Printed fromchabad.odessa.ua
ב"ה

УРОК ВІД... МОАВИТЯНСЬКОГО ЦАРЯ

Четверг, 18. Июль, 2024 - 17:32

Свет-окно.JPG

В одном городе умер знатный и богатый член общины. Раввин в своей прощальной речи всячески превозносил его, рассказывая о его доброте, щедрости и праведности. Внезапно подошла жена умершего и попросила на мгновение раскрыть лицо покойника. «Но это запрещено!» — раввин был шокирован. «Конечно, но мне просто хочется убедиться, что я присутствую на похоронах именно своего мужа…»

Люди готовы платить большие деньги за возможность войти в историю. Они жертвуют миллионы на строительство синагог, медицинских центров и общественных зданий, чтобы увековечить свое имя. Они стремятся к тому, чтобы смерть не стала для них концом, не привела к забвению, но чтобы их имена, высеченные на мемориальных табличках, навсегда остались в сердцах живущих… И теперь самое время поднять вопрос о названии нашей недельной главы «Болок». За что мы поощряем царя Моава, называя его именем главу? И почему вот уже несколько тысячелетий народ Израиля, его мудрецы и проповедники упоминают этого сомнительного деятеля, стремившегося проклятиями уничтожить Израиль? (Стали бы мы читать текст, названный «Аман», «Тит» или «Адольф»?!) В Торе нет недельных глав, названных в честь Авраѓама, Ицхока и Яакова, Моше и Аѓарона, но именно Болок удостаивается сохранению памяти о себе в Торе!

Вообще, название главы обычно указывает на ее основную тему, но история Болока ведь таковой не является. Он — всего лишь инициатор приглашения Билама, который произносит удивительные пророчества о будущем народа Израиля до дней грядущего Избавления. Следовательно, название главы должно было звучать так: «Избавление», «Пророчество», «Прекрасное будущее народа Израиля». Однако в реальности происходит обратное: чтят память угнетателя, который стремился проклясть нас.

Рассказывают о святых братьях рабби Элимелехе и рабби Зуше, которые годами скитались по еврейским местечкам — они добровольно отправились в изгнание, чтобы искупить свои души. Братья были одеты, как нищие, и никто не признавал в них духовных гигантов, которые освещали Восточную Европу. Однажды на них разозлился один нищий, испугавшийся, что они приехали, чтобы лишить его средств к существованию. Он донес на них в полицию, и братья были арестованы и помещены в камеру предварительного заключения. Наступила ночь, и они хотели произнести вечернюю молитву, но затем заметили ведро в центре комнаты, которое заключенные использовали для отправления естественных нужд. В таких условиях запрещено произносить Имя Всевышнего, следовательно, они не могли молиться. Рабби Элимелех был опечален, первый раз в своей жизни он вынужден был провести ночь, не помолившись. Он посчитал это плохим признаком — значит, Б‑г не желал его молитвы. Рабби Зуша, заметив душевные страдания своего брата, предложил ему посмотреть на происходящее с противоположной стороны: «Наоборот, мой дорогой брат, мы не воздерживаемся от молитвы из-за лени или усталости, а потому, что Ѓалоха запрещает нам молиться в подобной ситуации. Получается, что это и есть путь служения Б‑гу в настоящий момент. Одни поклоняются Г‑споду молитвой, а мы будем поклоняться Ему, воздерживаясь от молитвы, и именно так мы проявляем нашу связь с Б‑гом даже в этом отвратительном месте». Рабби Элимелех очнулся от своих переживаний, и два святых брата начали вместе танцевать. Радость, как мы знаем, чувство заразительное, и все заключенные вокруг них затанцевали. Камера наполнилась радостным шумом. Внезапно в камеру ворвался надзиратель и спросил: «Что вы танцуете посреди ночи? Что вас так веселит?» — «Это ведро, — ответил рабби Зуша, — наполняет наши сердца весельем». — «Если оно делает тебя счастливым, — сердито сказал надзиратель, — я вынесу его из камеры». И он, уходя, забрал ведро с собой. Теперь братья могли молиться спокойно и сосредоточенно…

Наша недельная глава названа «Болок», чтобы передать одно из самых важных посланий в жизни: у Б‑га есть все способы побудить нас действовать. Иногда Он выражает Себя позитивно и заставляет нас добиваться успеха, но иногда Всевышний делает противоположное: посылает злодея, чтобы тот мешал и докучал нам. Но в обоих случаях цель одна и та же — побудить нас двигаться вперед. Временами для этого нам нужен успех, но бывает и так, что Всевышний считает, что нам нужно помешать, и тогда приходит Болок. Однако дело в том, что Болок был хорошим посланником, который передал Израилю величайшие пророчества. Даже Моше не обещал Израилю великое пророчество: «Вот народ, отдельно обитать будет и меж народов не будет числиться» (Бамидбор, 23: 9). Это ясное обещание того, что народ Израиля будет жить вечно, что мы будем удостоены чести быть древней нацией, сохранившей себя в этом мире. Даже Моше-рабейну не давал Израилю пророчества о будущем искуплении: «Вижу его, но не теперь, на него взираю, но не близко: взошла звезда от Яакова, и поднялся скипетр от Израиля» (Бамидбор, 24: 17). Болок устами Билама на самом деле приводит истинное «пророчество искупления». Задолго до того, как пророчествовали Ишаяѓу и Ирмияѓу, Болок и Билам стали лучшими в мире посланниками, которые передали миру сообщение о грядущем выходе из изгнания. Так что Болок — всего лишь «одеяние» для Б‑жьего откровения в этом мире. Иногда Всевышний решает спрятаться за трудным событием, но цель одна: продвигаться вперед еще решительнее и смелее, чем прежде.

Это позитивное восприятие искупает зло. Величайший кризис, который может пережить верующий человек, — увидеть, не дай Б‑г, разрушение Храма. Когда вы видите, как мир успешно побеждает святость, лисы ходят в Святая святых, и римляне празднуют, — это вызывает огромные страдания у каждого верующего еврея. Это может даже вызвать сомнения относительно силы Б‑жественного провидения, которое управляет миром. Но это и есть урок названия главы «Болок»: Всевышний позволяет злу преуспевать, чтобы побудить к действиям совершенно иного рода, гораздо более сильным и решительным, чем раньше. Успех зла — это способ Творца сказать: «Я ожидаю от тебя большего, гораздо большего». И когда вы усвоите это послание, тогда, как говорится в стихе: «Это час бедствия для Яакова, и в нем же его избавление» (Ирмияѓу, 30: 7). Сама «беда» становится «окном», создающим свет Избавления.

Комментарии: УРОК ВІД... МОАВИТЯНСЬКОГО ЦАРЯ
Нет добавленных комментариев