Printed fromchabad.odessa.ua
ב"ה

Кто написал пятую книгу Торы?

Четверг, 04. Август, 2011 - 5:59

Рассказывают, что один бедный хасид пришел как-то жаловаться на свои материальные трудности к святому рабби Шломо ѓаКоѓену из Радомска, автору книги «Тиферес Шломо». Он дал цадику записку, в которой описал бедственность своего положения, указав, что у него есть взрослая дочь, достигшая возраста вступления в брак, но нет средств на свадьбу и приданое.

Прочитав записку, ребе сказал: «Бедняк? Вон из моего дома! Сказано: «Бедный — подобен мертвому», а я ведь коѓен…» (по еврейскому закону коѓену нельзя прикасаться к умершему и даже находиться с ним под одной крышей). Хасид испугался и выбежал наружу, но цадикпрокричал ему вслед: «Вернись, вернись, пожалуйста! Конечно, твой случай — это скорее мес мицва, находиться рядом с которым коѓен может» (мес мицва — «умерший [похоронить которого] заповедь»; в ситуации, когда больше некому заняться похоронами, коѓен обязан сделать это, невзирая на запрет контакта с умершими).

Окружающие рассмеялись над шуткой, а праведник спросил у хасида: «Ты волнуешься о замужестве дочери, пожалуйста, скажи мне, а деньги на хлеб есть у тебя?» Хасид запинаясь, ответил: «На самом деле, даже на хлеб у меня нету». Праведник продолжал спрашивать: «Как же ты тогда каждый день говоришь благословение ѓамойци, если у тебя нет хлеба, чтобы над ним произнести его?!» Посетитель ответил: «Деньги на хлеб приносит в дом моя жена, которая работает и немного зарабатывает нам на пропитание». — «Вот это да! — воскликнул праведник. — Посмотрите на него: его кормит жена! Мы уже знаем, что произошло с Адамом, когда его накормила жена!»
 

Затем рабби Шломо спросил: «А чем зарабатывает твоя жена?» Хасид ответил: «Она ходит по господским дворам, продает овощи и зелень». Праведник сказал ему: «Написано: «…и Хацеройс, и Ди-Заѓав…» (Дворим, 1: 1; слово хацеройс переводится как «дворы», а ди-заѓавможно прочитать как «достаточно золота»). Если твоя жена ходит по дворам, то будет у вас «достаточно золота». Иди с миром, и Б-г поможет тебе, чтобы твоя жена преуспела».

Хасид вернулся домой, и когда жена спросила его, какое благословение он привез от ребе, он не знал, что ответить… Прошло немного времени и жена, вернувшись домой после трудового дня, показала мужу какой-то сверток и сказала: «Смотри, что я нашла сегодня. Это просто валялось в грязи на земле». Открыв сверток, они обнаружили внутри триста золотых (значительную по тем временам сумму). Половину они потратили на приданое для дочери и на свадьбу, а оставшиеся деньги хасид вложил в торговое дело, и с тех пор все в его жизни стало благополучно.

После смерти рабби Шломо пришел тот самый хасид к сыну праведника и рассказал о том, что с ним произошло. Тот сказал ему: «Мой покойный отец, да будет благословенна его память, был удивительным человеком. Дух святости, нисходящий на него, выражался в виде пословиц, шуток и прибауток, так что никто даже и не видел в происходящем чудес!»

…Книга Дворим, которую мы начинаем читать в эту Субботу, отличается от четырех предшествующих ей частей Пятикнижия. Эта книга еще называется «Мишне-Тора» («Повторение Торы»), потому что по существу она повторяет то, что было сказано в предыдущих книгах (хотя есть в ней и много нового, но в большей степени она объясняет и детализирует содержание других книг). О том, что составляет самую замечательную особенность этой книги, Талмуд сообщает нам в трактате «Мегила» (31б): «Моше от себя сказал их [слова Книги Дворим]».

Как понять это утверждение?! Разве Книга Дворим, как и другие части Торы, не была «сказана устами Всевышнего»? Ведь известно, что говорит по этому поводу Рамбам: «Если утверждает человек даже про одно слово Пятикнижия, что его Моше написал от себя, то это — человек, отрицающий Тору» («Законы тшувы», 3: 8). Очевидно, что выражение «от себя» не означает, что Моше написал эту книгу по своему разумению и усмотрению.

Первоначальный ответ на этот вопрос дает «Тосефта» в трактате «Мегила», интерпретируя слова «от себя» как мируах ѓакойдеш («от духа святости»). То есть: давайте не будем думать, что Книгу Дворим написал сам Моше! Каждое слово этой книги было получено им посредством «духа святости» (который на самом деле является одной из форм пророческого откровения), и все они — от Всевышнего.

Тогда в чем же разница между этой книгой и остальными? В конце концов, слова Торы, записанные в предыдущих книгах, Б-г тоже передает сынам Израиля через Моше. Отличие заключается в том, что в книгах Брейшис, Шмойс, Ваикро и Бамидбор Моше выступает исключительно в роли посланника, передавая слова Торы, как пишет Раши в своем комментарии на Талмуд (в трактате «Мегила», 31б), как бы без участия его личности, разума и сознания. В то время как в Книге Дворим Б-жественное присутствие проникает в разум и сознание Моше, так что кажется, будто он говорит «от себя», но на самом деле это «от духа святости». И это подтверждают слова книги «Зоѓар»: «Шхина — Б-жественное присутствие — говорит из его [Моше] горла».

Эта форма передачи слова Всевышнего имеет свое преимущество. Когда Тора передается людям через разум и понимание Моше, она лучше соответствует уровню человеческого постижения. Именно поэтому в «Мишне-Тора» были даны объяснения и уточнения многих вещей, которые скрыты в предыдущих книгах.

Необходимость в передаче Торы через личность Моше возникает в связи с тем, что еврейский народ готовится вступить в Страну Израиля. Это предполагает новый этап служения Всевышнему. Закончилось обособленное от мира блуждание в пустыне и удовлетворение жизненных потребностей чудесными способами. Теперь народ должен жить естественной жизнью в этом мире, и его задача — привносить святость в земную жизнь. Поэтому надо было приблизить Тору к евреям. В этом и заключается предназначение книги «Мишне-Тора». На самом деле эта книга является очень важным поворотным этапом в общем процессе передачи Торы. Первым шагом в этом деле было провозглашение первых двух заповедей, которые весь народ услышал от Самого Всевышнего. На следующем этапе Б-г передает Тору через Моше, который является исключительно посланником. В Книге Дворим начинается новый этап — передача Торы через интеллект и мышление человека, когда «Б-жественное присутствие говорит из горла» Моше-рабейну.

Этот этап продолжается на протяжении многих поколений. Наше отношение к Мишне, Талмуду и книгам подлинно великих еврейских мудрецов основано на убеждении, что все это написано под воздействием духа святости. И хотя на самом деле кажется, что это люди просто высказывают свое мнение — они рассуждают, спорят, делают определенные выводы, — но, в конечном счете, это Всевышний говорит их устами, изнутри их сознания и мышления.

Поэтому особенно значительной кажется нам речь, которую Моше говорит в конце книги: «Положите на сердце ваше все слова, которые я говорю вам ныне, которые заповедайте детям вашим, чтобы бережно исполняли они все слова закона этого. Ибо это не что-то пустое для вас; ибо это жизнь ваша…» (Дворим, 32: 46–47).

Комментарии: Кто написал пятую книгу Торы?
Нет добавленных комментариев