Printed fromchabad.odessa.ua
ב"ה

Разогреться в еврейской парной

Четверг, 14. Октябрь, 2010 - 2:16

Кто из нас не любит хасидских майс?! В них нас привлекает все: и полюбившиеся типажи, и образность языка, и юмор, и простота, с которой в них объясняются сложные понятия учения хасидизма. Я очень люблю читать и слушать эти истории, и часто с удовольствием спешу поделиться ими с вами, дорогие читатели! Вот одна из них.

…Это было в эпоху цилиндров и эпиграмм, когда телеги еще застревали в грязи, а воздушные шары уже летали. В польском городе Люблин жил человек, который каждую пятницу накупал мочалок и бесплатно раздавал их евреям, мывшимся перед Субботой в бане. Один раввин его за это похвалил, а другой, узнав об этом, поднял брови.

Хвалил его глава хасидов, рабби Яаков-Ицхок, по прозвишу Хозе(«Провидец»). Он сказал:

— Я поражаюсь доброте этого человека и тому, с какой щедростью он занимается благотворительностью. Поверьте, это очень-очень важная мицва

Узнал об этом раввин Люблина рабби Азриэль, по прозвищу «Железная голова» (так его называли за большие познания в Ѓалохе и некоторые другие черты характера). Он покачал головой:

— Ваш Провидец видит далеко, но забыл, как однажды царь Давид зашел в баню и загрустил, потому что не мог выполнить там ни одной заповеди. Если раздавать мочалки — мицва, то почему же наш царь упустил такую блестящую возможность?

Еврейский телеграф работает быстрее электрического. Через десять минут слова раввина добежали до главы хасидов. Провидец улыбнулся:

— Царь Давид не мог раздавать мочалки в бане. Почтенный рав, наверное, забыл, что Ѓалоха запрещает подданным видеть царя без одежды…

Почти в самом начале нашей сегодняшней недельной главы «Лех-лехо» мы читаем непонятную на первый взгляд фразу: «…души, что обрели в Харане» (Брейшис, 12: 5). Комментарий Раши к этой части стиха несколько проясняет картину: речь идет о людях, которых Авраѓам «ввел под сень Шхины. Авраѓам обращал в истинную веру мужчин, а Сара обращала женщин». Таким образом, Тора сообщает, что наш праотец Авраѓам не замкнулся сам в своей вере во Всевышнего, а горячо и искренне начал распространять эту веру среди окружающих его людей и премного преуспел в этом: «И присоединились к нему многие и многие тысячи…» (Рамбам, «Законы идолопоклонства», 1: 3).

С другой стороны, на прошлой неделе многих, думаю, удивил тот факт, что Нояху не удалось привлечь к себе людей. Тора рассказывает нам, что он строил ковчег на протяжении 120 лет, чтобы люди устрашились грядущего потопа, но ему не удалось никого склонить к раскаянию. Всевышний наказал Нояху построить огромный ковчег длиной 300 локтей (157 м), шириной 50 (26 м) и высотой 30 (15 м). Ковчег должен был иметь три яруса, чтобы, по словам Раши, использовать «верхний для людей, средний для скота, а нижний для отходов». Следовательно, по замыслу Всевышнего, на ковчеге целый ярус предназначался для людей. Судя по площади, там могло разместиться огромное количество представителей рода человеческого. В действительности же на ковчег взошел только Ноях и его семья. На протяжении 120 лет Нояху не удалось направить на путь раскаяния ни одного человека! В чем причина такой неудачи праведника?!

Прежде, чем разобраться в этом вопросе, хочу рассказать вам одну более близкую к нам по времени историю. В 1940 году рав Шолом-Бер Гордон был назначен раввином синагоги в городе Ньюарк, штат Нью-Джерси. Через некоторое время после своего назначения он пришел на аудиенцию к предыдущему Любавичскому Ребе и пожаловался, что его прихожане не очень-то и жалуют проповеди, которые он произносит, так как не хотят слушать нравоучения.

В ответ Ребе спросил: «Вы были когда-нибудь в бане? — а затем подробно описал весь процесс мытья в бане: — Люди приходят туда помыться и попариться. В бане есть специальная комната — парная, в которой печи создают очень высокую температуру. В парной оборудовано в виде ступеней несколько полок. На первой из них человек согревается. Привыкнув к температуре на нижней полке, можно рискнуть подняться на вторую ступеньку, где еще жарче. А на третьей полке жар становится еще сильнее. Там вас ожидает банщик, в чьи обязанности входит хлестать моющегося по спине специальным веничком. И это «битие» доставляет человеку чрезвычайное наслаждение. Люди даже готовы платить немалые деньги за то, чтобы их умело отстегали березовым веником».

Затем Ребе сказал: «А теперь представьте себе, что банщик встречал бы приходящих помыться сразу на входе и еще до того, как те успевали согреться, начинал бы хлестать их веником. Вряд ли он получил бы за это деньги, и даже более того, на него могли бы обидеться, рассердиться или даже подать в суд за такое отношение. А в чем, собственно говоря, разница? Почему только распарившись на верхней полке человеку приятно ощущать эти удары, и он готов за это платить?.. Так и в иудаизме: если вы встречаете человека, который еще не «согрелся», и начинаете его «хлестать» моральными истинами, то вряд ли он правильно воспримет ваши слова. Человека надо подготовить к этому, помочь ему подняться с одной ступени на другую, разогреть его. И вот когда он уже будет разгорячен и распарен, тогда его можно хлестать — он не только не рассердится на вас, но даже будет благодарить».

Теперь нам становится понятнее разница между Нояхом и нашим праотцем Авраѓамом. Ноях сразу же начал давать людям наставления, пугать всех тем, что приближается потоп и все грешники погибнут. Понятно, что никто не хотел его слушать, а некоторые даже сердились. Авраѓам, наоборот, сначала приблизил к себе людей, пригласил их, как рассказывает мидраш, разделить с ним трапезу, выпить немного за здоровье всех присутствующих, может быть даже — сыграл им хасидскую мелодию… Он разогрел людей, поднял их с одной ступени на другую, и когда они были уже готовы принять, преподавал им моральные нормы. И люди не только не рассердились на него, а напротив, стали его ярыми приверженцами.

Из всего сказанного выше мы можем извлечь урок для себя. Довольно часто люди набрасываются на других с упреками: «Как ты мог не прийти в синагогу в Субботу! Я не могу поверить, что ты не сделал этого!» Таким же образом некоторые родители ведут себя со своими детьми. Нередко я слышу жалобы о том, что сын или дочь совершенно не слушают то, что им говорят родители. Мне задают вопрос: «Что делать?» Ответ очень прост. Конечно, просто так никто не будет слушать ваши нравоучения, никто не хочет получать удары по холодной спине. Человек нуждается в тепле. Согрейте его, распарьте, размягчите, сблизьтесь с ним, поднимите его! И тогда все ваши слова будут восприняты, а может быть даже — и оплачены…

Комментарии: Разогреться в еврейской парной
Нет добавленных комментариев