Printed fromchabad.odessa.ua
ב"ה

ВИЙТИ З ДОМУ І УВІЙТИ В МІСЦЕ ТОРИ!

Четверг, 05. Сентябрь, 2024 - 18:21

farbrengen.jpg

В современном мире еврею приходится держать в голове два календаря: еврейский и международный. Иногда это создает некоторые проблемы, как, например, в этом году, когда месяц элул совпал с сентябрем. Довольно трудно совершать тшуву в сентябре! Только что закончился период отпусков и летние каникулы, на улице еще тепло, все заняты вопросами, связанными с началом учебного года… Как же при всем этом сосредоточиться на раскаянии и подведении итогов духовной работы?

Наша сегодняшняя недельная глава «Шойфтим» всегда читается в первую неделю месяца элул. Каждый год она вводит нас в месяц милосердия, и вполне естественно, что в ее тексте есть указания о том, что еврей должен делать в начале элула. На самом деле, не нужно даже слишком стараться, ибо есть прямая связь между содержанием главы и этими днями.

В трудах Аризаля (рабби Ицхока бен Шломо Лурия Ашкенази — великого праведника и кабалиста) говорится, что слово элул является аббревиатурой выражения ино лейодой весамти лехо — «[если] попустил ему под руку, то назначу тебе…» (Шмойс, 21: 13). Здесь идет речь о бегстве в города-убежища — а это одна из главных тем нашей главы. Мы сосредоточимся на одной из составляющих заповеди о городах-убежищах и получим глубокое практическое указание, которое вдохнет в месяц элул новую жизнь.

Люди склонны недооценивать вред, который причинили случайно. Человек неудачно пошутил над другом, и тот обиделся. Обычно оправдывается так: «Какой ты обидчивый! Что ты делаешь из мухи слона? Я не хотел тебя обидеть!» Другой, случайно разбив чужую вещь, облегчает свою вину, говоря ее хозяину: «Извини, это было непреднамеренно». Государственные законы также относятся менее строго к тому, кто нанес ущерб случайно, и трактуют это преступление иначе, чем вред, причиненный злонамеренно. Даже в серьезном случае непреднамеренного убийства человека («причинение смерти по неосторожности») — наказание относительно легкое: ограничение свободы или лишение свободы на срок от трех до пяти лет, в зависимости от уровня небрежности. Однако Тора устрожает наказание за грехи, совершенные по случайности. Еврей, который непреднамеренно совершил серьезные преступления, должен принести искупающую жертву. Что касается непреднамеренного убийства, то Ѓалоха и подавно предписывает очень строго наказать грешника. Согласно еврейскому закону, убийца должен умереть. Он забрал жизнь другого человека и должен заплатить за это своей собственной жизнью. Он должен был предвидеть катастрофу и быть осторожным. Тем не менее, Тора дает грешнику возможность спастись через изгнание в город-убежище. Все время, что он остается в городе, его защищают от исполнения приговора, но как только он покидает пределы города и свободно передвигается — его кровь можно пролить: родственникам убитого разрешено его убить.

А вот уникальная и очень интересная деталь исполнения закона: хотя суды, выносившие приговор о ссылке в город-убежище, работали везде, где проживали многочисленные еврейские общины, города-убежища находились только в границах Земли Израиля. Даже если убийца совершил преступление в Новой Зеландии или в Гонолулу, ему придется преодолеть тысячи километров, чтобы добраться до Эрец-Исроэль. В противном случае можно было привести смертный приговор в исполнение. Вот что говорит об этом Рамбам: «Санѓедрин судит и в Стране [Израиля], и за ее пределами… Но города-убежища находятся только в Стране [Израиля]» («Книга заповедей», повелевающая заповедь 176). И это, конечно, озадачивает: какова связь между городами-убежищами и Землей Израиля? Они просто защищенное пространство для убийцы! Какое значение имеет то, где они находятся?! Как есть тюрьмы повсюду, так и города-убежища должны быть повсюду!

«Сефер ѓахинух» (заповедь 400) находит три причины изгнания убийцы в город-убежище. Во-первых, отдалить его от привычной среды обитания, от его друзей, соседей и родной земли. Горе изгнания соизмеримо с горем смерти. Жизнь в чужом месте является искуплением за его тяжкое преступление. Во-вторых, отдалить убийцу от меча кровной мести, который висит над его головой. В-третьих, не причинить боль родственникам убитого, которые в противном случае все время будут видеть его перед своими глазами. Следовательно, перемещение преступника в другое место необходимо, но все эти причины не связаны с Эрец-Исроэль. Напротив, чтобы лишить его привычной сферы жизни — лучше держать его подальше в пустынном и отдаленном месте, чем поселить на обжитой и прекрасной Земле Израиля!

Любавичский Ребе в одной из своих бесед находит совершенно иной смысл в изгнании в город-убежища, и особенно в том, что они расположены в Эрец-Исроэль. И это отражено в наставлениях Ребе о покаянии, исправлении и работе месяца элул. Изгнание убийцы в город-убежище не предназначено для того, чтобы наказать его. Оно применяется для того, чтобы спасти его от самого себя и реабилитировать. Заставить убийцу сидеть в одиночестве, мучиться угрызениями совести из-за пролитой крови, глубоко осознать смысл святости жизни и найти в себе силы как-нибудь вернуть утраченное. И здесь Тора учит, что покаяние не совершается дома. Обновление невозможно в вашей зоне комфорта. Пришло время покинуть дом и отправиться в Землю Израиля, в святое место, поближе к Б‑гу, где царит высокодуховная и вдохновляющая атмосфера.

Человек — животное социальное, подпадающее под влияние среды, которая формирует его. Сидя в кафе между праздными людьми, он создает только поверхностное впечатление о себе, придя же к Стене плача — оказывается совершенно другим человеком! Мы зависим не только от себя, но и от тех, кто нас окружает, и нам нужна их поддержка, чтобы найти то хорошее, что в нас есть. Поэтому убийца должен отбывать свое наказание в Эрец-Исроэль, чтобы дышать ее воздухом и находиться в атмосфере, способствующей покаянию.

Именно в этом состоит суть посланий Любавичского Ребе о месяце элул, в названии которого скрыто указание на необходимость отправиться в Землю Израиля именно в этот месяц. То есть выйти из дома и войти в место Торы. Проще говоря: в этом месяце мы должны побольше быть вместе. Те, кто приходят в синагогу молиться по утрам, в элул также будут приходить на Минху. Те, кто посещают один урок в неделю, прибавят к нему еще два. Чтобы воспрянуть духом в элуле, мы не можем оставаться дома, мы должны найти время для пребывания в атмосфере Торы. В той же беседе Ребе признает, что есть иешивы, ученики которых находятся дома в дни элула из-за продления каникул. Следует также отметить, что обычай хасидов в предыдущих поколениях состоял в том, чтобы начинать месяц элул с присутствия на собрании учеников иешив «Томхей тмимим», чтобы впитать в себя их праведность. Мы можем использовать часть из всего этого для себя. Пришло время увеличить часы пребывания в синагоге и изучения Торы!

И в заключение — рассказ о том, как Баал-Шем-Тов и несколько его учеников оказались в Субботу в маленьком городке. Это не было хасидское местечко, они никого там не знали, но вынуждены были остаться там на Шабос. Молиться в местной синагоге им понравилось, но, к их удивлению, после Минхи она опустела, и никто не остался там на третью трапезу. Бешт поинтересовался, где все находятся, и ему ответили, что они соберутся дома у одного из членов общины на фарбренген, который продлится до исхода Субботы. Баал-Шем-Тов пошел туда и увидел небольшую группу, сидящую за накрытым столом и исполняющую нигуним. В воздухе чувствовалась любовь, они были близки и открыты друг другу, но атмосфера была полна какой-то возвышенной грусти.

После того, как они встали из-за стола, Баал-Шем-Тов попросил объяснить смысл этого собрания. Хозяин, простой еврей, ответил так: «Я слышал, что дополнительную душу дает Святой, благословен Он, человеку в канун Субботы, а на исходе забирает ее у него». И я помню, как мой отец говорил, что когда душа покидает этот мир, хорошо, чтобы тогда вокруг собрались десять человек, и душа выходила среди евреев. Я сказал себе, что желательно, чтобы даже когда дополнительная душа покидает еврея, это происходило в еврейском окружении. И поэтому мы собираемся вместе каждую Субботу во время исхода субботней души…» Бешт с огромным наслаждением слушал его слова.

Мы не хотим, чтобы выходила дополнительная душа. Пусть, войдя в нас глубоко, она посодействует нашему пробуждению и обновлению к новому году. А для этого нужно побольше находиться среди евреев.

Комментарии: ВИЙТИ З ДОМУ І УВІЙТИ В МІСЦЕ ТОРИ!
Нет добавленных комментариев