Printed fromchabad.odessa.ua
ב"ה

Тройное благословение от… ненавистника

Четверг, 07. Июль, 2011 - 6:07

В нашей сегодняшней недельной главе мы читаем несколько странное выражение, которое сказал Билам о народе Израиля: «Не усмотрел [Всевышний] кривды в Яакове и не узрел нечестия в Израиле» (Бамидбор, 23: 21). Как же следует понимать эти слова?

Шестой Любавичский Ребе рабби Йосеф-Ицхок Шнеерсон рассказывал, что когда ему было около четырех лет, он спросил своего отца, рабби Шолома-Довбера (пятого Любавичского Ребе): «Почему Творец создал человека с двумя глазами, но дал ему один рот и один нос?»

— Ты знаешь алфавит? — спросил отец. — Чем отличается буква шинот буквы син?

Мальчик ответил, что отличие только в том, что в одном случае точка ставится справа, а в другом — слева.

— Почему у человека два глаза? — сказал Ребе Шолом-Довбер и тут же дал ответ: — Есть вещи, на которые нужно смотреть «правым» глазом, то есть с любовью и заинтересованностью. А есть такие, на которые нужно смотреть «левым» — с неприязнью и отстраненно. На еврея или на Сидур, ясное дело, следует смотреть «правым» глазом. А на конфету, например, или игрушку — «левым».

Ребе Йосеф-Ицхок, приведя в одной из своих бесед эту историю, завершает ее такими словами: «С тех пор я твердо усвоил, что на любого еврея, каким бы он ни был, надо смотреть только с хорошей стороны!»
 

…Есть много географических карт, на которых название «Израиль» или не упоминается вообще, или заменено словом «Палестина». Это один из современных способов некоторых политических сил игнорировать существование Израиля, еврейского народа. Такое отношение очень раздражает, но нужно признать, что явление это не ново.

В нашей недельной главе «Болок» рассказывается о царе Моава Болоке, который боится, что народ Израиля может уничтожить его. Он знает, что не в состоянии бороться с евреями с помощью физической силы, так как они уже победили Сихона и Ога — двух могучих царей. Поэтому Болок пытается выяснить, в чем секрет мощи Израиля. Придя к заключению, что сила евреев связана с Моше-рабейну — величайшим из пророков, Болок решил бороться с ними тем же способом. Он обратился к нееврейскому пророку по имени Билам, которого посчитал равным Моше, и попросил его придти и проклясть народ Израиля.

Первые же слова послания Болока к Биламу могут показаться нам странными: «Вот народ вышел из Египта; вот он покрыл, сколько видна земля, и расположился он против меня. И ныне пойди же, прокляни для меня этот народ…» (Бамидбор, 23: 5, 6). Болок не называет этот народ по имени, это выглядит так, словно его противник — просто «какой-то народ».

Даже когда Всевышний приходит к Биламу во сне и спрашивает его: «Кто эти люди с тобой?», пророк-нееврей цитирует слова Болока: «Вот народ вышел из Египта…» — еще раз просто «народ» (кстати, Б-г в Своем ответе Биламу тоже не использует названия народа). Что это значит? Неужели Болок не знает имени этого народа? Но ведь еще сорок лет тому назад, при рассечении Красного моря было написано: «Тогда пришли в смятение главы Эдома, сильных Моава охватила дрожь» (Шмойс, 15: 15). Все знали евреев и боялись их. Фараон говорил: «Вот народ Израиля, большой и могучий». Имя «Израиль» было достаточно известно. Конечно, и слово «еврей» было всем знакомо — когда в Египте Йосеф сидел в тюрьме, все называли его «еврей».

Примечательно, что евреи сами переняли этот метод — не упоминать те или иные имена и явления. Например, о некоторых болезнях принято говорить «известная болезнь». Почему? Потому что болезнь эта настолько ужасна, что люди не хотят даже упоминать ее название. По этой же причине, рассказывая о Второй мировой войне, люди избегают употреблять слово «нацисты», а говорят просто «немцы» и тем более стараются не упоминать имя их главаря, так же, как и имена всех других врагов Израиля. Почему? Потому что мы настолько презираем их, что не хотим, чтобы даже их имена касались наших уст.

Похожее отношение мы находим в Талмуде. Элиша бен Авуя, один из великих таноим (мудрецов Мишны), живший в период разрушения Второго Храма, отошел от иудаизма (мы уже упоминали о нем в статье на главу «Шлах»). С тех пор Талмуд называет его Ахер(«другой») и, рассказывая о нем, не упоминает его имени. Кроме того, Талмуд рассказывает, что когда его ученик рабби Меир призвал Элишу бен Авуя к раскаянию, тот ответил, что слышал глас Небес: «Возвратитесь дети-отступники — кроме Ахера» (трактат «Хагига», 15а) — даже Всевышний назвал его «другой».

Еще один пример — когда Ребе Йосеф-Ицхок в 5687 (1927) году сидел в сталинской тюрьме, он разговаривал со всеми только на идиш, хотя прекрасно владел русским языком (нужно отметить, что большинство среди тех, кто вел допросы, составляли евреями, которые — конечно же! — отично понимали идиш). Ребе вел себя так, чтобы подчеркнуть: для него они не существуют!

По той же причине Болок не хотел признавать реальность, которая называется «народ Израиля», «евреи». Само название (иврим — дословно «перешедшие через реку», то есть «другие») говорит о том, что этот народ пользуется особой защитой и покровительством Всевышнего, ибо отличается от прочих народов: верит в единого Б-га и не занимается идолопоклонством.

Кстати, чем же закончился план Болока? А ничем… Билам пришел, чтобы проклясть народ Израиля, но не смог и вместо этого — благословил! Самые лучшие благословения, которые когда-либо получил наш народ, были произнесены именно Биламом. И не один раз, а трижды благословил он евреев! И при каждом благословении упоминал оба названия еврейского народа — «Яаков» и «Израиль».

Произнося первое пророчество, Билам говорит: «Кто исчислит прах Яакова и число произведенных Израилем?!» (Бамидбор, 23: 10). Кто может сосчитать число заповедей и детей, которые есть у народа Израиля? Евреи исполняют так много мицвойс, что невозможно их посчитать, как нельзя посчитать пылинки.

Во втором пророчестве снова упоминаются оба имени: «Не усмотрел кривды в Яакове и не узрел нечестия в Израиле» (там же, стих 21). Б-г не видит ничего плохого в народе Израиля. Это не означает, что они не делают ничего дурного. Но так же, как любящие родители не видят недостатков своих детей, так и Всевышний не замечает неблаговидные дела и проступки Своих первенцев.

В третьем пророчестве мы читаем известные стихи, в которых Билам вновь упоминает два названия нашего народа: «Как хороши твои шатры Яаков, твои обиталища Израиль!» (Бамидбор, 24: 5). Он хвалит уклад семейной жизни еврейского народа, говорит о том, насколько институт семьи был основой существования Израиля на протяжении многих поколений.

Недельная глава «Болок», говорит Любавичский Ребе Менахем-Мендел Шнеерсон, — это история, которая воодушевляет и приносит надежду для всех, кто ее изучает. Это история человека, который хотел навредить и даже уничтожить народ Израиля, но в результате принес евреям благо. Ведь Всевышний не только нарушил его нечестивые планы, и он не смог нанести вред народу Израиля, но более того, благодаря тому, что Болок нанял Билама, он помог евреям получить «самые достойные благословения».

Вывод очевиден: если есть в мире силы, которые хотят причинить нам вред, не дай Б-г, то Всемогущий не только охранит нас от них, но даже сделает так, что они сами принесут благословение Израилю.

Комментарии: Тройное благословение от… ненавистника
Нет добавленных комментариев