Printed fromchabad.odessa.ua
ב"ה

Высшее благословение — дети

Четверг, 31. Март, 2011 - 3:58

Хотя историю эту я мог бы рассказать и сам, так как являлся ее непосредственным участником, но мой свояк из города Солон (штат Огайо, США) рав Зуше Гринберг описал все настолько хорошо, что мне остается только привести ее в его изложении слово в слово:

«Несколько лет назад я был одним из 29 участников телефонной конференции, темой которой было не коммерческое предприятие, а личное семейное дело. Телефонные звонки поступили из Украины, Китая, Франции и США — из штатов Аляска, Техас, Нью-Йорк и Огайо. Цель была одна — поздравить мою маму с 60-летием. Все звонившие были дети моей матери (мои родные братья и сестры) и их супруги: 17 мальчиков и девочек, да еще 12 невесток и зятьев (чтоб не сглазить). Каждый из них имел возможность сказать теплые слова своей маме, теще, свекрови.

После двадцати пяти минут поздравлений, которые по очереди произнесли все члены семьи, одна из моих сестер спросила маму: «В чем секрет твоего успеха? Как ты смогла не только создать столь большую семью, но и воспитать таких жизнерадостных, стойких, цельных и уверенных в себе детей?» Мама со своей обычной скромностью сказала, что это не такой уж большой героизм: «Просто нужно смотреть на каждый день сам по себе, каждого ребенка самого по себе и делать то, что должно быть сделано». Мы все попросили более подробного объяснения. Почему она не беспокоилась о деньгах, об увеличении жилплощади или просто о том, чтобы обеспечить основные потребности детей в пище и одежде? В этот момент вступил в разговор мой отец. «Вы не улавливаете всю полноту картины», — сказал он и поделился с нами историями из своей жизни.
 

Когда ему было двенадцать лет, он бежал из союзной Гитлеру антисемитской Румынии в коммунистическую Россию. Там он подвергался постоянным преследованиям из-за своих религиозных убеждений — но в то же время не мог получить разрешение на выезд из России! В возрасте девятнадцати лет он пытался пересечь границу с Польшей. «Проводник» предал его и передал прямо в руки КГБ. Он был приговорен к 25 годам лагерей. Когда через семь лет Сталин умер, мой отец был отпущен на свободу. Он никогда не мечтал, что переживет эти события, но он выжил. Кроме того, он и представить себе не мог, что найдет соблюдающую еврейские традиции жену, которая, как и он, будет готова самоотверженно посвятить свою жизнь созданию традиционной еврейской семьи в Советской России. Но он нашел мою мать. В 1967 году, задолго до падения «железного занавеса», моя семья, включая меня, получила, наконец, разрешение на выезд из Советского Союза. Мы уехали и поселились в Израиле.

«После всех этих чудес, — заключил отец, — разве мог я беспокоиться о нескольких кусочках хлеба? Если Б-г дал мне силы, чтобы пережить все эти трудности, он, вероятно, сможет дать мне силы, чтобы удовлетворить потребности моей семьи».

Мы молчали, обдумывая то, что сказал отец…» — так закончил свой рассказ реб Зуше Гринберг, и мы тоже можем попробовать найти в его словах пищу для размышления.

…В нашей сегодняшней недельной главе «Тазрия» Б-г повелевает Моше соблюдать законы о роженице: «Если женщина зачнет и родит дитя мужского пола, нечиста будет семь дней» (Ваикро, 12: 2). Новорожденный мальчик должен пройти обряд брис-мило на восьмой день своей жизни. Затем женщине следует погрузиться в воды миквыи очистить себя. В последующие 33 дня, когда по закону Торы она считается ритуально нечистой, ей запрещено заходить на территорию Храма, приносить жертвы и есть мясо жертвенных животных. По окончанию этого периода она должна была принести специальную жертву роженицы (годовалого ягненка во всесожжение и молодого голубя или горлицу в очистительную жертву). Если женщина родила девочку, то период нечистоты длится две недели, после чего она должна совершить омовение в микве, выждать 66 дней и принести жертвы роженицы (там же, стихи 3–6).

Иудаизм учит, что дети — это благословение Б-жье, в котором человечество нуждается больше всего. Мало того, что дети благословение, традиция учит нас, что каждый следующий ребенок несет семье новый поток благословений. Каждый новорожденный не снижает уровень материальной стабильности, финансового и духовного благополучия еврейского дома, а, напротив, он спускает с Небес дополнительное благословение и изобилие для семьи и всего народа. Любавичский Ребе говорит, что нам не нужно согласовывать с Б-гом свои планы о том, сколько детей Он сможет окружить своей заботой: «Тот, Кто кормит и поддерживает весь мир, способен заботиться обо всех детях и их родителях».

Теперь, когда у меня есть собственные дети, я могу по-настоящему оценить преданность и самопожертвование моих родителей, а также всех тех, кого Всевышний благословил большими семьями. Я знаю, сколько смеха, слез и бессонных ночей связано с ростом каждого ребенка. Я знаю, сколько нахес, гордости, радости и счастья каждый ребенок приносит с собой. Я искренне восхищаюсь всеми, кто добровольно посвящает свои лучшие годы созданию и воспитанию следующего поколения, поколения активных и созидающих людей. Каждый из этих будущих взрослых внесет свой собственный уникальный вклад в еврейский народ и все человечество. Каждый ребенок обладает бесконечным потенциалом, который, без сомнения, не может быть заранее оценен. Каждый ребенок получил уникальный подарок, чтобы отдать его миру. Те, кто дал ему жизнь, обогащают все человечество.

Так было на протяжении многих веков, но особенное значение это приобретает в нашем поколении после того, как наш народ пытались столь жестоко уничтожить в крематориях Освенцима. Я часто рассказываю историю о еврейской женщине, беременной пятым ребенком, которая работала в своем саду. Соседка заглянула к ней через забор и закричала: «Что, еще один? Сколько детей ты планируешь родить?!» Она слышала этот вопрос уже много раз, и, не задумываясь ни на мгновение, с улыбкой ответила: «Шесть миллионов…»

Несколько лет назад в одной из газет были опубликованы результаты исследования профессора Еврейского университета в Иерусалиме о количестве евреев в мире. Он написал, что если бы не Холокост, то число евреев сегодня доходило бы до 32 млн. человек! Действительно, до Второй мировой войны в мире было восемнадцать миллионов евреев. Холокост уничтожил треть еврейского народа. Если учесть то, что значительная часть погибших были молодые люди, которые продолжили бы вести еврейский образ жизни и могли бы родить много детей, то трудно себе представить, как мог бы выглядеть сегодня еврейский народ, если бы не Холокост.

В еврейской истории такое уже было раньше. Это произошло в седьмом веке до новой эры: Ассирийское царство возвысилось и укрепилось, став самым сильным государством в мире. Ассирийские завоеватели проводили политику «смены населения». Захватывая какую-либо страну, они уводили всех жителей в другое место — чтобы никто впоследствии не мог предъявлять право собственности на эти земли. В то время на Земле Израиля существовали два царства: Израильское, объединившее десять колен, и Иудейское, в которое вошли два колена, Йеѓуды и Биньямина (а также левиты, жившие в тех местах). Сначала ассирийский царь захватил часть Израильского царства, отправив в изгнание колена Реувена, Гада и половину колена Менаше. Несколько лет спустя ассирийцы захватили израильского царя Ѓошеа с четырьмя другими коленами, а еще чуть позже завоевали земли колен Эфраима и Менаше. Так было уничтожено Израильское царство, изгнаны десять колен. Две трети еврейского народа исчезли, ассимилировались и были утеряны из среды еврейского народа!

Мы можем представить себе, какое мрачное настроение охватило евреев Иудейского царства. Было ясно, что они живут в преддверии исторической трагедии. То, что ассирийский владыка Санхерив придет завоевывать Иерусалим, было только вопросом времени. И действительно, на четырнадцатом году правления праведного и достойного царя Хизкияѓу Санхерив пришел с огромной армией в 185 тысяч воинов, чтобы завоевать Иудею. Он шел от города к городу, от деревни к деревне, и страна покорно переходила в его руки без каких-либо усилий.

И вот Санхерив пришел в Нов, где устроил себе смотровую площадку для наблюдения за Иерусалимом. Он поднялся на высокую башню, посмотрел на город и сказал: «Это и есть город Иерусалим, ради которого я собрал все мои войска?» (Талмуд, трактат «Санѓедрин», 95а). Он был разочарован, город показался ему столь маленьким и незначительным, что даже не стоило ради его завоевания беспокоить могучую ассирийскую армию.

Между тем, в осажденном Иерусалиме Хизкияѓу готовился к войне: он велел засыпать водные источники вне города, укрепить и отстроить городские стены, изготовить много мечей и щитов. И хотя военные силы у Хизкияѓу были очень слабые по сравнению с Санхеривом, но за ним стояли все жители Иерусалима. Царь собрал жителей города на площади у городских ворот и обратился к ним с пламенной речью, преисполненной веры и доверия к Б-гу. Он говорит им: «Будьте тверды и мужественны, не бойтесь и не страшитесь царя ассирийского и всех полчищ, что с ним, потому что с нами более сил, нежели с ним. С ним мышца из плоти, а с нами Г-сподь, Б-г наш, чтобы помочь нам и сражаться на войнах наших» (Диврей ѓайомим II, 32: 7–8). Народ поверил царю и положился на его слова.

Затем в этой истории появляется новое действующее лицо — Равшокей, военачальник Санхерива. Он встал возле стен Иерусалима и обратился к евреям на иврите: «Не слушайте Хизкияѓу, ибо так сказал царь ассирийский: заключите со мною мир и выйдите ко мне, и будет каждый есть плоды виноградника своего и смоковницы своей, и будет каждый пить воду из колодца своего. Пока я не приду и не возьму вас в страну такую же, как и ваша страна, в страну зерна и вина, в страну хлебов и виноградников, в страну олив, дающих масло, и меда; и будете жить, и не умрете» (Млохим II, 17: 31–32).

(Кстати, где Равшокей научился говорить на иврите? В каком университете он изучал наш язык? Еврейские мудрецы объясняют, что он был евреем, который предал свой народ, свою родину и перешел на сторону Санхерива.)

Все это происходило в канун Песаха. Евреи даже в самых тяжелых условиях не отчаиваются, поэтому жители Иерусалима готовились праздновать Пасхальный Седер. Мидраш рассказывает, что в ту ночь, когда все жители сидели за пасхальными столами в осажденном Иерусалиме, взглянул Равшокей на стены и услышал слова похвалы Всевышнему. Посмотрел он через стену и увидел, что евреи празднуют Пасхальный Седер. Это напомнило ему дом отца, атмосферу детства. Равшокей вспомнил, что Седер символизирует чудеса, сотворенные для народа Израиля на протяжении всех поколений и, более того, он вспомнил о силе веры и уверенности народа Израиля в Б-га. Он вспомнил, что в ночь Седера Б-г по-особому хранит и оберегает всех евреев, так что в эту ночь даже принято не запирать двери домов, чтобы выразить уверенность в том, что Б-г будет защищать нас («Шулхан орух», «Законы Песаха», 480: 5). Еврейская душа встрепенулась в нем, и он почувствовал, что сегодняшняя ночь принадлежит иудеям. Он понял, что у народа Израиля есть то, чего нет у Санхерива и его армии, — уверенность в Б-ге.

Но Санхерив не верил в духовные силы и посмеялся над ним: «Еще сегодня стоять в Нове! Замахнется рукою своею на гору дочери Циона, на холм Иерусалима» (Ишаяѓу, 10: 32). Эта ночь принесла поражение Санхериву: «И было в ту ночь: вышел ангел Г-сподень и поразил в стане ассирийском 185 тысяч. И встали поутру, и вот, все они — мертвые тела» (Млохим II, 19: 35). Иудейское царство выжило и просуществовало еще 125 лет после этого. Санхериву удалось уничтожить две трети евреев, но в итоге победил еврейский народ!

В наше время, когда каждый из нас живет за себя и за тех праведных евреев, которые были убиты во время Второй мировой войны, мы обязаны способствовать тому, чтобы еврейский народ рос количественно и качественно. У каждого из нас должно быть хотя бы на одного ребенка больше, чем мы «планировали». Тогда мы сможем указать на него и сказать, что это ребенок, родившийся победить Гитлера, да сотрется имя его. Наш ответ врагу, который хотел уничтожить, не дай Б-г, еврейский народ, еще один еврейский мальчик или еще одна еврейская девочка… Это лучший способ помнить Холокост. Более того — этим мы приближаем приход Мошиаха!

Комментарии: Высшее благословение — дети
Нет добавленных комментариев