Printed fromchabad.odessa.ua
ב"ה

Заповеди, обязательные для всех

Четверг, 23. Декабрь, 2010 - 7:14

Еврейская пословица гласит: «От Моше до Моше не было подобного Моше». В ней упомянуты двое, пожалуй, наиболее известных среди неевреев духовных лидеров нашего народа всех времен — Моше-рабейну и рабби Моше бен Маймон (известный по аббревиатуре этих слов — Рамбам), о котором я довольно подробно писал несколько месяцев назад. Что особенного в этих двух людях? Что позволило им стать столь влиятельными и популярными авторитетами даже среди других народов мира?

Прежде чем ответить на этот вопрос, хочу напомнить, что на этой неделе мы начинаем читать вторую книгу Торы — Шмойс, которая рассказывает об Исходе евреев из Египта. В начале изложенные в ней события выглядят так, как будто у Моше-рабейну была только одна задача: вывести сынов Израиля из Египта. Мы ясно понимаем это, читая нашу сегодняшнюю недельную главу, которая, как и книга, называется «Шмойс». Но задумавшись над тем, как эта история развивается, мы осознаем, что у Моше-рабейну была еще одна не менее важная миссия, о которой Всевышний говорит: «И узнает Египет, что Я — Г-сподь» (Шмойс, 7: 5). То есть египетскую цивилизацию следовало привести к признанию Творца.

Египет в те дни был мировой державой, египтяне упивались своим величием и могуществом. Фараон считал себя Б-гом. В комментарии на стих: «Вот он выходит к воде…» (Шмойс, 7: 15) Раши говорит: «Ибо он выдавал себя за божество». То же самое мы узнаем из Ѓафторы к следующей главе — «Воэйро», где от имени фараона сказано: «Мне принадлежит река моя, и я сам сотворил себя». (Йехезкель, 29: 2). Можете представить себе, какая трудная задача стояла перед Моше! Он должен был найти способ так повлиять на египтян, чтобы привести их к признанию Всемогущего.

Какой путь мы выбрали бы сегодня для того, чтобы повлиять на мир и вынудить все человечество поверить в единого Б-га? Для ответа на этот вопрос стоит посмотреть, что за люди оказывают сегодня наиболее сильное влияние на мировое сообщество. Если мы посмотрим на тех, кто занимает места в президиумах любой влиятельной организации в мире, будь то общественный форум, университет, медицинский центр, синагога или парламент, мы увидим, что это богатые люди. Нравится нам это или нет, но те, кто обладают деньгами, обладают и влиянием. И если бы Билл Гейтс был известным и уважаемым раввином, возможно, гораздо больше евреев ходило бы в синагогу. Впрочем, если бы он не был раввином, а просто пришел в синагогу, в ней в этот день было бы не протолкнуться… Очень и очень многие стремятся подражать богачам, интересуются их мнением по тем или иным вопросам, даже лежащим далеко за пределами их — богачей — компетентности. Недаром в песне Тевье-молочника «Если бы я был богат» из знаменитого мюзикла «Скрипач на крыше» говорится:

И все старейшины ко мне приходят на поклон.
И просят: дай совет нам,
Как мудрый Соломон.
Ах, простите, реб Тевье…
Не могли бы вы, реб Тевье
Рассудить наш спор, раввинам сложен он…
И будет вовсе им неважно,
Правильно отвечу я иль нет.
Если богат, все считают: ты знаешь ответ!

Но вернемся к нашей недельной главе. Итак, Моше-рабейну предстояло воздействовать на элиту египетского общества, тех, у кого были деньги и политическая или духовная власть. Но как заставить их прислушаться к тому, что говорит еврей, представитель низшего класса в стране? Захотят ли они хотя бы посмотреть в его сторону?

Древний Египет погряз в колдовстве. Страна была наполнена колдунами, которые состязались друг с другом в тайных знаниях и умениях, недоступных простым людям. Когда Моше и Аѓарон должны были идти к царю Египта во второй раз и заставить его прислушаться к ним, после того, как тот заявил: «Я не знаю Г-спода», Б-г предупредил их: «Будет говорить вам фараон так: «Дайте о себе чудо» (Шмойс, 7: 9). В Египте тех дней человек, не умеющий творить чудеса, не мог стать авторитетом. С таким человеком никто не стал бы разговаривать, его не принимали в расчет, он просто не существовал. Поэтому Моше, чтобы привлечь внимание фараона, должен был совершить хотя бы одно чудо. Он превратил посох в змею. Но фараон тут же позвал египетских магов, которые сделал то же самое. Правитель Египта даже посмеялся над Моше и Аѓароном: «Вы доставляете колдовство в Египет, который переполнен колдовством?!» (Раши на Шмойс, 7: 22).

Но произошедшее все же имело некоторый положительный результат: начался диалог между Моше, с одной стороны, и фараоном и его колдунами, с другой. Они оценили его, признали в нем человека своего уровня, стали выслушивать его. И началось состязание Моше с египетскими магами: превращение воды в кровь, нашествие лягушек… Третья казнь — вши — положила конец этим соревнованиям. Тора говорит нам, что колдуны не могли сделать то же самое, и поэтому они заявили фараону: «Перст Б-жий это!» (Шмойс, 8: 15).

Моше вынудил их прийти к такому выводу, потому, что он говорил с ними на их языке, символическом языке чудес, без этого они даже не заметили бы его. В этом секрет успеха Моше. А самые могущественные из колдунов Египта в конце концов присоединились к народу Израиля и были частью эрев рав (иноплеменников, вышедших вместе с евреями из Египта), как говорит Раши (комментарий на Шмойс, 32: 4): «Пришли ведуны из среды эрев рав и колдовством произвели золотого тельца».

В своем поколении Рамбам (кстати, здесь уместно будет упомянуть о том, что на следующую неделю выпадает 20 тейвеса — его йорцайт) также поставил перед собой цель способствовать распространению веры в единого Б-га среди нееврейского населения мира. В своей книге «Мишне-Тора» («Законы царей», гл. 9–10) он пишет, что каждый еврей должен оказывать влияние на неевреев, чтобы те исполняли семь заповедей Нояха.

Всевышний дал человечеству через Адама и Нояха следующие семь законов:

1. Запрет идолопоклонства — признание единственного Б-га.

2. Запрет богохульства — почитание Б-га.

3. Запрет убийства — уважение к жизни.

4. Запрет прелюбодеяния — уважение к семье.

5. Запрет воровства — уважение к имуществу ближнего.

6. Запрет употребления в пищу плоти, отрезанной от живого животного, — уважение к живым существам.

7. Обязанность создать справедливую судебную систему.

Рамбам считал, что все народы мира обязаны принять эти законы и исполнять их, поскольку Всевышний включил их в Тору и еще раз повторил — для евреев и всех народов Земли — во время ее дарования на горе Синай. По мнению Рамбама, всякий соблюдающий эти семь заповедей нееврей имеет удел в грядущем мире («Мишне-Тора», «Законы царей», 8: 11). Однако как побудить представителей других народов слушать то, что говорит какой-то еврейский раввин с седой бородой?

Во времена Рамбама начался расцвет науки в целом и медицины в частности. Весь мир восхищался учеными и научными открытиями, которые они совершили. Рабби Моше понимал, что если он хочет привлечь цивилизованный мир к вере в единого Б-га, то нужно говорить со своими современниками на понятном им языке, языке науки. Рамбам занялся изучением разных наук, отдавая при этом предпочтение философии и медицине. Ведь он знал, что только обладая обширными научными знаниями, сможет говорить на равных с учеными и стать авторитетом для других людей.

Рамбам умел не только хорошо формулировать и объяснять ѓалохические законы и установления, но и показывать личный пример исполнения того, о чем он говорил и писал. В письме своему переводчику Шмуэлю бен Йеѓуде Ибн-Тиббону он рассказывал о том, как проходит его обычный день. Рано утром он ехал во дворец египетского султана (личным и семейным врачом которого он был) в Каир, который находился на довольно большом удалении от его дома. Когда он возвращался домой во второй половине дня, его приемная была заполнена народом — «евреями и неевреями, знатью и простолюдинами, друзьями и недругами», ожидавшими его возвращения. Рамбам обследовал всех своих пациентов, беседовал с ними, прописывал лечение и лекарства. Он делал это не ради заработка — ведь бедных пациентов он лечил бесплатно. Он хотел показать живой пример того, как оказывать влияние на неевреев.

Вот почему именно эти два лидера еврейского народа получили всемирную известность и признание. В мире не существует лечебных учреждений имени рабби Акивы, но есть медицинские центры имени Рамбама. А имя Моше, вероятно, известно каждому цивилизованному человеку во всем в мире. Почему? Потому что они сделали влияние на неевреев, распространение среди них веры в единого Б-га одной из важных целей своей жизни (кстати, интересно, что Рамбам поэтому почти все свои книги написал на арабском языке).

В нашем поколении подобное поведение мы находим у Любавичского Ребе, который говорит: «Самая хитроумная социально-экономическая система, созданная самыми блестящими умами, обречена на провал. Подкупленные умы готовы оправдать все. Предлагаемые законы всегда относительны и изменяемы… Чтобы добиться гармонии человеческого существования, нам следует внять голосу, услышанному Нояхом после потопа. Принять за основу абсолютные ценности, установленные Творцом мира, которыми нельзя играть в угоду комфорту. Эти ценности — вне субъективного человеческого разума». Следуя примеру Рамбама, Ребе изучал технические науки в университетах Берлина и Парижа, а еще — призывал распространять веру в Творца среди всех людей на Земле, не только евреев. Он знал, что единственный способ сделать это — говорить с ними на их языке, языке науки. Любавичский Ребе всемерно способствовал распространению семи заповедей Нояха. Под его влиянием президенты США призывали всех жителей своей страны изучать и исполнять эти правила… Любавичский Ребе — в том числе и по этой причине — стал самым известным раввином в мире.

Мы с вами, дорогой читатель, сегодня, продолжая дело Ребе, должны пытаться распространять веру в единого Б-га и семь заповедей Нояха среди всех своих знакомых — как евреев, так и неевреев. Ведь для того, чтобы приблизить приход Мошиаха, недостаточно привлекать евреев к изучению Торы и исполнению заповедей. Необходимо способствовать тому, чтобы и неевреи следовали правилам, установленным для них Всевышним.

Комментарии: Заповеди, обязательные для всех
Нет добавленных комментариев