Во время праздника Суккос, через несколько дней после начала войны Судного дня, Голда Меир, тогдашний премьер-министр Израиля, решила посетить солдат на Голанских высотах после жестокой битвы, в ходе которой израильским танкам удалось остановить серьезное нападение сирийцев. Она прилетела на Голанские высоты, где получила подробный отчет о проведенных боевых действиях. Затем она увидела группу религиозных солдат, которые стояли в переносной сукке и читали утреннюю моливу с талитами на плечах и лулавами в руках. Она сказала, что хочет пойти и поговорить с этими солдатами. Она подошла к ним, но они были поглощены молитвой. Когда они закончили молиться, Голда Меир обратилась к ним со словами «Веселого праздника». Солдаты обернулись и увидели перед собой премьер-министра. Эти солдаты были группой резервистов, которые пошли на войну прямо из синагоги в Йокнеаме, и с тех пор они не видели своих семей.
Затем Голда Меир обратилась к ним: «У кого-нибудь из вас есть ко мне вопросы?» Один из солдат заговорил: «Мой отец погиб в Войне за независимость, и мы победили. Мой брат погиб в 1956 году на войне, и мы победили. На прошлой неделе я потерял своего хорошего друга здесь, в битве, и я уверен, что в итоге мы победим. Но все ли эти жертвы правомерны? Чего все они стоят, если мы не сможем жить здесь в мире?» Голда несколько секунд молчала, затем сказала: «Я плачу и скорблю обо всех погибших, и ночью я думаю обо всех них и их семьях. И я должна честно сказать вам, что если бы эти жертвы были только для нас и ради нас, то, может быть, вы были бы правы. Но если наши жертвы во имя всего еврейского народа, то всем сердцем я верю, что любая цена стоит того».
Затем она рассказала, как в 1948 году была назначена первым послом Израиля в Советском Союзе. Это был период «железного» правления Сталина. Любая религиозная деятельность была строго запрещена. Тот, кого уличили в распространении иудаизма, был в лучшем случае отправлен в Сибирь или расстрелян. Евреи надевали тфилин под одеялом, чтобы их собственные дети не видели этого. В свете этой политики евреям в России было строго запрещено устанавливать какие-либо контакты с членами израильского посольства. Голда прибыла в Москву в месяце тишрей, и в праздничные дни сотрудники посольства пошли молиться в Большую синагогу в Москве.
В первый раз, когда они пришли, было немного людей, потому что никто не знал, что сотрудники посольства из Эрец Исраэль посещают синагогу. В следующий раз, когда они пришли на Симхат Тора, десятки тысяч евреев толпились на близлежащих к синагоге улицах: женщины с младенцами на руках, старики и молодежь, даже солдаты Красной армии. Несмотря на большой риск и угрозы со стороны правительства, евреи пришли выразить свое сочувствие и любовь к стране Израиля. Она вошла в синагогу, и люди просто хотели прикоснуться к ней. Они сказали ей: «Шалом Алейхем. Гут Йом Тов». И она ответила им на идиш: «אדיינק אייך פאר בלייבן אידן».
Это было огромное, ни с чем не сравнимое, проявление любви. Завершая свой рассказ Голда Меир сказала: «Именно тогда я поняла: все, что происходит в Эрец Исраэль, влияет на весь еврейский народ.
Праздник, который мы отмечаем сегодня, называется Суккос, что связано с главной его заповедью - сукка. Тора повелевает нам: «В кущах живите семь дней, всякий уроженец в Исраэле, пусть живут они в кущах. Чтобы знали поколения ваши, что в кущах поселил Я сынов Исраэля, когда выводил их из земли Египетской» (Ваикро, 23:42,43). Талмуд в трактате «Сукка» приводит мнения еврейских мудрецов о том, с чем связано наше пребывание в сукке. «Эти Суккос, шалаши, были Облаками Славы», — сказал рабби Элиэзер. Рабби Акива сказал: «Они сделали себе настоящие шалаши» (Сукка, 11а). Согласно мнению рабби Элиэзера, мы вспоминаем чудо Облаков Славы. Когда народ Израиля блуждал по пустыне, Облака Славы служили проводниками для него, указывая ему путь. Кроме того, они также были своеобразной «системой отопления и охлаждения». Как известно, в пустыне днем солнце ударяет в голову и очень жарко, а ночью наоборот, становится очень холодно. Облака Славы защищали еврейский народ в пустыне в течение 40 лет. И в Суккос мы сидим в сукке в память о великом чуде: Всевышний защитил нас Облаками Славы.
Но, если следовать мнению рабби Акивы, то народ Израиля построил именно шалаши. И в таком случае встает вопрос: «Что же мы вспоминаем в праздник Суккос?» Ведь тогда в этом нет никакого чуда! Но мы знаем, что каждый еврейский праздник - это напоминание о чуде, а Суккос - это напоминание о чуде Облаков Славы. Получается, что слова рабби Акивы противоречат этому?
Ребе говорит в беседе Вайшлах 5731, что Талмуд (Санѓедрин, 110 б) утверждает: рабби Акива был «хасидом», и тщательно подчеркивал заслуги Израиля. Когда он мог найти в чем-то заслугу евреев, то он всегда говорил об этом. И, возможно, именно поэтому рабби Акива говорит, что смысл сукки в том, чтобы помнить те шалаши, которые сыны Израиля строили в пустыне. Этим он хотел подчеркнуть, что праздник Суккос призван, чтобы напомнить и вспоминать величие народа Израиля, который блуждал в пустыне в течение сорока лет. И хотя евреи жили в простых шалашах, все же они не сдались. Как сказал пророк Иермияѓу: «Я помню о благосклонности ко Мне в юности твоей, о любви твоей, когда ты была невестою, как шла ты за Мною по пустыне, по земле незасеянной» (Иермияѓу, 2: 2).
Рабби Акива первый сказал о том, что цель праздника Суккос - подчеркнуть величие и заслуги Израиля, напомнить Б-гу о самоотверженности евреев при Исходе из Египта и, таким образом, показать заслугу народа Израиля. И когда речь идет о самоотверженной защите народа и земли в войне Судного дня, это тоже показывает заслуги евреев.
И это указание для нас: праздник Суккос учит нас оберегать честь народа Израиля и всегда искать и прилагать все усилия, чтобы найти то, что указывает на его заслуги. Учение хасидизма подчеркивает важность выявления заслуг евреев. В Талмуде и мидрашах представлены истории и высказывания о том, что каждого еврея следует судить благосклонно. Но хасидская философия раскрывает еще более глубокий смысл этого, утверждая, что, показывая заслуги ближнего, человек демонстрирует свои собственные. В разгар ужасов Холокоста Ребе Раяц сказал, что нынешний период требует от всех сынов Израиля устрожения соблюдения заповеди аѓават Исроэль: «Нужно показывать заслуги каждого еврея. Нельзя допускать разногласий. Это не означает, что запрещается осуждать ближнего, но нужно делать это путем приближения, без ранений».
Хорошо известен хасидский комментарий к афоризму "Взыскивают долги – с ведома человека или без ведома". Рабби Исроэль Баал-Шем-Тов объяснял эти слова так. Если кто-то совершает грех, Всевышний сводит его с другим человеком, совершившим тот же проступок, – причем первый дает соответствующую оценку провинности второго, осуждает его и тем самым, не подозревая о том, выносит приговор самому себе. Небесный суд определяет ему то же наказание, которое этот человек счел справедливым для своего ближнего.
И отсюда следует важность выявления заслуг других, потому что, может быть, таким образом человек демонстрирует свои заслуги. Бааль Шем Тов говорит (дополнения Кетер Шем Тов, симан, 149), что тот, кто установит, что из-за хорошего поступка какой-то человек заслуживает помощи Всевышнего в том, что ему нужно, или кто-то из-за своих проступков или плохих качеств заслуживает того или иного наказания - должен знать, что он судит самого себя как за зло, так и за добро. Кто оправдывает суд Небес над другими, не сожалеет о горестях ближнего и не молит о пощаде для него - обвиняет самого себя и побуждает рассматривать свои дела. Тот, кто сочувствует ближнему и просит пощадить его, будет вознагражден.
Любавичский Ребе раскрывает этот вопрос еще глубже: само исследование заслуг другого помогает еврею преодолеть свои испытания. Когда его друзья судят его с позиции заслуг, они обнаруживают в нем чистые и высокие силы, которые помогут ему успешно противостоять любым испытаниям.
Альтер Ребе говорил: «Ангел Михаэль всегда заступается за евреев перед Всевышним, но мой сват, рабби Леви-Ицхок из Бердичева, делает это лучше. Ничего удивительного – ангел – это ангел, а рабби Леви-Ицхак обладает "нефеш Элокит", Б-жественной душой, частицей самого Творца. Еврейская душа стоит выше ангелов и ее мудрость больше. Из молитв и просьб моего свата Всевышний построил в Ган Эден новый "Дворец заслуг". Какая душа может войти туда? Та, за которую просит товарищ, а цадик из Бердичева присоединяет свой голос к его мольбе. Если просящий делает это, как полагается, например, прочитав нужный Псалом, его душа тоже допускается во дворец. Побывав там, оба этих еврея получают от Всевышнего помощь – ту, в которой каждый из них нуждался…» (Игройс ѓа-койдеш ѓа-Адмор ѓаРаяц, т. 5, с.87)
И этому учит нас праздник Суккос - показывать заслуги каждого еврея. Желаю всем нам веселого праздника наших заслуг!