Printed fromchabad.odessa.ua
ב"ה

Нужны ли нам «облегчения»?

Пятница, 03. Июнь, 2011 - 8:40

Однажды рабби Ицхок из Ворки посетил святого рабби Йехезкеля из Кузмира, и они, закрывшись, беседовали наедине в течение нескольких часов. Когда рабби из Ворки вышел из комнаты, его глаза были полны слез, но он никому не открыл причины своего душевного состояния и тему столь затянувшейся беседы… И только после смерти рабби Ицхока его сын, ребе из Амшинова, рассказал, что отец советовался о том, где он будет похоронен: в Ворке, где он занимался священной работой, «вселяя страх перед Небесами в сердца сынов Израиля», или в Варшаве, где он часто находился, чтобы ходатайствовать перед чиновниками по вопросам, касающимся еврейской общины. И было решено, что рабби Ицхок будет похоронен в Ворке, а Варшава станет местом упокоения его сына.

В 5635 (1875) году смертельно заболел второй сын ребе из Ворки — рабби Мордехай-Менахем. Его привезли в Варшаву показать местным врачам, и там его душа покинула этот мир. В Варшаве был обычай перевозить умершего на кладбище на специальной тележке, а не нести на погребальных носилках на плечах. Но рабби из Александра, который был учеником рабби Мордехая-Менахема, ни за что не хотел согласиться с тем, что тело его учителя будут везти на тележке. Он пошел к гаону рабби Беришу, который был тогда главой раввинского суда в Варшаве, просить, чтобы тело рабби Мордехая-Менахема его ученики несли на плечах. Сначала рабби Бериш не хотел даже слышать предложений об изменении установленного в городе обычая. Однако когда рабби из Александра начал его умолять, гаон попросил его, привести стих из Торы, который подтверждал бы, что нести тело цадика на плечах — это дело чести его учеников. Рабби из Александра ответил: «В Торе говорится: «Ибо служение при святыне на них, на плечах нести будут» (Бамидбор, 7: 9). Это можно понять в том смысле, что людей, которые занимались священным служением, можно после их смерти нести на плечах. И рабби Бериш дал ему разрешение.

…Когда в 1978 году в Кэмп-Дэвиде был подписан договор о мире между Израилем и Египтом, многие жители Израиля обрадовались, что смогут теперь, наконец, поехать в Египет, куда до этого въезд обладателям израильского паспорта был запрещен. Израильтянам не терпелось посетить исторические места, особенно — сфотографироваться на верблюде возле пирамиды, чтобы увезти с собой сувенир, напоминающий о счастливом дне, когда их ноги ступали рядом с одним из семи чудес света. Все хотели увидеть место, где наши предки были принуждены выполнять каторжные работы… Любавичский Ребе говорит, что в соответствии с рассказанной в Танахе историей народов, пирамиды были построены именно евреями, которых в Египте обратили в рабство. Ребе добавляет, что это подтверждают стих из Торы: «И построил он города-хранилища для фараона: Питом и Раамсес» (Шмойс, 1: 11). А также комментарий Раши к этому стиху: «Сыны Исраэля укрепили их и упрочили, приспособили их служить хранилищами сокровищ». Если города укрепляли, то их должны были построить из больших и твердых камней. На египетских пирамидах запечатлены изображения рабов, связанных веревками, перетягивающих огромные каменные глыбы. Кстати, ученые до сих пор не могут понять, как без помощи современных механизмов и инструментов были построены пирамиды. Невозможно представить и объяснить, как такие тяжелые камни были подняты на такую большую высоту! Отсюда мы видим, что евреи того времени были привычны к тяжелой работе, хотя в конце нашей сегодняшней недельной главы «Носой» мы, кажется, сталкиваемся с противоположным утверждением.

В рассказе об окончании строительства Мишкана и его освящении Тора упоминает, что первыми пришли принести свои дары предводители народа, главы двенадцати колен Израиля. Раши в своем комментарии говорит о том, что побудило их к этому. Он напоминает, что произошло с главами колен, когда собирались пожертвования на строительство Скинии. Давайте вспомним и мы с вами.

Итак, Моше спустился с горы Синай в Йом-Кипур и на следующий день объявил, что всем предлагается принести пожертвования для Мишкана. Весь народ поспешил внести свой вклад в дело возведения Скинии: сначала женщины, за ними мужчины. Главы колен не спешили присоединиться к жертвователям. Намерения у них были самые добрые. Они решили: «Пусть народ даст то, что желает, а недостающее мы восполним». Однако, к своему удивлению, они обнаружили, что народ с таким воодушевлением приносил свои дары, что вскоре «сделанного было довольно» (Шмойс, 36: 7). К счастью для глав колен, осталась одна вещь, которой не нашлось у народа Израиля, и они принесли в дар авней ѓахошен — «камни ониксовые и камни вставные для эйфода и для наперсника».

Шесть месяцев спустя, в рош-хойдеш нисон, когда речь шла об освящении Скинии, главы колен не хотели больше повторить свою ошибку. На этот раз они приняли все меры, чтобы обеспечить себе право первенства. Они поспешили принести подарки для Скинии — шесть крытых повозок из дерева и двенадцать быков, на которых можно было бы ее перевозить во время странствий по пустыне (ведь в те времена у евреев был переносной Храм, который заново собирали каждый раз после перехода с места на место — до самого вступления в Землю Израиля). Именно поэтому главы колен решили пожертвовать повозки, чтобы на них можно было положить тяжелые брусья и столпы Скинии и другие ее принадлежности.

Но здесь Раши делает интересное замечание: «Моше не принял даров из их рук, пока не было велено ему Вездесущим» (Раши на Бамидбор, 7: 3). Дело в том, что Моше-рабейну никогда не слышал о таком повелении Б-га — использовать повозки. В начале нашей недельной главы Тора совершенно ясно говорит, что левиты должны носить Скинию на своих плечах: «сыновья Гершона будут носить полотнища для покрывала и шатер Откровения… сыновья Мрари — балки Шатра, и засовы его, и столбы его, и подножия его». И ни слова не сказано о том, что для этой службы можно использовать повозки. И вдруг главы колен решили, по своему усмотрению, «усовершенствовать» способ перемещения Мишкана, указанный Всевышним! Не много ли они на себя берут?! Ведь речь идет о сынах Израиля, построивших египетские пирамиды, каждый камень которых был больше и тяжелее, чем опоры Скинии! Почему же, когда дело дошло до дома Б-жьего, они будут использовать повозки для перемещения брусьев? Вместо того чтобы левиты исполняли заповедь и переносили Скинию на своих плечах, что для них — большая честь и привилегия, предлагать взамен быков, запряженных в повозки?!

Однако Всевышний говорит Моше: «Возьми у них, и будут они для несения службы при Шатре собрания, и передай их левитам, каждому по его служению». Мы видим, что Б-гу на самом деле понравилась инициатива глав колен! А почему? Потому что Милосердный не хотел, чтобы левиты надрывались, неся свою службу при Мишкане. Если можно облегчить им работу, то действительно, почему бы не использовать для перенесения Скинии повозки? Лишь бы Его любимым детям не пришлось чрезмерно напрягаться!

…В наши дни часто говорят, что сегодня мы исполняем многие заповеди не совсем так, как хотел Всевышний. Раввины находят всевозможные способы «обойти закон» и сделать жизнь проще. Некоторые утверждают, что, возможно, это и соответствует букве закона, но, конечно, не отвечает его духу. Многие, скажем, упрекают евреев в том, что они используют шабес-зейгер (таймер, который включает и выключает свет и электрические приборы), или удивляются тому, как раввины устанавливают эйрув вокруг города и расширяют границы субботних владений. Недоумение вызывает и то, что некоторые в Песах едят пироги и всевозможные печенья и лакомства, и все это — кошерное! А ведь еще совсем недавно кроме мацы, картошки и фаршированной рыбы в этот праздник ничего другого не ели!

Однако история с повозками, о которой мы сегодня говорили, приводит нас к очень важному заключению: Всевышний не хочет, чтобы его дети выполняли тяжелые каторжные работы. Довольно того, что они делали это в Египте. Напротив, Б-г хочет, чтобы евреям было легко исполнять заповеди Торы, и чем ближе к нам дни прихода Мошиаха, тем это становится все легче и легче. Невозможно сравнить, как исполнялась заповедь о Субботе в еврейском местечке начала XX века, с тем, как сегодня, в эпоху развития передовых технологий, можно соблюдать эту заповедь с подлинным удовольствием.

Мы не какая-нибудь консервативная секта, которая боится изменений и нововведений. Наоборот, если все эти новшества не противоречат ѓалохическим законам, мы принимаем их с радостью и, насколько это возможно, используем для служения Всевышнему. Ведь в иудаизме нет заповеди «страдать», есть заповедь «исполнять волю Всевышнего». Мы должны стараться как можно больше облегчить наше служение Б-гу, и тогда существует вероятность, что все больше евреев будут соблюдать заповеди Торы. А не в этом ли состоит главная задача каждого еврея?..

Комментарии: Нужны ли нам «облегчения»?
Нет добавленных комментариев