Printed fromchabad.odessa.ua
ב"ה

Флаги евреев и флаг… Всевышнего

Четверг, 26. Май, 2011 - 10:33

Один еврей из окрестностей Перемышлян арендовал упореца (местного помещика) молочную ферму. Однажды хозяин заупрямился и не захотел продлить договор аренды — а ведь работа на ферме была единственным источником средств существования для еврея! Обеспокоенный случившимся, он отправился в Перемышляны к цадику рабби Меиру. Еврей плакал и умолял, чтобы рабби Меир помолился за него, а затем остался праздновать Субботу в городе.

Рабби Меир всегда придерживался определенного порядка во время трапез, и даже то, кто будет произносить змиройс — традиционные субботние песни, определялось по его указаниям. В этот Шабос отрывок «Коль мекадеш швии — Каждый, кто освящает седьмой [день недели, то есть Субботу]» пел сам цадик. Он произносил куплет за куплетом и переводил их на идиш. Дойдя до строк: «Награда во многом дается в соответствии с делом. Каждый в стане своем, и каждый при знамени своем», он произнес их так: «Награда соблюдающего Субботу — «во многом». А что ему награда? «В соответствии с делом». Как он повелевает устами своими, так на Небесах и делают. Наши мудрецы говорят: «Праведник повелевает, а Б-г осуществляет». Затем он обратился к хасидам, стоящим вокруг него, и спросил: «Как вы считаете, Меир соблюдает святую Субботу согласно Ѓалохе?» — «Да, да», — ответили все. «Если это так, — продолжал праведник, — то, потому что Меир соблюдает святую Субботу согласно Ѓалохе, он повелевает и говорит: «Каждый в стане своем, и каждый при знамени своем»! Никто не сдвинется со своего места».

Говоря эти слова, рабби Меир имел в виду арендатора молочной фермы, но никто из гостей не понимал, о чем идет речь, и даже сам еврей, который был простым человеком, не понял, на что намекают слова праведника. Но в этот самый момент порец, который отказывался продлить договор аренды с хасидом рабби Меира, вдруг упал на улице и не смог сам идти! Слугам пришлось нести его домой на руках. Вызванные врачи, осмотрев больного, сказали, что нет лекарства от его болезни. Помещик задумался, и у него в голове промелькнула мысль о том, что, может быть, это было наказание за желание лишить еврея-арендатора парносыПорец немедленно послал за евреем, но тот в это время был у праведника рабби Меира в Перемышлянах. С трудом дождавшись, когда еврей после окончания Субботы вернулся домой, помещик снова послал за ним и сказал, что он согласен сдать ему ферму, и даже не возьмет с него арендной платы… Самое удивительное, что после этого он сразу же выздоровел!
 

…В нашей сегодняшней недельной главе «Бамидбор» мы в первый раз читаем о знаменах, которые были у каждого колена Израиля. События, описываемые в главе, происходили в рош-хойдеш ияр, через год и месяц после Исхода из Египта. Еврейский народ уже успел получить Тору, построить Мишкан. И вот Б-г решил навести порядок в стане Израиля в пустыне. До сих пор все колена жили вперемешку друг с другом, можно сказать, что это был один большой фарбренген. Но теперь Б-г повелел Моше: «Каждый при знамени своем… Пусть стоят сыны Израиля станом вокруг Шатра откровения» (Бамидбор, 2: 1).

Мишкан становился центром лагеря Израиля, и все должны были расположиться вокруг него, с каждой стороны по три колена, что вместе составило бы единый лагерь. На востоке — Йеѓуда, к которому присоединились колена Иссахара и Звулуна. На юге — Реувен, Шимон и Гад. На западе — Эфраим, Менаше и Биньямин. На севере — Дан, Ашер и Нафтали. Каждое колено имело свой флаг, что помогало евреям найти то место, где находился стан их соплеменников, и присоединиться к ним.

Мидраш («Бамидбор рабо», гл. 2) говорит, что Моше-рабейну опечалился, услышав повеление Всевышнего, и сказал: «Теперь начнутся споры между коленами. Я скажу колену Йеѓуды оставаться на востоке, а они заявят, что хотят быть на юге». И действительно, представьте себе, что Моше начинает раздавать указания о том, где должно размещаться каждое колено. «Йеѓуда на востоке, и у вас есть новые соседи: Иссахар и Звулун…» — говорит он. Представители колен сразу же начинают выдвигать претензии и приводить аргументы против его указаний. Они говорят: «Мы хотим поставить свой шатер на другой стороне, зимой там больше солнца. Мы не довольны такими соседями. Мы хотим жить вместе с другим коленом…» — и так далее. Не правда ли, похоже на почти непосильную задачу распределения мест за столом между гостями набар-мицве или свадьбе? Многие, кто с этим сталкивался, знают, как трудно бывает учесть все тонкости взаимоотношений между людьми. Как бы вы ни старались, всегда найдутся недовольные, и кто-нибудь скажет: «Неужели ты хочешь посадить меня рядом с человеком, с которым я не разговариваю уже полгода?!»

То же самое, кстати, происходит и в процессе продажи мест в синагогах. В нашей общине мы решили не продавать места в молельном зале, потому что это приводит иной раз к настоящим войнам. Спорят о том, кто будет сидеть рядом, и особенно — о том, кто не будет сидеть рядом… Вы думаете, что такое поведение характерно только для нашего времени? Нет, так было всегда. Именно поэтому Моше расстроился, когда услышал, что ему предстоит распределять места стоянки колен Израилевых вокруг Мишкана.

Мидраш продолжает: «Б-г сказал Моше: «Разве тебя это касается? Ты здесь не нужен, они сами знают свое место». Откуда? Комментируя слова «со знаками отчих домов своих» из нашей сегодняшней недельной главы (Бамидбор, 2: 2), Раши говорит: «По знаку, который передал им их отец Яаков, по поводу выноса его тела из Египта, как сказано: «И сделали его сыны ему так, как он повелел им» (Брейшис, 50: 12). А он повелел, чтобы Йеѓуда, Иссахар и Звyлyн несли его, находясь на восточной стороне погребальных носилок, Реувен, Шимон и Гад — на южной стороне и т. д.».

Наш праотец Яаков повелел, чтобы только его сыновья — родоначальники двенадцати колен — несли его погребальные носилки, и указал каждому место в похоронной процессии. Поэтому, когда Моше-рабейну сказал их потомкам расположиться определенным образом вокруг Мишкана, они приняли его повеление как должное, так как уже много лет знали, что их место именно там.

Тогда зачем нужны флаги? Можно было просто объявить каждому колену, кто будет на востоке, а кто на западе. Флаг, очевидно, использовался для того, чтобы другие знали, к какому колену принадлежит человек. Ведь для проявления патриотизма сам человек во флаге не нуждается. Флаг гордо реет в вышине, чтобы другим даже издалека было видно, как вы гордитесь своей принадлежностью к своему народу. Так проявляется национальная гордость. А в чем она заключается для евреев? Ответ и на этот вопрос можно найти в Танахе: «И возвысилось сердце его на путях Г-сподних…» (Диврей ѓайомим II, 17: 6).

Вполне логично здесь будет задать вопрос: если каждый человек, каждый народ имеет свой флаг, то, очевидно, флаг должен быть и у Всевышнего. Как же выглядит «знамя Б-га»? Как по нему можно определить место Шхины — Б-жественного присутствия?

Царь Шломо сказал: «И знамя Его надо мною — любовь!» (Песнь песней, 2: 4). Знамя Всевышнего — это любовь. Место Шхины в том доме, где царит любовь, в той общине, где любовь к ближнему господствует безраздельно.

Но, как и флаг, она должна быть поднята высоко, она должна быть видна всем издалека. Многие люди говорят, что всех любят, но как на самом деле определить истинную любовь? В этом нам помогает Мишна, которая приводит высказывание рабби Ханины бен Досы: «Тот, кто по душе людям, — по душе и Всевышнему. Тот же, кто людям не по душе, — и Всевышнему не по душе» (трактат «Пиркей овойс, 3: 10).

Рабби Ханина формулирует очень важное для нас правило: «Недостаточно того, что вы любите всех, нужно, чтобы люди любили вас!» Если вы хотите знать, любит ли вас Всевышний, есть ли Б-жественное присутствие в вас, идите и проверьте, любят ли вас люди. Чем больше вы любимы внизу, на земле, тем больше вас любят наверху, на Небесах.

Комментарии: Флаги евреев и флаг… Всевышнего
Нет добавленных комментариев