В конце декабря 2015 года французское правительство рассекретило архивы времен Второй мировой войны, и достоянием общественности стали многочисленные подробности сотрудничества французского правительства Виши с немецким нацистским режимом. Архивы, хранящиеся под грифом «секретно» три четверти века, были открыты впервые, поэтому Франции пришлось снова заниматься своим нацистским прошлым. Все документы, так или иначе, связаны с режимом Виши во главе с Анри-Филиппом Петеном, управлявшим страной в 1940–44 годах. В то время сотрудничество между Францией и Третьим рейхом было особенно тесным. Французские власти выявляли «врагов государства» и отправляли их в Германию для истребления.
Большая часть из 76 тысяч евреев, которые были убиты, прибыли из крупных городов Франции, включая Париж, где французские коллаборационисты оказывали всемерную помощь немецким оккупантам. Многие преступления были совершены в районе на юге страны, известном как «свободная зона». Архивы, с которых снята секретность, теперь открыты для любого использования заинтересованными гражданами и научными исследователями. Документы содержат трагические истории о том, как были выявлены и преданы французские евреи, и имена тех, кто несет за это ответственность, уже известны.
В феврале 2009 года Административный суд Франции признал правительство режима Виши ответственным за депортацию тысяч евреев в немецкие концентрационные лагеря во время Второй мировой войны. Суд постановил, что высокопоставленные нацистские чиновники не заставляли французов предавать еврейских гражданских лиц. Эта антисемитская акция была осуществлена добровольно такими организациями, как парижская полиция и французская государственная железнодорожная компания.
После войны правительства Франции отказывались признать какую-либо роль, которую режим Виши сыграл в уничтожении европейского еврейства. Но уже в начале семидесятых стали появляться сведения, которые доказывали, что коллаборационисты сами идентифицировали евреев, помогали собирать их и отправлять на смерть. Парижская полиция особо отличилась при исполнении этого задания. В частности, в ходе акции, прошедшей 16–17 июля 1942 года, двенадцать с половиной тысяч евреев, в основном женщины и дети, были арестованы в Париже, содержались в ужасных условиях в течение нескольких недель и потом были отправлены в Освенцим. Разумеется, правительство Виши старалось полностью скрывать свои действия, но, в конце концов, правда всегда выходит наружу…
На этой неделе мы начали чтение второй книги Торы, которая рассказывает об египетском изгнании. Внимательно анализируя ту часть главы «Шмойс», в которой говорится о попытках фараона и египтян уничтожить евреев, вы обнаружите, что методы совершения массовых репрессий и способы сокрытия преступлений совершенно не новы. Можно сказать, что нацисты многое переняли у фараона! По природе своей люди не способны просто так убить соседей, с которыми они жили бок о бок на протяжении десятилетий. Поэтому фараон сначала решил ослабить и поработить сынов Израиля, сделать их людьми второго сорта. Тора рассказывает: «Но чем больше они его притесняли, тем больше он умножался и распространялся, и постыла им жизнь из-за сынов Израиля» (Шмойс, 1: 12). Египтяне ненавидели и боялись евреев. Почему это произошло? Потому что фараон вел пропагандистскую компанию, чтобы убедить всех, что евреи — низшие из людей. Это подтверждает стих в начале нашей главы, описывающий их численное увеличение так, как это видели египтяне: «А сыны Израиля плодились и воскишели во множестве своем, и умножились, и окрепли очень, и наполнилась земля Египта ими» (Шмойс, 1: 7). Автор комментария «Кли йокор» говорит: «Они стали в глазах египтян презренными, как пресмыкающиеся, ползающие на земле». Следующим шагом уже было «окончательное решение» еврейского вопроса. Но фараон — просвещенный человек, он сам не убивает младенцев, а делает все чужими руками. Поэтому он позвал еврейских повивальщиц и приказал им: «Принимая роды у евреек, смотрите: если это сын — умертвите его, а если это дочь, то пусть живет» (Шмойс, 1: 16). А матери пусть думают, что младенцы рождаются мертвыми. Мидраш говорит: «Почему он повелел убить их повивальщицам? Чтобы Всемогущий не требовал от него, а воздал им» («Шмойс рабо», 1: 18). Когда повивальщицы не выполнили его приказ, фараон задумал еще один дьявольский план. Он сказал своим людям: «Всякого сына новорожденного бросайте в реку, а всякую дочь оставляйте в живых» (Шмойс, 1: 22). Почему фараон не просто отдал приказ убивать младенцев, а повелел бросать их в Нил? Раши в своем комментарии на этот стих говорит: «В день, когда родился Моше, астрологи сказали фараону: «Сегодня родился их избавитель, но мы не знаем, египтянин он или же из сынов Израиля. Однако мы видим, что он понесет наказание от воды».
Фараон понимал, что такой указ вызовет возмущение в стране — египтяне не смогут терпеть убийство младенцев, ведь даже самые отъявленные негодяи с трудом переносят, когда убивают детей (вспомним, как несколько лет назад весь мир был потрясен фотографией сирийского мальчика-беженца, который утонул по пути в Европу). Поэтому фараон придумал простой и легкий способ исполнения своего приказа. По ночам сотрудники египетской тайной полиции проникали в дома евреев, похищали младенцев и бросали их в Нил. Утром вставало солнце, люди шли на работу, а некоторые даже купаться в реку, но от младенцев не оставалось и следа. Никто не чувствовал себя виноватым. Египтяне могли продолжать свою обычную жизнь, как ни в чем не бывало. Никто ничего не видел и не слышал…
Это объясняет, почему Всевышний решил, что первой казнью египетской станет превращение вод Нила в кровь. Мидраш говорит: «Так как они бросали сынов Израиля в воду… Он осудил воды Нила». И следует добавить, что поскольку Нил скрывал кровь еврейских младенцев, как будто ничего не случилось, Святой, благословен Он, раскрыл эти преступления, превратив его воды в кровь, как бы говоря, что вся река наполнена кровью еврейских детей.
В дополнение к этому, в конечном итоге, самое большое наказание за то, что они утопили детей Израиля, египтяне получили при рассечении Красного моря. Чтобы наказать египтян смертью, Всемогущий не обязан был ждать пока они достигнут берега моря. Они могли найти свою смерть на своих кроватях, как при казни первенцев. Почему Творец именно утопил их? «Мехильта» говорит, что в той мере, в какой человек меряет, судят его. Фараон сказал: «Всякого сына новорожденного бросайте в Нил». И по принципу мида кенегед мида («мера за меру») Всевышний потопил колесницы фараона в море.
Любавичский Ребе часто цитирует слова мудрецов, приведенные в Талмуде (трактат «Сота», 11а): «Мера добра всегда больше меры зла». Если Б‑г непременно откроет миру преступления, совершенные каким-то народом, то не может быть такого, чтобы человек тайно совершил акт спасения, и никто не услышал об этом героическом поступке. История Холокоста тоже знает такие примеры. В те ужасные годы были как евреи, так и праведники народов мира, которые рисковали жизнью, чтобы спасти евреев. Многие из них покинули этот мир, и никто не узнал об их героизме и не поблагодарил их. Например, Гилберт Краус, еврей из Филадельфии, который в 1939 году, рискуя собственной жизнью, спас пятьдесят детей из Австрии, тайно вывезя их в США. На протяжении десятилетий никто не слышал об этом. Однажды кто-то открыл дневник, написанный его женой, в котором она рассказала эту историю, а внучка Крауса вместе со своим мужем сняла документальный фильм «50 детей». О невероятном путешествии Гилберта и Элеоноры Краус, которые отправились в самое сердце нацистской Германии в 1939 году для того, чтобы попытаться спасти 50 еврейских детей от Холокоста, стало известно во всем мире. Другой пример — британский филантроп сэр Николас Уинтон, спасший от смерти 669 еврейских детей, которые должны были погибнуть в фашистских концлагерях. Он организовал операцию, получившую впоследствии название «Чешский киндертранспорт», в ходе которой в течение весны и лета 1939 года семь поездов отправились из Праги, увозя спасенных детей в Нидерланды, откуда потом их переправляли в Англию. Уинтон никогда и никому не рассказывал историю этого чудесного спасения. Широкую известность пражская деятельность Уинтона получила в 1988 году после того, как его жена случайно обнаружила записную книжку с точной записью всех подробностей о спасенных детях. Всевышний позаботился о том, чтобы эту историю узнал весь мир.
Это также верно для нас. Случается, что человек делает доброе дело, но по какой-то причине никто его не ценит. История учит нас, что Создатель позаботится о том, чтобы, в конце концов, этот человек получил вознаграждение, которого заслуживает.