На этой неделе мы читаем главу Торы «Мцойро», бо́льшая часть которой посвящена проказе. Если спросить любого еврея, почему во времена Храма человек заболевал проказой, то все ответят: «По причине злословия (лошон ѓоро)». И это на самом деле так. В начале главы Раши пишет: «Поражение проказой является карой за злоязычие». А в предыдущей главе Тора рассказывает нам о том, что прокаженный должен жить отдельно, «выйти за пределы стана», и Раши говорит: «Одиноко сидеть будет. Чтобы нечистые [другой нечистотой] не сидели с ним вместе… Чем он отличается от других нечистых, чтобы ему сидеть в одиночестве? За то, что он своим злоязычием отделял мужа от жены, человека от его ближнего, он сам отделен от других людей».
Но есть и менее известный раздел законов о проказе. Оказывается, существует три разных ее типа: язвы на теле человека, на одежде и на стенах домов. Когда Тора начинает рассказывать о язвах на домах, она использует стиль, вызывающий удивление: «Когда придете в Землю Кнаана, которую Я даю вам… и Я наведу язву проказы на дома…» Звучит так, будто Всевышний сообщает нам хорошую весть, типа: «Есть у Меня очень радостные новости для вас. Когда вы наконец-то доберетесь — через 40 лет блуждания по пустыне! — в Землю обетованную, то Я дам вам язвы на домах». Что же здесь хорошего?!
Этот вопрос мучил всех наших мудрецов, и Раши цитирует мидраш, где приведено удивительное толкование: «Для них это добрая весть, что на их дома будут наведены язвы. Потому что на протяжении 40 лет, когда сыны Исроэля находились в пустыне, эморейцы прятали в стенах своих домов сокровища, теперь же из-за язвы разрушат дом и найдут сокровища».
На протяжении 40 лет жители Кнаана знали, что евреи идут завоевывать их землю и изгнать их оттуда, поэтому все эти годы они прятали свои сокровища в надежде, что придет день, и они вернутся в свои дома и достанут их. Это напоминает истории о том, как в первые годы после революции люди прятали в разных местах банки с золотыми червонцами, ювелирными украшениями и тому подобным. «Может, однажды коммунисты исчезнут, и мы сможем воспользоваться этими деньгами», — думали они. Так же вели себя и эморейцы. Они считали, что еще придет день, когда они смогут вернуться и воспользоваться своими сокровищами. Но у них не было банок, туалетов, чердаков, поэтому они замуровывали все в стены… И вот, когда евреи завоевали землю и поселились в этих домах, полных кладами, они не ведали, что у них под ногами. Хозяин дома не знал, что он сидит на золоте! Поэтому Всевышний наводил проказу на дома, чтобы евреи были обязаны разрушить стены и смогли найти клад. Это и есть хорошая новость.
Мы видим, что любая вещь, даже выглядящая только и исключительно отрицательно, имеет положительные аспекты. От нас требуется только найти их. Под таким же углом можно взглянуть и на всю историю еврейского народа. Многие люди, изучая книги пророков, шокированы тем, что они там открывают. Эти книги полны войн, ссор, убийств, историй, от которых волосы становятся дыбом: история с наложницей в Гиве, случай с дочерью Ифтаха, противоборство Шауля и Давида, еврейские войны… Они стоят в ужасе перед этими открытиями и задают вопросы: «Как такое может быть?! Как это могло произойти? Это и есть еврейский народ? Народ книги? Народ, который должен быть светом для других народов?..»
Но если продолжить изучение, то можно увидеть, что истории, описанные в Танахе, рассказывают о периоде почти в тысячу лет. В Танахе это представлено цепочкой эпизодов, когда одна трагедия сменяется другой, и можно подумать, что каждую неделю там что-то происходило, и в этом был замешан весь еврейский народ. Но в реальности это совсем разные истории, между которыми проходили многие десятилетия. 40 не очень приятных историй на протяжении тысячи лет — это не так уж много. Наоборот, это доказательство удивительной моральной и духовной красоты еврейского народа. Ведь за такое большое количество лет случилось «всего лишь» несколько неприятных историй, в каждой из которых было замешано по малому числу людей, а то и вообще только один человек! И действительно, мы находим в Танахе во многих местах, что после определенного события написано: «И успокоилась земля на сорок лет». Пророки не писали исторические летописи, не записывали все, что происходило за время их жизни. Они посчитали правильным записать только не самые лучшие истории, чтобы люди смогли учиться на них и помнить, что так поступать не следует. Поэтому Танах — это, можно сказать, «почетная грамота» еврейского народа.
Мы снова и снова встречаемся с необходимостью находить положительные аспекты во всем. После любой трагедии люди всегда начинают спрашивать: «Почему?! Почему так много горя?..» Евреи добавляют к этому свои вопросы: «Почему именно мы страдаем от погромов? Почему нас все время сопровождают несчастья? Почему именно мы?..» Так было после разрушения Храма и после крестовых походов, после изгнания из Испании и совсем недавно — после Холокоста… Что положительного есть во всех этих страшных бедах?
Правда в том, что у меня нет ответа. Но я знаю, что тот, кто живет много лет, обычно — согласно статистике — имеет больше шансов заболеть разными болезнями, чем тот, кто прожил короткую жизнь. Еврейский народ существует уже около 4 тысяч лет, поэтому неудивительно, что за это время он страдал больше, чем другие народы. Не существует больше ни одного народа, который сумел бы сохраниться так долго, пережив такое количество бед. Ни один народ не сумел прожить столько и вытерпеть все это.
Давайте не забывать, что за продолжительную нашу историю было много хороших лет и даже в плохие годы не все евреи страдали. Например, во время Холокоста были евреи, которые жили в Америке, во время изгнания из Испании были евреи, которые жили в Вавилоне. И вообще, есть много стран, где евреи жили спокойно на протяжении сотен лет. Мы народ, у которого есть много везения. То, что мы терпим так много, только доказывает сам факт нашего существования. Жив еврейский народ!