Один из учеников Алтер Ребе Пинхас Ройзес, сын гаона рабби Ѓейниха Шика из Шклова (в те времена евреи Российской империи только начали обзаводиться фамилиями, и нередки были случаи, когда отцу и сыну доставались разные), имел обыкновение посещать своего учителя четыре раза в году — в элуле, тишрее, нисоне и сивоне. Случилось однажды, что в тишрее он заболел и не смог поехать. В Шмини-Ацерес рабби Пинхас сидел всукке за трапезой. Неожиданно он вздрогнул, встал и воскликнул: «О, Ребе!» Потом он повернулся к присутствующим и пояснил: «Ребе сейчас вспоминает меня!»
Вернувшись после праздника домой, хасиды из Шклова, которые были в то время у Алтер Ребе, сразу же отправились к рабби Пинхасу. Они рассказали, что посреди трапезы Шмини-Ацерес Ребе сказал гостям: «Пинхасу Ройзесу необходимо сейчас излечение. То, что я не могу дать, я не даю ему, но исцеление тела я даю ему…» В ответ они услышали, что в тот самый час, когда Алтер Ребе вспомнил о рабби Пинхасе, тот воскликнул: «О, Ребе!» Пораженные этим совпадением хасиды стали спрашивать: «Как вы узнали об этом? Считаете ли вы себя особенным человеком, который обладает способностью чувствовать такие вещи?»
Рабби Пинхас ответил: «Я тут не при чем! Когда я первый раз пришел на йехидус (аудиенцию) к Ребе, я передал ему свой нефеш, когда я был у него во второй раз, я передал ему свой руах, а когда я был в третий раз, я передал ему свою нешому (нефеш, руах и нешома — три уровня человеческой души). Так как моя душа целиком передана и посвящена Ребе, то не я, а он — тот, кто знает, и не я, а он — тот, кто чувствует».
В нашей сегодняшней недельной главе «Ваигаш» мы читаем о драматической встрече Йосефа со своими братьями. После того, как Йосеф вытряхивает из них душу своими угрозами взять Биньямина в рабство, когда их нервы уже были натянуты до предела, он неожиданно открывается им: «Я Йосеф!» и тут же спрашивает: «Мой отец еще жив?»
Многие комментаторы задумываются над тем, в чем, собственно говоря, состоит смысл этого вопроса. В конце концов, когда они пришли в Египет с Биньямином, при первой же встрече первыми словами Йосефа братьям были: «Здоров ли отец ваш старец, о котором вы говорили? Жив ли еще он?» И они ответили: «Отец наш еще жив» (Брейшис, 43: 27).
Так почему он задает тот же вопрос снова? Ведь и в нашей сегодняшней недельной главе главным аргументом длинной речи Йеѓуды, в которой тот хотел убедить властителя Египта не забирать его брата Биньямина в рабство, был тот факт, что если Йеѓуда вернется к отцу, «то как только увидит тот, что нет отрока, то умрет» (Брейшис, 44: 31). То есть совершенно ясно, что Яаков жив. Почему же Йосеф спрашивает: «Мой отец еще жив?»
Перед тем, как ответить на этот вопрос, расскажу вам одну историю.Предыдущий Любавичский Ребе рабби Йосеф-Ицхок Шнеерсон был большим любителем и коллекционером книг. Он покупал дорогие старинные еврейские книги, и собрал совершенно бесценную библиотеку в «Севен севенти» — нью-йоркской штаб-квартире Хабада. После его смерти библиотека осталась на том же месте, что и раньше. Время от времени ее богатства использовались для различного рода исследований. Так продолжалось в течение тридцати пяти лет.
Однажды сотрудник библиотеки заметил, что оттуда начали исчезать книги. После того, как были установлены скрытые камеры, обнаружилось, что вором оказался внук предыдущего Ребе, отошедший от Хабада сразу же после смерти своего деда. Он украл книги и продал их любителям антиквариата.
Любавичский Ребе коснулся этой темы в своей беседе 15 тамуза 5745 (1985) года, сказав, что предыдущий Ребе «жив». Верно, что его тело «немного устало» и поэтому было погребено, но сам Ребе жив. Разделение наследства относится к случаю, когда человек умер, но «Ребе все еще жив». Объясняя смысл сказанного, Любавичский Ребе привел цитату из книги «Тания»: «Праведники не живут плотской жизнью, они живут духовной жизнью, которая заключается в вере, трепете и любви».
Люди приходят к Ребе, что привлекает их? Что особенного есть в нем? Чем он отличается от любого другого верующего еврея? Это руах — духовность: радость, которую он дает людям, его любовь к каждому человеку и особенно образ жизни. Любавичский Ребе учит людей, как жить внутренней, более естественной жизнью, и он посвящает этому всю свою жизнь. Это и означает, что главное в жизни праведника — это его духовность.
Так что все время, пока труды и влияние праведника вдохновляют людей следовать по его стопам, и они продолжают изучать его учение, «Ребе еще жив», и все продолжается как при его жизни, в частности — не делят наследство и не продают книги.
Ребе продолжает жить в сердцах его последователей, и пока есть ученики, которые идут проложенным Ребе путем, жив и он сам, как было сказано про нашего праотца Яакова: «Пока его потомство живо, и он жив».
В недельной главе «Вайейшев» мы находим наглядное подтверждение этой теории. Мы узнаем историю Йосефа-праведника, который стал главным управителем в доме Потифара. Тогда жена Потифара начала домогаться Йосефа, постоянно соблазняя его. И случилось в один из дней, что никого из домашних в доме не было (они пошли на праздник в молельный дом идолопоклонства). Жена Потифара схватила Йосефа за одежду, так как хотела вынудить его лечь с ней, и это ей почти удалось. Но он вдруг «оставил одежду свою в руке ее, побежал и выбежал вон» (Брейшис, 39: 12). Что же случилось? Что дало ему силы преодолеть соблазн и помогло контролировать себя? Раши говорит: «Пред ним предстал образ его отца, и это удержало его от греха». Образ (руах) Яакова и придал Йосефу силы, чтобы опомниться и убежать.
Таков Йосеф — сын, в сердце которого живет образ его отца, с такой силой воздействия, как если бы живой отец стоял перед ним на самом деле. В данном случае, Яаков, действительно, был еще жив физически. Но подобное также может произойти, когда праведника больше нет с нами. В святой книге «Зоѓар» говорится, что душа праведника, расставшись с телом, остается связанной со всеми мирами еще в большей степени, чем при его жизни. Это касается даже физического мира, в котором живут и действуют люди, ибо свет, излитый Всевышним для этого человека, благодаря его добрым делам, — словно семя, брошенное в «поле, которое благословил Всевышний». Оно дает «урожай второй генерации», представляющий собой постоянно растущее число добрых дел учеников праведника. До тех пор, пока Любавичский Ребе может влиять на человека, чтобы тот изменил свою жизнь, и давать ему силы для преодоления всех препятствий, точно так же, как при своей реальной жизни, — «Ребе жив».
Недавно одна из израильских газет напечатала список десяти наиболее влиятельных раввинов. Одним из них стал Любавичский Ребе. Газета писала, что хотя Ребе умер 16 лет назад, его руах по-прежнему является движущей жизненной силой многих тысяч хасидов, которые продолжают его путь. Поэтому Ребе влияет на жизнь народа Израиля намного больше, чем некоторые люди, живущие сегодня.
Теперь нам легко понять смысл вопроса, который Йосеф несколько раз задает своим братьям: «Мой отец еще жив?» Йосеф очень хорошо знал, что Яаков был жив физически. Он спрашивал своих братьев: жив ли еще отец в их душе, сердце, мыслях, чувствах и поступках? Стремятся ли они идти по пути, указанному отцом, продолжать его традиции?
Именно поэтому в среде народа Израиля так много внимания уделяется детям. Для еврейских родителей их чада — это наиболее важный и самый дорогой проект в жизни. Почему же родители готовы сделать все для своих детей, даже иногда балансируя на грани с безумием? Потому что когда дети продолжают еврейские традиции своих родителей, духовная жизнь родителей продолжается — посредством их детей — вечно.
И это касается не только человека, у которого есть биологические дети, но и каждого, кто своим влиянием способствует тому, чтобы другие жили еврейской духовной жизнью. Ведь эти люди становятся его духовными детьми. Если они будут продолжать идти по его пути, то он всегда будет жить с ними и через них.
Мы говорили о том, как влияет душа праведника на духовную сторону нашей жизни. Что же касается материальной ее стороны, то в святой книге «Зоѓар» прямо сказано: праведники защищают этот мир от бедствий и после смерти — еще в большей степени, чем при жизни. Если бы не их молитвы, наш мир не просуществовал бы и мгновения. И чем ближе был человек к вместилищу Шхины — душе праведника — при его жизни, тем большего благословения Творца он удостоится.