Мало кто знает, что Иегуди Менухин происходил из семьи хасидских ребе — его отец, Моше Менухин, был правнуком Ребе Цемах-Цедека (третьего главы Хабада) по материнской линии и потомком рабби Леви-Ицхока из Бердичева по отцовской! Будущий великий скрипач, дирижер и педагог родился 22 апреля 1916 года в Нью-Йорке. В возрасте трех лет его родители обнаружили у мальчика незаурядные музыкальные способности и тут же наняли учителя, чтобы обучать его игре на скрипке. В семь лет родители представили его дирижеру симфонического оркестра Сан-Франциско. Прослушав мальчика, тот был так впечатлен его музыкальным талантом, что обратился к родителям с просьбой разрешить сыну выступить на следующей неделе с его оркестром в роли солиста. Это было начало великого пути гениального скрипача.
Предыдущий Любавичский Ребе, рабби Йосеф-Ицхок Шнеерсон, пишет в одном из своих писем 5698 (1938) года, что есть способности, которые передаются по наследству, но не обязательно от отца к сыну. Возможно, что у деда были отличные музыкальные способности, а его дети не переняли их, но потом, через три или четыре поколения, они открываются у внука или правнука. Например, продолжает Ребе, рабби Леви-Ицхок из Бердичева был замечательным музыкантом. Эти способности через несколько поколений обнаружились у «чудо-ребенка» Иегуди Менухина (в том же письме Ребе Йосеф-Ицхок намекает также, что его зять и будущий преемник рабби Менахем-Мендел Шнеерсон унаследовал свои инженерные таланты от Ребе Цемах-Цедека, его прадеда).
Во время Второй мировой войны Иегуди Менухина попросили поехать в Европу и выступить с концертами перед американскими солдатами, которые сражались там. А по окончанию войны генерал Эйзенхауэр попросил его поехать вместе с солдатами союзных армий по концентрационным лагерям и сыграть для измученных и голодных освобожденных узников. Менухин посетил Бухенвальд, Дахау, Майданек и другие лагеря. Он говорил с этими несчастными, играл для них и плакал вместе с ними. Иегуди дал более пятисот благотворительных концертов в пользу жертв немецких концлагерей. Вообще, благотворительность этого музыканта поражает. Его доход от концертов превышал сумму в 100 тысяч долларов в год. Бо´льшую часть этой суммы он раздавал на благотворительные цели. И это помимо благотворительных концертов в пользу Красного Креста, евреев Израиля, в пользу жертв немецких концлагерей, в помощь восстановительным работам в Англии, Франции, Бельгии и Голландии, на благо еврейских учреждений во всем мире…
Интересна история, рассказывающая о том, почему Менухин получил свое имя, которое звучало тогда «слишком по-еврейски». Как написал музыкант в своей книге воспоминаний, когда его мать была беременна им, родители искали квартиру на съем. Одна нью-йоркская хозяйка квартиры, не разглядев в Менухиных-старших евреев, сказала им: «Могу вас обрадовать: евреям я не сдаю». Его мать была настолько потрясена этим, что дала обет: ребенок, которого она носила во чреве, получит имя, открыто провозглашающее его происхождение перед миром. Так его и назвали — Иегуди, «иудей».
Каково происхождение слова йеѓуди, означающего на иврите «еврей»? В нашей сегодняшней недельной главе «Лех-лехо» мы узнаем, что первоначальное имя еврейского народа было иври: «И пришел беглец и известил Аврама-иври» (Брейшис, 14: 13). Раши объясняет: это название было дано нашему праотцу потому, что он пришел с другого берега (эвер) реки Евфрат. Иври стало именем потомков Авраѓама. Йосеф, прося главного виночерпия упомянуть о нем фараону, говорит: «Ибо я похищен, похищен был из земли иврим» (Брейшис, 40: 15). Мы узнаем из этого также, что Земля Израиля называлась в те времена «страной иврим».
Это слово мы встречаем и в Книге Шмойс. Когда Моше по воле Всевышнего отправился к фараону, чтобы вывести народ Израиля из Египта, Святой, благословен Он, сказал ему: «И скажи ему: Г‑сподь, Б‑г иврим, послал меня к тебе» (Шмойс, 7: 16). То есть Сам Б‑г использовал это имя. И это имя еврейского народа встречается повсеместно в Танахе. Начиная со времени нашего праотца Яакова, евреев также называли исроэль, а Всевышний называет Себя «Б‑г Исроэля», но все же среди народов мира их называли иври. Когда же наше имя изменилось на йеѓуди? Впервые весь еврейский народ называется йеѓудим в Книге Эстер: «Был в Шушане-столице один йеѓуди по имени Мордехай… из колена Биньяминова» (Эстер, 2: 5).
Но главный вопрос заключается в том, как израильтяне отказались от имени иври, которое указывало на их происхождение от Авраѓама, и приняли новое имя йеѓуди? Звание иври — это «корона доброго имени» для сынов Израиля, которой они могли гордиться и вспоминать Авраѓама-овину, самоотверженно распространявшего веру в Единого Б‑га и отменившего идолопоклонство. Разве можно было отказаться от такого имени?! Предыдущий Ребе, рабби Йосеф-Ицхок Шнеерсон, объясняет, что в течение поколений, когда народ Израиля жил на своей земле во времена двух царств Иудеи и Израиля, десять колен отказались от жизни по Торе и стали поклоняться идолам. Так постепенно появились два типа иврим: одни верили в Единого Б‑га, а другие погрязли в идолопоклонстве. Подтверждение этому мы находим, изучая историю пророка Йоны. Во время бури матросы, обнаружив, что причиной шторма был Йона, спросили его: «Из какого народа ты?» И сказал он им: «Иври я и страшусь Г‑спода Б‑га небес, сотворившего море и сушу» (Йона, 1: 9). Йона посчитал необходимым не просто назвать свой народ, но и добавить важное разъяснение о своей вере в Г‑спода Б‑га. Почему? Потому что в то время уже существовали два типа евреев, те, кто верит в Б‑га, и те, кто поклоняется идолам. Имя иври перестало означать, что человек обязательно верит в Единого Б‑га. Поэтому в течение нескольких поколений, испытывая боль за то, что вынуждены отречься от имени иври, связывающего их с Авраѓамом, сыны Израиля постепенно отказались от него в пользу имени йеѓуди. Этим именем стали называть каждого представителя народа Израиля, который верит в Единого Б‑га.
Имя йеѓуди происходит от названия царства Иудеи, жители которого остались верными Б‑гу. Однако есть и нечто большее, чем это. Любавичский Ребе часто цитирует Талмуд, в котором говорится: «Всех, кто отвергает идолопоклонство, называют йеѓуди» (трактат «Мегила», 13а). И добавляет, что это название также восходит к слову ѓодаа — «признание», и означает «признающий всю Тору» (то есть он согласен с тем, что Тора — это истина). Поэтому, хотя имя иври символизирует нашу связь с праотцом Авраѓамом, мы хвалимся и гордимся именем йеѓуди.