Printed fromchabad.odessa.ua
ב"ה

Суббота — для тела и для души

Четверг, 20. Январь, 2011 - 7:03

Ребе Ѓирша из Риминова называли Мешурес(«прислужник»), потому что он много лет был шамесом(служкой) в доме у своего предшественника, святого ребе Мендела из Риминова. Однажды рабби Ѓирш встретился с одним из крупнейших мудрецов своего поколения, и тот спросил его о смысле известного комментария на благословение коѓенов: «Так благословляйте сынов Израиля, говоря им…» (Бамидбор, 6: 23). «Леймор («говоря»), — объясняет Раши, — это одна из форм глагола, подобная шомойр,зохойр». Собеседник рабби Ѓирша спросил: Раши мог ведь для примера выбрать любой глагол с похожей грамматической формой, почему же он взял именно те, которые используются в повелении Всевышнего о Субботе? (Как известно, Десять заповедей приводятся в Торе дважды — в нашей недельной главе «Исро» и в главе «Воэсхонан» Книги Дворим. Первый раз о заповеди Субботы говорится: «Помни —зохойр — день субботний…», во второй же раз используется другой глагол: «Соблюдай — шомойр — день субботний…»)

В ответ Мешурес рассказал историю о подготовке к Субботе в доме ребе Мендела:

«Однажды в четверг утром, меня позвала ребецн.

— Ѓирш, — сказала она беспокойным голосом, — у нас в доме нет ни копейки, и продуктов на Субботу тоже нет. Ни рыбы, ни муки для хал, ни мяса, ни жира для жарки — ничего. Все кончилось, я еще вчера выскребла остатки, чтобы как-то накормить ребе и учеников…

Я слушал взволнованную речь ребецн, но оставался совершенно спокойным. В доме ребе Мендела все было необычным, поэтому я был уверен, что и на этот раз отыщется какой-нибудь чудесный выход. Но ребецн продолжала волноваться, и я отправился к ребе. Осторожно приоткрыв дверь, я заглянул в щелку и увидел, что он склонился над книгой, полностью погруженный в духовную работу. Я не решился его беспокоить и тихонько прикрыл дверь.

В пятницу утром я снова подошел к кабинету, приоткрыл дверь и заглянул в щелку. Заметив меня, ребе сделал знак рукой. Я вошел в комнату.

— Помоги ребецн, — сказал ребе, — развести большой огонь в очаге, наполнить водой кастрюлю для рыбы, а чугунок для мяса повесить над огнем. Пусть достанет также все сковородки и раскалит их на плите.
 

— Ребе! — воскликнул я. — Но что мы станем варить в кастрюлях и жарить на сковородках?! Ведь в доме хоть шаром покати: нет ни рыбы, ни муки для хал, ни мяса, ни жира для жарки — ничего.

— Написано в Торе — ответил ребе, — о шестом дне недели: «И приготовят они то, что принесут» (Шмойс, 16: 5). То есть, на нас лежит обязанность сделать все необходимые приготовления, а Суббота сама обеспечит себя всем, чем нужно.

Я передал распоряжение ребе его жене. Ребецн принялась за дело. Спустя полчаса в очаге полыхало пламя, вода закипала в кастрюлях и чугунках, а сковородки тихонько раскаливались на плите.

В этот самый момент во двор въехала большая телега, в которой сидел еврей лет сорока. Он поднялся по ступенькам крыльца и осторожно постучал. Я открыл дверь.

— Добрый день, — он мялся, не зная, с чего начать разговор. — Вы реб Ѓирш, шамес ребе?

— Да.

— Реб Симха просил передать вам поклон.

Реб Симху я хорошо знал. Это был очень уважаемый хасид, живший в деревне, верстах в тридцати от Риминова. Несколько раз в году он приезжал к ребе и всегда останавливался в нашем доме.

— Прошу вас, похлопочите обо мне перед ребе, — продолжил гость. — Честное слово, я сам бы никогда не осмелился, я бы просто пришел на молитву в синагогу, но реб Симха сказал, будто ребе всегда рад гостям на Субботу. Я привез с собой все необходимое, — гость махнул рукой в сторону телеги. — Рыбу, муку для хал, мясо, жир для жарки, вино, пироги для третьей трапезы… Если ребе согласится принять меня, я буду самым счастливым человеком на свете!..

Нам только кажется, — закончил Мешурес свой рассказ, — будто мы в состоянии освятить такую непостижимую драгоценность Всевышнего, как Суббота. Мы лишь можем совершить все необходимые приготовления, и если они выполнены надлежащим образом, то на исходе шестого дня Всевышний осеняет Своим присутствием еврейские дома, любуется сиянием свечей и Сам освящает наступающую Субботу.

И это подобно благословению коѓенов. Разве они совершают благословение своими собственными силами? Ведь сказано: «И возложат Имя Мое на сынов Израиля, и Я благословлю их» (Бамидбор, 6: 27). На самом деле, Б-г повелел коѓенам сделать все необходимые приготовления: они сняли обувь, омыли руки и ноги, простерли руки и сказали: «Да благословит вас…» И тут приходит Сам Б-г и говорит им: «Сейчас Я благословлю их». А комментарий Раши, о котором мы говорим, следует понимать так: благословение коѓенов — пример подготовки к Субботе. В пятницу евреи убирают в доме, готовят еду, моются, надевают нарядные одежды, а затем наступает черед Всевышнего, который благословляет святость Субботы и дарует нам духовное наслаждение от единения с Ним…»

Откуда, кстати, пришел к нам этот обычай устраивать обильные субботние трапезы с куриным бульоном, гефилте фиш, чолнтом и другими традиционными еврейскими блюдами? На этой неделе среди Десяти заповедей мы читаем заповедь о Субботе. Тора говорит: «Помни день субботний, чтобы освятить его… не делай никакой работы…» (Шмойс, 20: 8–10). Эти слова уточняют, как мы должны исполнять эту заповедь. Мы понимаем, что по субботам не работают, так как это день отдыха. Нам говорят, что надо помнить Субботу. Ну, хорошо, мы будем помнить, что сегодня Суббота… Наши мудрецы установили правило «помнить с вином». Еще лучше! Помнить о Субботе с бокалом вина, совершая Кидуш! Однако про все эти замечательные яства ничего в Торе не говорится. Да и когда Тора еще раз упоминает о Субботе: «Соблюдай день субботний, чтобы освятить его» (Дворим, 5: 12), то вновь говорится, что мы не должны делать работу в Субботу. Как же день отдыха превратился в настоящий праздник, когда вся семья собирается вместе и пирует за субботним столом?

Утром в Йом-Кипур мы читаем Ѓафтору, которая представляет собой отрывок из книги Ишаяѓу (главы 57–58). Ѓафтора заканчивается упоминанием о Субботе, и мы открываем для себя нечто новое и интересное. Пророк говорит: «Если удержишь в Субботу ногу свою, удержишься от исполнения дел твоих в святой день Мой,… не занимаясь делами своими, не отыскивая дело себе и не говоря ни слова об этом…» Во-первых, пророк начинает с того, что в Субботу нельзя делать никаких будничных дел, то есть это — день отдыха, что мы уже знаем из Десяти заповедей. Но сразу же после этого он добавляет нечто совершенно новое: «И назовешь Субботу отрадой, святой день Г-сподень — почитаемым, и почтишь ее». Ишаяѓу добавляет здесь два очень важных аспекта исполнения заповеди о Субботе — почитание и удовольствие. Мы должны уважать Субботу и восторгаться ею! Пророк учит нас, что в седьмой день недостаточно просто не работать, но необходимо превратить его в самый почитаемый день недели. И кроме того, в Субботу мы должны испытывать гораздо больше удовольствия, чем в любой другой день.

Наши мудрецы постановили, как именно мы должны уважать Субботу (Рамбам, «Законы Субботы», глава 40). Во-первых, человек должен вымыть руки и ноги в горячей воде в пятницу — из уважения к Субботе. Во-вторых, надо сменить повседневную одежду на субботнюю, которая должна быть другой, более красивой и значительной. В-третьих, необходимо подготовить дом к Субботе: накрыть красивый стол, как будто к вам приехал высокий гость, постелить свежее постельное белье, включить в доме свет, и так далее. Это называется почитать Субботу.

Кроме того, мы должны получать удовольствие в Субботу. «Какое удовольствие? — спрашивает Рамбам и тут же отвечает: — Нужно приготовить на Субботу самое жирное блюдо и самый ароматный напиток» Галаха говорит, что это должны быть не просто «жирное мясо и старое вино», но вообще надо есть вкусно и много. Это и стало причиной, по которой в Шабос устраивают праздничные трапезы. Ведь человеку необходимо испытывать наслаждение в Субботу! И в этот день принято вставать чуть позже, чем в остальные дни недели. Почему? Да потому, что «приятно спать в Субботу», а так как есть заповедь насладиться Субботой, поэтому мы продлеваем время сна.

По этой же причине мы зажигаем свечи в пятницу вечером. Исполнение заповеди зажигания свечей — это одновременно и почитание, и удовольствие Субботы. Свечи принято зажигать, чтобы подчеркнуть значительность происходящего. Когда в город приезжает важный гость, на улицах вешают специальные лампы и устраивают иллюминацию в его честь. А в праздники для создания радостного настроения принято украшать улицы и дома фонариками и светящимися гирляндами. Субботние свечи также добавляют особую торжественность атмосфере этого дня.

Но это еще не все. Сегодня во многих модных ресторанах принято зажигать свечи на столе. Почему? Потому что они создают уютную обстановку, поддерживают хорошее настроение, и посетители получают больше удовольствия от самой еды. И мы зажигаем свечи в пятницу вечером, потому что это помогает нам наслаждаться Субботой.

Но почему на самом деле необходимо делать все это? Если Б-г ставил цель превратить Субботу в день отдыха, то, очевидно, было бы достаточно не делать никакой работы, и каждый мог бы отдохнуть, как он хотел. Зачем мы должны купаться, переодеваться и готовить особую еду? И все это, заметьте, надо успеть, прежде чем зажигать свечи по пятницам. В короткие зимние дни это напоминает почти военное положение в каждом еврейском доме. Какой уж там отдых?

Следовательно, мы должны прийти к выводу, что Суббота — это нечто большее, чем обычный день отдыха. В Субботу Б-г хочет, чтобы народ Израиля стал более духовным. Если на протяжении недели мы заняты нашими земными делами, то в Субботу мы должны забыть все и удовлетворить наши духовные потребности: укрепить наши отношения с Б-гом, больше узнать Торы и сосредоточиться на духовных вещах.

И так пророк Ишаяѓу продолжает говорить о заповеди соблюдения Субботы: если ты сделаешь все, о чем сказано выше, «то наслаждаться будешь в Г-споде, и Я возведу тебя на высоты земли, и питать буду тебя наследием Яакова, отца твоего, потому что уста Г-сподни сказали это». В Субботу человеку нужно наслаждаться духовной пищей. Он должен получать удовольствие от молитвы, от слов Торы, сказанных и услышанных в синагоге или во время совместного семейного застолья. Если в течение недели он любит смотреть кино, бегать по утрам, то в Субботу он должен наслаждаться и заниматься более высокими сферами.

Для того чтобы человек мог сосредоточиться на духовных вопросах, нужно привести его в соответствующее душевное состояние. Так что прежде всего он не работает в Субботу, но одного этого недостаточно. Человеку нужно помыться и переодеться, и стол должен быть накрыт, и блюда должны быть сытными и вкусными. Только тогда, когда у человека есть все, чтобы отдохнуть душой и телом, только тогда ничто не помешает ему наслаждаться духовностью.

Когда человек голоден или устал, вы не можете говорить с ним о духовном. Физические потребности тела сильнее, чем все теории и философии. Когда человек голоден, он не может сосредоточиться на чем-нибудь, и нет никаких шансов, что он вдруг испытает любовь к Б-гу. Только после всей подготовки к Субботе человек получает реальную возможность «наслаждаться в Г-споде».

Еврейский народ на протяжении всей своей истории, даже в годы изгнания, соблюдал заповедь о Субботе. Однако горести, выпавшие на долю евреев предыдущих поколений, не позволяли им в полной мере испытать «наслаждение Субботой». Когда человек, спасаясь от войны, останавливался где-нибудь, чтобы провести там Субботу, трудно сказать, что у него настоящий — и в первую очередь духовный — субботний отдых. Да, на практике он соблюдает законы Субботы, но его ум и сердце целиком заняты другим, обеспокоены тем, что произойдет после Субботы. Во многих случаях на самом деле он с нетерпением ожидает исхода Субботы, ибо тогда он сможет продолжить свой побег. А тот, кто едва в состоянии прокормить свою семью?! Конечно, он соблюдает Субботу, но вряд ли можно сказать, что есть там «отдых и святость».

Слава Б-гу, наше поколение удостоилось увидеть еврейский народ в лучшем материальном положении. Мы не умираем от голода, нас не сжигают в печах крематориев и не сажают в тюрьму за то, что мы евреи. Сегодня у всех нас более или менее есть, что поставить на субботний стол. Поэтому нашему поколению легче соблюдать Субботу в полном объеме. Ведь именно человек, который не страдает от голода и жажды, может испытывать духовные голод и жажду к слову Всевышнего.

Еврейский народ исполняет заповедь о Субботе уже на протяжении более трех тысяч лет, но такой Субботы, какой удостоились мы, еще не было в истории сынов Израиля!

Комментарии: Суббота — для тела и для души
Нет добавленных комментариев