Когда-то, в один из приездов нашей семьи в Израиль, моя свекровь позвала меня, показала, что пара голубей свила гнездо на одном из цветочных горшков на подоконнике, и попросила убрать гнездо. Зная, что предстоит выполнить очень редкую мицву, я позвал наших детей и объяснил им суть заповеди шилуах ѓакен — отсылания наседки. Я сказал им, что есть разные мнения о том, следует ли благословлять эту мицву, поэтому мы скажем благословение, не упоминая имени Б‑га, и вместе прогоним птицу-мать и заберем яйца, а затем уберем гнездо. (Заповедь заключается именно в том, чтобы прогнать мать, а не отца. Согласно природе, мать обычно высиживает яйца только ранним утром, примерно между пятью и семью часами, так что человек, который освобождает гнездо позже, обычно прогоняет отца, а не мать, а это не считается исполнением мицвы.)
Сама по себе заповедь шилуах ѓакен очень интересна. Когда человеку попадется гнездо дикой кошерной птицы, и он захочет взять яйца или птенцов, то он не должен брать мать, но должен сначала прогнать ее, и только тогда освободить гнездо. Комментаторы дают несколько объяснений смысла этой мицвы. Например, в своде заповедей «Сефер ѓаХинух» (мицва 545) говорится, что ее цель заключается в охране животных и предотвращении истребления вида. Это перекликается с запретом резать скотину вместе с ее детенышем. Рамбан в своем комментарии к Торе пишет, что назначение этой заповеди в том, чтобы у нас «не было жестокого и беспощадного сердца». То есть акцент делается на моральном и воспитательном аспекте регулирования поведения человека, потому что взятие наседки и цыплят кажется жестоким действием, а человек должен чувствовать жалость к птице-матери. Это некоторые из объяснений, хотя содержание мицвы может быть гораздо более глубоким, а истинный смысл этой заповеди, как и всех остальных, скрыт от нас.
Рассказывая о заповеди шилуах ѓакен в нашей сегодняшней недельной главе «Ки сейцей», Тора упоминает, что за ее исполнение полагается большая награда: «Чтобы хорошо было тебе и продлились дни твои» (Дворим, 22: 7). Возникает вопрос: почему за исполнение столь легкой заповеди дается столь значительное вознаграждение? Раши утверждает, что именно этому и хочет научить нас Тора: «Если мицва проста, и для ее исполнения не требуется денег, Тора говорит: «Хорошо будет тебе и продлятся твои дни». Другими словами, Тора решила подчеркнуть величину награды за исполнение очень легкой заповеди, которая также не связана с материальными затратами, чтобы дать нам некоторое представление об огромной награде, которая ожидает тех, кто выполняет другие заповеди.
Это заключение требует дополнительного объяснения. Если Тора искала «легкую мицву, для исполнения которой не требуется денег», чтобы продемонстрировать размер вознаграждения тех, кто соблюдает заповеди, то можно было бы выбрать еще более простые заповеди, которые даже не требуют практических действий и физических усилий. Например, заповедь чтения Шма, которая исполняется только посредством речи. Но уникальность мицвы «отсылания наседки», которая считается «легкой», в том, что ее исполнение не вызывает никаких трудностей. Эта заповедь исполняется в ситуации, когда человек не занят чем-либо еще, он просто хочет взять птичье гнездо, и единственное, что от него требуется, — это незначительное действие: отослать птицу-мать. И за это, говорит Тора, награда велика.
При исполнении других заповедей, таких как чтение Шма, могут возникнуть трудности. Например, когда человек озабочен и одновременно занят другими вещами, и он должен отвлечься от всего и сосредоточиться на молитве. То есть от человека требуются усилия, чтобы отложить все дела и исполнить заповедь. Если бы Тора выбрала эту мицву, чтобы научить нас размеру вознаграждения для тех, кто соблюдает другие заповеди, то мы могли бы подумать, что награда дается за то, что выполнение этой заповеди иногда сопряжено с трудностями. Поэтому Тора выбрала мицву «отсылания наседки» которая является легкой заповедью во всех смыслах, требующей только простого действия, без каких-либо трудностей и материальных затрат. Если исполнение такой простой заповеди награждается добром, благополучием и долголетием, то что уж говорить о наградах за исполнение других заповедей?!
После рассказа о заповеди шилуах ѓакен Тора говорит: «Когда будешь строить новый дом, то сделай ограду для крыши твоей» (Дворим, 22: 8). Затем приводятся другие заповеди: о винограднике и поле, шаатнезе (запрете носить одежду, в которой есть смесь из льна и шерсти) и так далее. Раши в своем комментарии пишет: «Если ты исполнил заповедь об отпущении птицы с гнезда, тебе дано будет построить новый дом и исполнить заповедь об ограде на крыше дома, ибо одно доброе дело влечет за собой другое, и ты обретешь виноградник и поле, и красивые одежды». Здесь мы видим не только размер вознаграждения за исполнение мицвы, но и силу «легкой» заповеди, которая влечет за собой благословение на исполнение других заповедей. Когда пробуждается сама сущность души еврея, хотя сначала она находит выражение в «легкой» заповеди, в дальнейшем это приводит к исполнению всех других заповедей и — помимо всего прочего — вознаграждается записью и хорошей подписью на благополучный и сладкий год.