Во времена Баал-Шем-Това жил в Германии Б‑гобоязненный и богатый человек, талмид-хохом, и было у него много сыновей, все очень талантливые и одаренные положительными качествами характера. Когда они выросли, отец позвал их и сказал: «Дети, пора вам выполнить повеление наших мудрецов: «Отправляйся туда, где изучают Тору» («Пиркей овойс», 4: 14). Я даю вам свое разрешение покинуть дом и поехать в то место, где вы захотите учить Тору. Если найдете достойный шидух, вы можете заключить брак и создать еврейский дом. У меня есть только одна просьба: через три года возвращайтесь домой, чтобы мы провели некоторое время вместе, и я мог порадоваться вашему счастью и вашим успехам». Он дал каждому из своих сыновей значительную сумму денег, благословил их, и юноши разъехались по всей земле.
Один из сыновей, Йехиель-Михл, решил поехать в Польшу. До него дошли слухи о великом цадике и чудотворце, который появился в городе Меджибож и установил новый путь служения Всевышнему. Душа Йехиеля-Михла привязалась к Баал-Шему-Тову, и он понял, что это и есть его место для изучения Торы. Так как он приехал из Германии, ученики Баал-Шема-Това прозвали его Дайчель — «Немец». Он преуспел в своем изучении Торы, в святости и в добрых делах, и Бешт отдал ему в жены свою дочь Адель.
Время шло, и настал день, установленный отцом для возвращения его сыновей в родительский дом. Это было после праздника Швуэс, и реб Йехиель-Михл попросил своего ребе и тестя благословить его на то, чтобы он вернулся в Меджибож до начала Дней трепета. Баал-Шем-Тов благословил его перед поездкой, но его просьбу вернуться перед Рош ѓаШоно оставил без внимания и не ответил на нее.
В доме своего отца Йехиель-Михл рассказал о Баал-Шем-Тове и его новом пути служения Всевышнему. Он рассказал собравшимся об основных положениях учения Бешта. Все слушали его повествование с открытыми ртами. Счастливый отец сиял от удовольствия и никак не мог вдоволь насладиться словами своего сына.
Реб Йехиель-Михл не хотел долго оставаться в доме своего отца, потому что намеревался вернуться ко двору Бешта до праздников месяца тишрей. Тем не менее, на всякий случай он захватил с собой шойфар и Махзор (сборник молитв) на Рош ѓаШоно.
Обратный путь Йехиеля-Михла лежал через лес. Там на него напали разбойники, которые забрали все его деньги, а потом посадили его на корабль, полный таких же несчастных людей, которых собирались продать в рабство! Весь месяц элул он провел на этом корабле, подвергаясь унижениям и пыткам. Его дух поддерживала вера в постоянное покровительство Всевышнего — принцип, который он усвоил в бейс-мидраше Баал-Шема-Това. «Во всем этом должен быть какой-то высший умысел», — сказал он себе.
За несколько дней до Рош ѓаШоно в море разыгрался сильный шторм. Корабль бросало волнами из стороны в сторону, как ореховую скорлупу. Он сбился с курса, ветер нес его в неизвестном направлении. В канун праздника корабль врезался в скалы возле группы небольших островов и начал тонуть.
К счастью, Йехиель-Михл сумел удержаться на доске и с ее помощью добраться до берега. Он построил себе шалаш из веток, питался плодами, найденными на близлежащих деревьях, и начал готовиться к Рош ѓаШоно. С разбитым сердцем и огромным рвением он молился и трубил в шойфар, который был с ним, следуя указаниям, которые узнал от своего ребе. Он полностью отключился от условий, в которых находился, и ему казалось, что он стоит вместе со своими святыми друзьями в бейс-мидраше Баал-Шема-Това… Сосредоточившись на своей молитве, он не заметил, что вокруг собралось много людей, чтобы посмотреть на странного человека, завернутого в белые одежды, кричащего и изредка извлекавшего странные звуки из рога, который он держал в руке. Эти люди испугались его и бросились рассказать о нем местному царю, чтобы тот сам пришел посмотреть на это необыкновенное явление.
После того, как Йехиель-Михл закончил молитву и успокоился, царь послал своих слуг и попросил его прийти во дворец. Когда он пришел, царь спросил, кто он и что здесь делает. Он рассказал царю свою историю и попытался объяснить ему, что есть еврейский народ и что сегодня Рош ѓаШоно, когда Всевышний судит весь мир. Его слова произвели на царя большое впечатление. В следующие несколько дней он много и подолгу беседовал с пришельцем и понял, что перед ним человек, обладающий великой мудростью. Царь предложил ему остаться и помочь ему управлять государством, но Йехиель-Михл объяснил, что не может выполнить эту просьбу. Тогда царь попросил его, чтобы после возвращения в свою страну он отправил к нему триста евреев. «Если бы Всевышний захотел, чтобы евреи пришли и жили на этом острове, они должны были, несмотря ни на что, прийти сюда. И если Святой, благословлен Он, не привел их сюда, то это, по-видимому, не их место», — ответил Йехиель-Михл. Его ответ понравился царю. Через несколько дней прибыл корабль, и туземцы с большим почетом проводили гостя, наградив его дорогими подарками.
Когда Йехиель-Михл вернулся к своему учителю, Бешт сказал ему: «На этом острове, к которому привело тебя Б‑жественное провидение, никогда не было евреев. И если бы ты не добрался туда, не помолился и не трубил в шойфар, другие евреи должны были бы появиться там, чтобы освободить Б‑жественные искры, погребенные там, как и везде в мире. Теперь, когда ты был там и искупил эти искры, евреям больше не нужно ехать туда до пришествия Мошиаха…»
Дорогие евреи! Сейчас мы празднуем Рош ѓаШоно — два святых и важных дня, когда мы просим и умоляем Всевышнего записать нас в Книгу жизни и дать нам счастливый и сладкий год. Творец, со Своей стороны, проверяет, что мы делали и как вели себя в прошлом году, и в соответствии с нашим поведением решает, каким на самом деле будет для нас новый год. Но мы, будучи людьми, с трудом осознаем то, чего мы действительно хотим, что действительно хорошо для нас. И мы очень счастливы, когда это может сделать кто-то другой. Всевышний всегда знает, что хорошо для нас, даже когда мы не знаем (и даже когда думаем, что знаем). Он всегда дает нам лучшее и самое правильное из того, что только может быть. Как хорошо, что Б‑г заботится о нас и всегда знает, какой подарок самый правильный для нас! И этот дар — хорошую жизнь, хороший год — Он дал нам, когда решил привести нас в этот мир. Он дал нам этот дар, когда решил для нас, где мы будем рождены, где мы будем жить, кто станет нашим спутником жизни, где и как мы будем работать. Б‑жественное провидение позаботилось обо всем этом для нас. А мы должны верно исполнять свое предназначение: быть Б‑гобоязненными евреями, исполнять заповеди и следовать Его воле. И в эти дни просить и молить Создателя, чтобы Он дал нам добро так, как Он понимает.
…Однажды Любавичского Ребе спросили, почему он так заботится о том, чтобы благословить тысячи людей, которые проходят перед ним в новогоднюю ночь, пожеланием хорошего и сладкого нового года, не ограничиваясь просто пожеланием хорошего года. Ребе улыбнулся и ответил, что на самом деле благословение хорошего года излишне. Очевидно, что это будет хороший год, ибо другого не может быть. В конце концов, «зло не приходит сверху», и все, что происходит с человеком, — к лучшему. Всегда, даже если вы этого не понимаете. Но это добро не всегда видно и ощущается, а иногда понимание этого приходит только через много лет. Поэтому, согласно обычаю, сыны Израиля благословляют друг друга пожеланием хорошего и сладкого года, чтобы он был не только хорошим, но и дал нам возможность почувствовать сладость жизни! «Сладость — это нечто, что мы воспринимаем органами чувств. И поэтому я хочу, чтобы люди реально ощутили это добро», — сказал Ребе. Пусть почувствуют, что все хорошо и сладко. Мало того, что они должны верить, что все к лучшему, но они действительно почувствуют этот вкус, так же, как, пробуя что-то сладкое, вы чувствуете это немедленно. И это то, что я хочу пожелать всем нам: хорошего и сладкого года! Хорошей записи и подписи на новый год!