать напиток кошерным, не зная его ингредиенты!
Кока-кола была изобретена фармацевтом Джоном Ститом Пембертоном в Атланте в 1886 году. Изначально она продавалась как лекарственное средство от нервных расстройств. В первый год напиток был убыточным, но постепенно популярность его возрастала, прибыли от продажи увеличивались. В 1888 году Пембертон продал права на выпуск напитка, а четыре года спустя их новый владелец, бизнесмен Аса Григгс Кэндлер, основал компанию «The Coca-Cola Company», которая существует и поныне.
Во время Второй мировой войны компания Coca-Cola поставляла ее американской армии в огромных количествах, провозгласив, что каждый американский солдат, где бы он ни воевал, в любой момент сможет напиться Кока-колы. Вернувшиеся с войны солдаты настолько пристрастились к напитку, что вскоре он стал самым популярным в США. А продукция фабрик, построенных по всему миру для военных поставок, продолжала завоевывать новые рынки. После войны Кока-кола получила распространение практически везде, где были доступны американские товары.
Но для евреев недостаточно того, чтобы напиток был вкусным и популярным, — он должен быть кошерным. В первый раз печать кошерности для Кока-колы поставил раввин Т. Геффен из Атланты. Когда он попросил список ингредиентов напитка у производителей, с него взяли клятву о неразглашении информации. При первой проверке рав Геффен обнаружил один некошерный компонент — глицерин животного происхождения, который был заменен на кошерный растительный. Тем не менее, Геффен не признал кошерность напитка на Песах, так как в нем содержались подсластители, полученные из злаков. Компания пошла навстречу евреям — с тех пор каждый год за несколько недель до праздника выпускают пасхальные партии Кока-колы, в которых зерновые заменяют на свеклу и тростник. В 1948 году в журнале Агудас рабаним (Союза ортодоксальных раввинов США и Канады) было опубликовано заявление раввина Симхи Эльберга, в котором говорилось о том, что посетив завод Coca-Cola в Атланте и изучив все секреты производства, он подтверждает, что напиток является кошерным. В Израиле этот напиток получил печать кошерности раввината Тель-Авива — Яффо, а в 1991 году — печать строго кашрута (кошер лемеѓадрин) Кока-кола получила от скончавшегося недавно раввина Моше-Йеѓуды-Лейба Ландо из Бней-Брака, которому также была предоставлена информация о точном составе напитка.
…Случаи строгого сохранения коммерческой тайны у евреев мы находим в период Второго Храма. Талмуд (трактат «Йома», 35а) приводит четыре примера людей, которые сохранили секрет своих изделий, изготовленных для последующего использования в Храме. Первый — лехем ѓапоним, хлеба предложения: «И возлагай на стол в Скинии хлеба предложения предо Мною постоянно» (Шмойс, 25: 30). В Мишкане, а затем в Храме около северной стены был расположен специальный стол, на котором постоянно находились двенадцать хлебов. Каждую Субботу, в первой половине дня, новая партия хлебов расставлялась на столе (выпекались они в пятницу), а предыдущая партия, простоявшая всю неделю, раздавалась коѓенам: шесть хлебов для новой смены, и шесть — для предыдущей. Чудесным образом этот хлеб не только не портился в течение всей недели, но даже оставался свежим и теплым, а маленький кусочек объемом в маслину насыщал, как обильный обед.
Для выпечки хлебов предложения в Храме было отведено специальное помещение, а готовила и выпекала их семья Гармо по своему собственному рецепту, секреты которого они не доверяли никому. То, что хлеба оставались свежими и горячими всю неделю, было настоящим чудом, и мудрецы, посчитав, что не стоит полагаться на чудеса, пытались убедить семью Гармо раскрыть секрет. Но пекари категорически отказались, и тогда мудрецы решили заменить Гармо другими хлебопеками и пригласили специалистов из египетского города Александрии. Тем удалось испечь хлеба по всем правилам, но их хлеба не выдерживали недели и портились. В конце концов, мудрецам пришлось вернуть семью Гармо, а те согласились только после того, как им пообещали удвоенную плату. К их чести стоит сказать, что они нигде не использовали этот рецепт, даже для себя самих. И более того, детям в этой семье никогда не давали белого хлеба, чтобы никто не мог заподозрить, будто Гармо готовят храмовый хлеб для собственных нужд.
Второй пример — ктойрес, благовония. Смесь для воскурения состояла из одиннадцати различных благовоний, которые брали в установленном весе. К ним добавляли, не взвешивая, еще несколько добавок, в том числе — особую траву, направляющую дым вертикально вверх. О том, что это за трава, существовала традиция, передаваемая из уст в уста, и о ней знали только избранные. Это было очень особое искусство, которым в совершенстве владела семья Автинас, не желавшая никого обучать этому делу. И с благовониями произошла та же история, что и с хлебами. Мудрецы привезли группу специалистов из Египта, которым удалось приготовить подобную смесь благовоний. Однако они не знали, как сделать так, чтобы дым от воскурений поднимался вверх, а не рассеивался по сторонам. И тогда мудрецы вынуждены были вернуть семейство Автинас на прежние должности за двойную плату. В Талмуде по этому поводу написано: «Сказал Бен Азай: «Никто не тронет изготовленного твоим ближним». То есть, если Небеса хотят, чтобы что-то стало для вас источником средств к существованию, то никто не сможет забрать это у вас. И, в конце концов, оно к вам вернется.
Мудрецы хвалят род Автинас за то, что женщины этой семьи никогда не умащали себя благовониями, чтобы люди не подозревали их в том, что они умащаются благовониями, предназначенными для воскурения в Храме.
Третий пример — пение левитов. В Храме был хор из 120 человек, обязанностью которого было петь и играть во время службы. Талмуд рассказывает, что один из хористов, по имени Ѓугарас, умел петь совершенно особым образом. Он брал большой палец руки в рот, а указательный — опускал на то место под носом, откуда расходятся усы, и издавал столь разнообразные и удивительные музыкальные звуки, что его братьев-коѓенов отбрасывало назад (они отскакивали и разом все падали).
Четвертый пример — написание Имени Б‑га. У человека по имени Бен-Камцар тоже был свой секрет: о нем рассказывали, что он вставлял четыре тростинки, которыми писали писцы, между пальцами руки и одним-единственным росчерком писал слово из четырех букв! Это было важно, потому что Имя Б‑га состоит из четырех букв, а, согласно Ѓалохе, когда сойфер пишет Имя Б‑га в Свитке Торы, ему запрещено говорить в промежутках между написанием букв. Он должен писать их без перерыва, поэтому, когда вы можете написать их все сразу, это, безусловно, лучше, потому что тогда даже нет времени говорить между буквами.
Стоит отметить, что все перечисленные мастера отказывались учить других своему искусству, но не из-за опасения конкуренции, а из страха, что «вдруг научится этому человек недостойный и станет использовать для служения идолам».
…Я слышал, что на следующий день после 3 тамуза 5754 года, когда душа Любавичского Ребе покинула наш мир, раввину Йоси Леви, посланнику Хабада в Атланте, позвонили по телефону от имени двух руководителей компании Coca-Cola, которые отвечали за маркетинг продукции, и попросили встретиться с ними при первой возможности. На встрече они сказали ему, что читают о Любавичском Ребе во всех газетах, и там написано, что Ребе удалось распространить иудаизм по всему миру. Они прочитали, что стоит Ребе объявить об определенной операции, как в течение 24 часов хасиды по всему миру начинают это осуществлять. А в их компании если они начинают выпуск нового напитка или изменяют старый, то это происходит довольно долго. Сначала они представляют новинку в комиссии, которая отвечает за цвет продукта, а затем они создают специальную комиссию, которая подробно его проверяет. После этого обращаются к тем, кто анализирует рынок, чтобы узнать, чего хочет потребитель. Затем обращаются к ответственным за сбыт. Кроме этого, есть дизайнеры, которые должны решить, как будет выглядеть новый продукт, и те, кто отвечает за рекламу, и т. д., и т. п. (возможно, я забыл упомянуть еще несколько комиссий). Они рассказали, что им потребовалось два с половиной года, чтобы выпустить продукт на рынок, и хотели знать, сколько встреч провел Ребе, и как ему удалось провести их за 24 часа?
Ответ заключается в том, что как родителям, которые любят своих детей, не нужны собрания и эксперты, указывающие, как правильно их воспитывать, они сами находят способы и методы воспитания, так и Ребе учил любить каждого еврея. Когда есть любовь, найдется и способ донести послание аѓавас Исроэль каждому еврею, где бы он ни был. Это и есть лучший маркетинговый метод, которым владеет Хабад.