В Пурим 5672 (1912) года Ребе Рашаб (рабби Шолом-Довбер Шнеерсон, пятый Любавичский Ребе) пребывал во французском городе Ментон. Во время праздничной трапезы несколько человек усердно исполняли предписание наших мудрецов напиться «Ад дело йодо — Пока не перестанет отличать [Амана от Мордехая]». Один из подвыпивших евреев что-то сказал, и его не менее пьяный друг саркастически ответил: «Их ѓэр дих ин пятэ — Я слушаю тебя пяткой» (в переносном смысле фраза означает: «Я не воспринимаю тебя всерьез»). Услышав его слова, Ребе Рашаб сказал: «Это выражение высокомерия, не стоит упоминать его даже в связи со служением Всевышнему. Когда вы используете его просто так, да еще и с намерением унизить ближнего, то это в сущности грубо и противоречит высшему намерению в опускании души в тело».
Затем Ребе объяснил: имеется в виду, что высшее намерение состоит в том, чтобы и пятка была послушна воле Б жьей. Во время объяснения он рассказал такую историю: «Когда Цемах-Цедек (третий Любавичский Ребе) начал изучать Пятикнижие с меламедом, его дед, Алтер Ребе, желая проэкзаменовать мальчика, спросил: «Объясни мне этот стих: «За то, что (эйкев) слушал Авраѓам голоса Моего» (Брейшис, 26: 5). «Авраѓам-овину постиг повеления Б га даже пятками» («пятка» на иврите тоже эйкев), — ответил мальчик. Алтер Ребе был очень доволен ответом внука и добавил: «Как сказано: эйкев тишмеун (данный оборот употреблен в начале главы «Эйкев» в значении «если услышите», но эти слова можно перевести и как «пятка услышит»). Другими словами, даже пятка должна обеспечивать исполнение заповеди и не делать того, что к мицве не относится».
Наша сегодняшняя недельная глава «Эйкев» начинается словами: «И будет: вследствие того, что (эйкев) будете слушать законы эти и соблюдать и исполнять их, хранить будет Г сподь, Б г твой, для тебя завет и милость, о чем Он клялся отцам твоим» (Дворим, 7: 12). Простой смысл стиха понятен: если евреи будут послушны в исполнении заповедей Б жьих, то Творец выполнит клятву, данную нашим отцам. Тем не менее, Раши в своем комментарии на этот стих приводит и другое значение слова эйкев — «пятка». Он пишет: «Если внимать будете заповедям легким, которые человек обычно попирает своими пятами (т. е. склонен пренебрегать ими), то…» — то есть, если мы будем столь послушны, что самоотверженно подчинимся воле Всевышнего и серьезно отнесемся к постижению и исполнению всех Его заповедей, даже самых простых, мы будем вознаграждены тем, что Творец исполнит свои обетования.
Попробуем проанализировать и понять, почему Тора употребляет здесь именно слово «пятка». Нога, которая находится в нижней части туловища человека, является самым «низким» органом и в физическом, и в духовном смысле. А пятка — это часть ступни, самого низкого уровня ноги. И, видимо, Раши в своем комментарии хотел подчеркнуть, что следует соблюдать все заповеди, и ни одну из них нельзя недооценивать. Именно поэтому Раши делает основной акцент в своих словах на соблюдении тех заповедей, которыми человек часто пренебрегает, считая их легкими, незначительными. А потому, что нога в целом уступает по уровню и голове, и сердцу, Раши считает необходимым добавить, что выполнять надо все заповеди, даже те, что человек «попирает своими пятами», самой нижней частью ноги, которая сама по себе является нижайшим из человеческих органов.
Это означает, что есть заповеди, которые человек постигает умом и исполняет, потому что понимает их значение и содержание. Есть другие заповеди, которые уму человека не подвластны, но он исполняет их, следуя своему сердцу, своим чувствам. Можно сказать, что человек «попирает» их своим интеллектом, но соблюдает, благодаря своим эмоциям. Есть и другие заповеди, которые человек и не понимает умом, и не чувствует сердцем. Он исполняет эти заповеди только потому, что принимает ярмо Небес. Это заповеди, которые человек «попирает» и интеллектом, и сердцем. Тем не менее, есть и еще более низкая категория — заповеди, которые человек «попирает» своими ногами, пятками. Он не нашел им место в своей душе и после принятия ярма Небес.
Даже когда человек безоговорочно принимает ярмо Небес и служит Создателю с полным самоотречением, он все равно остается человеком, который обладает умом, сердцем и определенным характером. И как бы он ни старался отречься от своей личности, и как бы ни пытался принять ярмо Небес, — все равно это будет служение, ограниченное способностями его интеллекта и души. И только соблюдение заповедей, которые «человек обычно попирает своими пятами», будет для него абсолютным самоотречением.
Трубление в шойфар на Рош ѓаШоно, например, является проявлением самоотречения человека перед лицом Всевышнего. Трубными звуками мы коронуем Создателя, ставя Его царем над нами. Шойфар, на самом деле, представляет собой рог животного. Полное самоотречение человека — это когда он чувствует себя, как животное по отношению к Творцу. «Человека и животное Ты спасаешь, о Б г!» (Теѓилим, 36: 7). Не просто самоотречение до уровня «пятки», которая, в конце концов, все равно является частью человеческого тела, но следует трубить именно в рог животного. И это наша цель: «И будет: вследствие того, что будете слушать законы эти». Следует слушаться (тишмеун) и исполнять все заповеди, даже те, которые «человек обычно попирает своими пятами», доведя себя до состояния полного битуля — подчинения и самоустранения души перед Б жественностью.
Рабби Леви-Ицхок из Бердичева объясняет приведенный выше стих следующим образом: эйкев — это конец, цель, предназначение; тишмеун — слушаться и исполнять волю Творца. Вознаграждение, которое мы получаем за соблюдение заповедей, — это материальные блага, духовные ценности и даже рай и мир грядущий. Но все это не эйкев, не цель служения. Эта награда, как бы она ни была высока, — все равно будет ограниченной. Цель соблюдения заповедей — это тишмеун, послушание, соблюдение и исполнение желаний Всевышнего. Потому что только таким образом человек соединяется с Вечным и Бесконечным Б гом. А это и есть истинная цель.
Эта интерпретация совместима с комментарием Раши: для того, чтобы достичь цели соблюдения заповедей — соединения с Б гом, — необходимо с полным самоотречением исполнять самые простые и легкие заповеди. Так как именно служением в аспекте «пятка» создается вместилище для раскрытия Б жественной сущности в нижних мирах. И тогда мы удостоимся осуществления того, о чем говорится в продолжении стиха: «…хранить будет Г сподь, Б г твой, для тебя завет и милость, о чем Он клялся отцам твоим».