Последний раздел нашей сегодняшней недельной главы «Вайейшев» вызывает удивление: бо́льшая часть его стихов посвящена описанию одного дня из жизни Йосефа в тюрьме. Брошенный в темницу по ложному обвинению, Йосеф завоевал особое расположение начальника, поставившего его над всеми заключенными, «потому что Г‑сподь с ним, и всему, что он делает, Г‑сподь дает преуспеть» (Брейшис, 39: 23). И случилось так, что два высокопоставленных придворных фараона — главный виночерпий и главный пекарь — согрешили и были отправлены под стражу в темницу. Однажды утром Йосеф встает и видит, что его соседи хмурятся. Он проявляет сочувствие и спрашивает: «Почему ваши лица грустны сегодня?» (Брейшис, 40: 7). Они отвечают, что у них была плохая ночь: они видели тревожные сны. Йосеф должен был бы ответить: «Ну шойн! — Ладно!» — и вернуться к своим делам, но он хочет услышать, о чем были эти сны. И тогда, во многих стихах, Тора описывает детали снов и толкование, данное им Йосефом. А читатель с удивлением спрашивает: «Кого это вообще волнует? Почему для меня важно услышать описание снов двух египетских заключенных? Что случилось, если бы Тора пропустила эту историю?! Разве недостаточно сказать в двух предложениях, что Йосеф дал толкование сна главного виночерпия, и через два года тот вспомнил об этом и рассказал о нем фараону?!» Однако мы понимаем, что это не просто вопрос по текстологии, а нечто гораздо большее, связанное с основами нашей веры. Мы верим, что каждая буква в Торе написана для того, чтобы научить нас чему-то, каким-то ценностям или законам. Это основа, которая ведет к развитию деталей заповедей на протяжении многих поколений. Хотя большинство мицвойс подробно не описаны в Торе, мы верим, что каждая буква несет в себе значение и сверхзначение.
Расскажу вам историю, которая хорошо иллюстрирует это. Талмуд рассказывает о мудреце Шимоне ѓаАмсуни, который утверждал, что каждый случай, когда Тора использует предлог эс, означающий винительный падеж, следует толковать как намек на что-то дополнительное. Например, повеление кабейд эс овихо («почитай отца своего») включает в себя обязанность уважать старшего брата.
Следуя своей теории, рабби Шимон анализировал текст Торы и находил дополнительный смысл в каждом случае употребления предлога эс, пока не дошел до недельной главы «Воэсханан» и остановился. Там написано: «Г‑спода, Б‑га твоего, бойся…» (Дворим, 6: 13). И найти дополнительный смысл употребления предлога эс оказалось невозможным. Действительно, кого еще, кроме Б‑га, должен бояться человек? Рабби Шимон был настоящим ученым и объявил свою теорию несостоятельной. По-видимому, эс — это только обычный предлог, часть речи, использующаяся для связи слов в предложении. И рабби Шимон сказал: «Как я получал награду за толкование, так я получу награду за воздержание от толкования». Интересно, что в этой же главе, несколькими стихами ранее, говорится: «И люби Г‑спода, Б‑га твоего…» (там же, стих 5). В этой фразе тоже используется предлог эс, и там у рабби Шимона не было проблемы с толкованием: любить надо Б‑га и тех, кто помогает людям приблизиться к Нему, то есть — мудрецов. Поэтому рабби Акива, отвечая на вопрос: «Кого надо еще бояться, кроме Б‑га?», использовал тот же метод: бояться надо мудрецов — пусть у человека будет страх (мойро) перед учителем (морэ). Так рабби Акива доказал, что даже короткое слово типа эс призвано учить Ѓалохе.
А в нашей недельной главе мы замечаем явление прямо противоположное: целый раздел Торы, не один предлог эс, а десятки слов, которые на первый взгляд кажутся не связанными с какими-либо ѓалохическими посланиями или ценностями. И просто возникает удивление: зачем нужна 40‑я главка книги «Брейшис»?
Любавичский Ребе объясняет: этот отрывок учит, что Йосеф не потерял чувство ответственности. Он понял, что жизнь гораздо больше, чем он сам. Он не сосредоточился на жалости к самому себе, не ослабел и не зачах в заключении, а, напротив, переступил через свою личную боль и обратил внимание на состояние людей, окружавших его. Давайте попробуем встать на место Йосефа. Казалось бы, нет человека несчастнее него. Он — одинокий заключенный, его мать скончалась, отец соблюдает траур по нему, братья вернулись домой с его рубашкой, пропитанной кровью, и сказали, что Йосеф растерзан, «зверь хищный сожрал его» (Брейшис, 37: 33). И если всего этого недостаточно, то вдобавок безуспешно пытавшаяся соблазнить его хозяйка дома, где Йосеф служил, оклеветала его, и он, опозоренный, был брошен в тюрьму. Можно представить себе заголовки египетских газет в те дни! Пережив все это, любой человек мог впасть в отчаяние, пребывать в состоянии жертвы и испытывать ненависть ко всему миру. Затем происходит нечто еще худшее: в его камеру, единственное личное пространство, оставшееся у него в этом мире, поместили двух царедворцев — тех, кто представляет власть, и, что еще хуже, коллег Потифара. Йосеф должен был презирать их, видеть в них сосредоточие всего мирового зла.
Однако события развивались совсем по другому сценарию. Встав утром и увидев, что его соседи хмурятся, Йосеф по-дружески спросил: «Почему у вас сегодня печальные лица?» Он знал, что мы несем ответственность за свое окружение, «и там, где нет людей, старайся быть человеком» («Пиркей овойс», 2: 5). Жизнь больше, чем я, и если Б‑г поместил меня в это место — возможно, кто-то или что-то будет нуждаться во мне. Тора подробно приводит весь диалог между Йосефом и царедворцами, чтобы показать, что он не отнесся к их состоянию поверхностно, удовлетворившись простым соблюдением правил приличия, а уделил им максимум внимания, как будто был их частным психологом.
Но эту историю можно понимать и намного шире. Какой момент стал поворотным в жизни Йосефа? На каком этапе поток несчастий, сваливающихся на его голову, остановился и начался период возвышения? Это был как раз тот самый момент — утро, когда Йосеф оглянулся и выразил сочувствие своим соседям! Это был момент, изменивший его судьбу, когда была заложена основа для спасения всего мира от голода. Йосеф проявляет себя как профессиональный толкователь снов, и через два года, когда никто из придворных мудрецов не смог истолковать сон фараона, главный виночерпий расскажет о еврейском толкователе, с которым он познакомился в тюрьме. И Йосеф будет приглашен во дворец фараона, назначен заместителем правителя Египта и получит возможность спасти весь мир от ужасного голода.
Тора хочет научить нас, что человеку не дано предугадать, какое влияние на мир окажет одно проявление эмпатии, одно пожелание доброго утра. Для вас это просто быть человеком, оторваться от телефона и сказать «доброе утро» своему соседу, а для него, возможно, это будет момент, который изменит его жизнь. Может быть, он решит дать еще один шанс своему браку или простить своих детей. И, наверняка, научится у вас, как быть более хорошим евреем.
Не менее важно то, что, помогая другому человеку, вы делаете свою жизнь более значимой для себя и способствуете успеху всего мира. Всевышний создал мир, в котором все взаимосвязано, как нити в катушке. Мы все переплетены, и мое совершенство зависит от вашего. Мы не должны жить в одиночестве, надо объединяться в группы. Я не добьюсь счастья без вас, а вы не станете счастливым без меня. Мы гаранты друг другу (на иврите аревим, от слова меуровим — «вовлечены, причастны, взаимосвязаны»). Мы — одна семья, и мой успех зависит от вашего успеха.
Выводы, сделанные Любавичским Ребе из истории о Йосефе и царедворцах, особенно актуальны для нас в дни наступающего праздника Хануки. Еврей не может удовлетвориться только зажиганием ханукальных свечей у себя дома: его обязанность — проявлять внимание к своему окружению. И это совсем не трудно: купите небольшую ханукию и набор свечей и вместе с детьми зайдите к своим соседям. Свет, который распространится из вашего жилища, очень скоро осветит весь мир пламенем истинного спасения.
Веселой вам Хануки!