Printed fromchabad.odessa.ua
ב"ה

Превратить прегрешения в заслуги

Четверг, 07. Апрель, 2011 - 3:58

Рабби Мордехай из Пиньчува, ученик Хозе миЛюблин — святого Провидца из Люблина, был очень бедным человеком. У него было три дочери на выданье, но не было денег ни на свадьбы, ни на приданое. Время от времени, когда он собирался поехать к своему учителю, жена умоляла его рассказать об их затруднительном положении и попросить совета и благословения праведника. Но каждый раз, придя к ребе, он совершенно забывал о своих нуждах и говорил с ребе обо всем, кроме того, что происходило у него дома!

Однажды женщина не выдержала и решила поехать в Люблин вслед за мужем, не сказав ему об этом ни слова. Увидев свою жену в Люблине, рабби Мордехай был вынужден рассказать учителю обо всем. Ребе спросил его: «Почему ты до сих пор не говорил мне о своих трудностях?» Тот ответил: «Я думал, что ребе благодаря ниспосланному ему свыше пророческому дару сам ведает о моем положении». Провидец возразил: «В Торе о язвах душевных сказано: «Человек, если будет на коже тела его выступающее или переходное или яркое пятно, и станет это на коже тела его язвой проказы, то будет приведен он к Аѓарону… И осмотрит священнослужитель язву…» (Ваикро, 13: 2–3). То есть, без всякого предварительного разговора прокаженного приводят к коѓену, тот увидит, что на нем язва проказы, и признает его нечистым. Однако о пятнах на стенах дома Тора говорит по-другому: «Придет тот, кому дом принадлежит, и скажет священнослужителю так: «Как будто язва показалась у меня в доме» (Ваикро, 14: 35). Следовательно, о «поражениях дома», то есть о домашних потребностях, евреи должны рассказать коѓену — или, в нашем случае, цадику».

…Вслед за главой «Тазрия» наша сегодняшняя недельная глава «Мцойро» продолжает приводить законы, касающееся заболевшегоцораас (это слово обычно переводят как «проказа», хотя речь идет о совершенно ином заболевании — духовной, а не материальной природы). Прокаженный символизирует отдаление от святости, поэтому Тора выносит ему приговор: «Во все дни, когда язва на нем, нечист будет он. Отдельно находиться должен, вне стана место его» (Ваикро, 13: 46). Раши, ссылаясь на мнение еврейских мудрецов, изложенное в Талмуде (трактат «Арахин», 16б), объясняет, почему прокаженный должен быть в изоляции: «Чем отличается он от других нечистых, что должен жить отдельно? Поскольку он своим злоязычием сеял раздоры между мужем и женой, между человеком и ближним его, он сам должен быть отторгнут, отделен от других людей».

Пятна цораас служат наказанием за грех злоязычия — лошон ѓоро. На это намекает и само слово, обозначающее на иврите человека, пораженного этим недугом: слово мцойро («прокаженный») созвучно с моци ро («обнаруживающий зло»). Цораас служит наказанием человеку, который выявлял и обнародовал проявления злого начала в ближнем своем. Тяжесть греха сплетни заключается в том, что цель совершившего его — посеять рознь в среде еврейского народа, в отличие от святости, которая стремится к единству и обобщению. Поэтому всем, кто способствует разделению, спорам и ссорам, нет места в любом из трех станов (когда евреи странствовали по пустыне, их лагерь состоял из трех станов: в центре находился Мишкан, переносной Храм, вокруг него — семейства левитов, семьи Моше и Аѓарона, а далее, окружая стан левитов, — остальные колена Израиля).

И все-таки, может ли прокаженный излечиться, очиститься? Тора говорит: «Вот учение о прокаженном в день очищения его: приведен будет он к священнослужителю…» (Ваикро, 14: 2). В этом предложении главное слово — «приведен», в значение которого подразумевается, что прокаженного приведут даже против его воли. Любавичский Ребе говорит, что здесь скрыт намек на то, что в конце концов каждый еврей совершает тшуву — даже тот, кто был изгнан из всех трех станов. Б-г обещает, что в конечном счете, даже против своей воли, еврей вернется «к коѓену» — к святости.

Однако, продолжая читать текст нашей недельной главы, мы сталкиваемся с явным противоречием. Тора говорит: «И выйдет священнослужитель за пределы стана, и осмотрит священнослужитель, и вот исцелилась язва проказы на прокаженном» (Ваикро, 14: 3). Так будет ли грешник приведен к святости, или святость придет к грешнику?

На самом деле оба подхода являются правильными. Действительно, есть обещание, что Б-г пробудит трепет в сердце каждого еврея и наставит его на путь Торы и заповедей, даже помимо его воли. Однако если это будет сделано против желания самого человека, то в процессе тшувы исчезнет ее ключевой элемент. Ведь Б-г хочет, чтобы раскаяние каждого еврея было подлинным, затрагивающим всю глубину души и совершающимся по его собственной воле.

Тора намекает здесь на то, что после первого этапа («приведен к священнослужителю») следует второй этап — «выйдет священнослужитель за пределы стана». Начало «очищения прокаженного» (намек на раскаяние каждого еврея) действительно связано с тем, что Всевышний привлекает его к Себе, не давая возможности сопротивляться, но потом он должен вернуться к Б-гу сам, добровольно и без принуждения!

«Принуждение» выражается в мощном пролитии Б-жественного света сверху. Сам человек еще не готов получить этот свет. Поэтому его возврат к святости рассматривается как принудительный. Пока он не имеет возможности постигнуть Б-жественное откровение умом и чувствами, он увлечен как будто бессознательно. Но после извлечения из «духовной грязи» начинается обратный процесс, в котором Б-жественный свет как бы нисходит и сам приближается к человеку. Б-г уменьшает силу большого света и делает его подходящим для того, чтобы еврей мог воспринять его своим умом и чувствами. Тогда все его естество претерпевает глубокое и истинное преобразование. Возвращение человека к Всевышнему характеризуется более глубоким раскаянием, которое на этот раз исходит от него самого и затрагивает все его чувства и мысли. Сила и мощность такого раскаяния настолько велики, что оно не только стирает прегрешения человека, но и превращает их в заслуги!

Так давайте откликнемся на призыв пророка: «Возврати нас, Г-споди, к Себе, и мы вернемся…» (Эйха, 5: 21). И не будем забывать сказанное в Иерусалимском Талмуде (трактат «Макойс», 2: 6): «У Мудрости спросили: «Каково наказание грешнику?» Мудрость сказала: «Гнев преследует нечестивого». Спросили у Пророчества: «Каково наказание грешнику?» Пророчество ответило: «Грешная душа умрет». Спросили у Пресвятого, Он сказал: «Пусть он раскается и будет прощен».

Комментарии: Превратить прегрешения в заслуги
Нет добавленных комментариев