Printed fromchabad.odessa.ua
ב"ה

Мясоедение или вегетарианство?

Четверг, 25. Август, 2011 - 5:01

 Однажды праведник рабби Нохум из Чернобыля отправился, по своему обыкновению, собирать деньги для выкупа пленных. Утром на краю какого-то местечка встретился ему один еврей. Рабби спросил его, где живет шойхет (резник). А тот еврей сам был шойхет уводек (резник, занимающийся также ибдикой — проверкой внутренностей забитого животного на предмет определения его кошерности), но так как он был плохо одет, то постыдился в этом признаться, догадавшись, что рабби Нохум — не такой простой человек, как может показаться по его скромной одежде. Показав праведнику более длинный путь к своему дому, он поспешил туда короткой дорогой, чтобы успеть переодеться, пока гость придет.

Когда рабби Нохум пришел, то рассказал, что в любом месте, где бы ни довелось ему оказаться, он проверяет нож шойхета, и поэтому просит, чтобы после утренней молитвы хозяин дома показал ему свой нож. Рабби Нохум начал молиться, а резник тем временем достал нож, осмотрел его и с удовлетворением отметил, что он хорошо заточен и не имеет дефектов. Однако он все же подумал: «А может быть, чтобы представить нож на проверку, его нужно заточить еще лучше?» Но тут же его посетила другая мысль: «Если бы кто-нибудь пришел сейчас с просьбой зарезать животное, то я бы, вероятно, сделал шхиту этим ножом. Разве может так быть, что перед лицом Б-га нож кошерный, а чтобы показать его человеку, надо еще точить его и доводить до совершенства?!» И решил резник ничего с ножом не делать, а показать его, как есть.

После молитвы, когда шойхет передал свой нож на проверку, рабби Нохум сказал ему: «Если твой нож хорош перед лицом Г-спода, то бери его и делай шхиту! Я не должен его проверять!..»

В нашей сегодняшней недельной главе «Ръэй» Тора определяет, что можно и чего нельзя есть евреям. Знакомясь с законами кашрута, мы замечаем, что основное внимание в них уделяется продуктам животного происхождения. Определение кошерности растений практически не создает проблем для евреев, особенно за пределами Земли Израиля. Яблоко — это яблоко, а помидор — помидор. Сложности начинаются, когда дело доходит до животных. Из водоплавающих разрешается есть только те виды рыб, которые имеют плавники и чешую: «Это ешьте из всего, что в воде: все, имеющее плавник и чешую, ешьте» (Дворим, 14: 3). Есть только определенные виды разрешенных птиц, а в наше время вообще в пищу употребляют только домашних птиц (куры, утки, гуси, индейки и голуби), о кошерности которых существует традиция, передаваемая из поколения в поколение. О съедобных млекопитающих Тора говорит так: «Вот животные, которых можете есть: бык, агнец из овнов и агнец из коз; олень и серна, и яхмур (вид лани), и козерог, и лань, и зубр, и газель. И всякое животное, имеющее копыто и расщепляющее его на два и жующее жвачку (Дворим, 14: 4–6).

Итак, Тора называет кошерными лишь малую часть всех видов животных, но даже после того как мы определили, что данный зверь или птица принадлежат к пригодным для еды видам, история кошерности их мяса только начинается! Как мы узнаем из нашей сегодняшней недельной главы «Ръэй», для убоя животных евреям были даны специальные законы и правила: «…заколи от твоего крупного и мелкого скота… как я повелел тебе» (Дворим, 12: 21). Раши объясняет: «Это учит нас, что имеется повеление, как следует резать, и эти установления были изустно переданы Моше на Синае». Убой скота по упомянутым Раши законам называется шхита. В еврейских общинах шхитой занимается специально обученный еврей — шойхет. Профессия эта требует изучения многочисленных законов и их тонкостей, а также довольно продолжительного периода практических занятий по убою животных под наблюдением опытного раввина. Только после этого еврею может быть выдано особое свидетельство, которое дает ему право быть шойхетом.

В соответствии с законами шхиты, животному нужно быстро перерезать шею, рассекая пищевод и дыхательное горло особо острым, специально заточенным стальным ножом без каких-либо дефектов. После шхиты делают бдику туши — проверяются все внутренние органы животного, чтобы определить, не перенесло ли оно какую-либо травму или болезнь, что делает его мясо трефным — запрещенным к еде для евреев… Как-то один из шойхетов в нашей общине рассказал мне, что после проверки в среднем из двухсот туш крупного рогатого скота только от двадцати до сорока единиц признаются кошерными, а остальные просто продают! И, кстати, даже от совершенно кошерной туши животного для еды берут не все, но только определенные части.

После бдики мясо необходимо хорошенько промыть, смыв кровь с его поверхности, и около получаса вымачивать в воде комнатной температуры. После этого мясо надо снова промыть, дать чуть-чуть обсохнуть, а потом посыпать со всех сторон солью — не слишком мелкой и не слишком крупной, а среднего помола. Через час можно увидеть, что соль стала красной от крови, которую она впитала из казалось бы чистого мяса. После просаливания мясо следует трижды промыть, чтобы удалить с его поверхности соль и кровь. Лишь теперь такое мясо становится кошерным и его можно готовить…

Невольно возникает вопрос: почему Ѓалоха создает так много препятствий на пути мясных продуктов к еврейскому столу? Невозможно избавиться от чувства, что Тора на самом деле не очень-то заинтересована в том, чтобы евреи ели мясное, и поэтому Всевышний максимально усложнил и удлинил процесс изготовления кошерного мяса.

О том, что Б-г и в самом деле не очень-то хотел, чтобы человек ел мясо, мы узнаем из истории сотворения мира. Создав первого человека, Адама, Всевышний говорит: «Вот Я дал вам всякую траву семяносную, что на поверхности всей земли, и всякое дерево, на котором плод семяносный, вам будет это в пищу» (Брейшис, 1: 29). Раши объясняет: «Скот и зверей уравнял с ними в том, что касается пищи, и не позволил Адаму и его жене убить животное, чтобы есть мясо, но все они вместе должны были питаться растительной пищей». В соответствии с первоначальным планом творения люди не должны были убивать животных и поедать их мясо, они были созданы вегетарианцами, которые будут есть только то, что произрастает из земли. И так продолжалось в течение 1650 лет, до тех пор, пока Всевышний не послал на землю потоп, как наказание за людские грехи. После потопа Г-сподь сказал Нояху: «Все движущееся, что живо, вам будет в пищу; как зелень травную даю вам все» (Брейшис, 9: 3). Следовательно, люди получили разрешение есть рыбу, птицу и мясо.

Что же случилось? Чем вызваны столь радикальные изменения?! Почему теперь человеку позволено есть мясо животных?

Некоторые объясняют, что разрешение есть мясо — это часть процесса, который называется «спуск поколений». Первоначально Б-г хотел, чтобы человек был венцом творения. Первый человек в поисках пропитания не должен был убивать ни одно животное, ведь в идеальном мире не было места для убийства живых существ. Но после того как «наполнилась земля злодеяниями» (Брейшис, 6: 13), когда в мире стали господствовать грабеж и убийства, Б-г увидел, что если людям все запрещать, то они кинутся в другую крайность и будут даже убивать друг друга! Тогда Б-г позволил человекубедиевед («задним числом») есть мясо животных, чтобы люди могли удовлетворить свои животные желания, не совершая чего-то еще более плохого. Как мы читаем в нашей недельной главе: «Если желает душа твоя поесть мяса, то, сколько угодно душе твоей, можешь есть мясо» (Дворим, 12: 20). То есть, согласно Торе, желание есть мясо исходит от материального в человеке и не связано с его Б-жественным, духовным началом…

Сегодня, когда мир приближается к приходу Мошиаха, возвращаясь к состоянию, в котором находился до периода «спуска поколений», мы можем наблюдать процесс, который длится уже не один год. Все больше и больше людей становятся вегетарианцами, более того, есть люди, которые никогда даже не пробовали ничего из продуктов животного происхождения.

Любавичский Ребе объясняет, что по мере приближения эры Мошиаха мир будет становиться все более и более возвышенным как в материальной, так и в духовной сфере. Действительно, до потопа люди жили сотни лет и были сильными и здоровыми, но после этого начался процесс вырождения физического мира, и жизнеспособность людей стала уменьшаться из поколения в поколение. Раши говорит об этом так: «В дни Авраѓама годы человеческой жизни уже сократились и бессилие нашло на мир» (комментарий на Брейшис, 17: 17). И только в последнее время начала проявляться тенденция увеличения продолжительности жизни человека с каждым новым поколением. Статистика показывает, что люди сейчас живут дольше, чем в предыдущих поколениях, дети, в основном, вырастают выше и здоровее своих родителей. А почему? Просто мир постепенно приходит к своему первозданному состоянию и становится таким, каким он был до греха первого человека. Эта же тенденция наблюдается и в вопросе мясоедения: люди сами возвращаются к первоначально задуманной для них при сотворении мира программе питания.

Все это подтверждает известную истину: «Пути Б-га скрыты от нас». Тора говорит, что евреи должны есть кошерную пищу, но, к сожалению, в наше время многие из них даже не знают, что должны это делать. Тогда Всевышний вкладывает в сознание людей идею вегетарианства и его пользы для здоровья и долголетия. Я обычно очень радуюсь, когда еврей говорит мне, что он вегетарианец, потому что он, по крайней мере, не ест некошерное мясо! Таким образом Б-г заботится о тех людях из народа Израиля, которые не хотят или не знают, как евреи должны правильно питаться по законам кашрута. В один прекрасный день их сын или дочь принесет в дом идею вегетарианства, и, возможно, даже сможет заразить ею своих родителей… Ясно одно: Б-г всегда достигает своей цели, и в итоге все евреи, осознанно или невольно, будут исполнять волю Всевышнего.

Комментарии: Мясоедение или вегетарианство?
Нет добавленных комментариев