Printed fromchabad.odessa.ua
ב"ה

Всевышний не покидает нас…

Четверг, 11. Февраль, 2010 - 4:58

В одной известной притче рассказывается о человеке, которому как-то ночью приснился сон. Во сне он гулял по берегу моря с Б-гом, и перед его глазами проходили все события его жизни. Человек заметил, что рядом с каждым событием на песке остались две пары следов. Одна из них была отпечатками его собственных ног, а вторая пара принадлежала Б-гу. Присмотревшись, человек с удивлением обнаружил, что рядом с самыми тяжелыми событиями его жизни одна пара следов исчезает и на песке остается только два отпечатка. Это его очень обеспокоило, он обратился к Творцу и спросил: «Г-споди! Разве Ты не сказал мне, когда я решил идти Твоими путями, что Ты всегда будешь со мною? Почему же во время самых больших несчастий в моей жизни я заметил на песке только одну пару следов?! Почему именно тогда, когда Ты был мне особенно нужен, Тебя не оказалось рядом?» Б-г ответил ему: «Мой дорогой сын, Я люблю тебя и никогда тебя не покидал! Во времена суровых испытаний и тяжелых страданий, когда ты видишь на песке только одну пару следов, знай — это были Мои следы. В трудные времена твоей жизни Я просто носил тебя на руках!..»

Наша сегодняшняя недельная глава «Мишпотим» начинается с немного странной темы. Тора рассказывает нам о еврейском рабе. Этот человек украл деньги, был пойман, привлечен к суду и осужден. По закону, он должен вернуть украденное. Если у него нет денег, Тора говорит, что такого человека следует продать в рабство (в действительности это означает, что для него подыскивают «приемную семью», на которую он будет работать и где его научат быть созидателем, а не расхитителем, а деньги от его продажи идут на возвращение украденного).

На первый взгляд это совершенно непонятно. Неужели заповедь, которую Б-г дает сынам Израиля сразу после дарования Торы, должна быть именно о воре?! Почему бы не начать главу «Мишпотим» с более возвышенных повелений, упомянутых позже, таких как милосердное отношение к сиротам и вдовам, ссуда денег для бедных, любовь к геру и т. д.? Ведь существует столько положительных заповедей, намного более практичных и часто применяющихся — зачем же надо было начать с такого неприятного субъекта, как вор-еврей?! Да и вообще — сразу после дарования Торы евреям не было необходимости воровать. Все они были богаты, и никому не нужно было воровать, чтобы добыть себе хлеб насущный. И даже если человек просто страдал клептоманией, то у него было чем заплатить… А если все это так, то почему надо было начать именно с вора?

Этому можно дать несколько объяснений.

 Одно из правил, которым Всевышний хочет нас научить сразу после дарования Торы, состоит в том, что человек остается человеком даже в самом неприглядном положении — например, когда его продают в рабство за кражу. Такому человеку тоже необходимо, чтобы его права были соблюдены. Он заслуживает человечного отношения, и мы должны защищать его человеческое достоинство. Даже к такому человеку не следует проявлять пренебрежение, его нельзя оскорблять, к нему надо относиться с жалостью и милосердием. Может быть, наша недельная глава начинается именно с еврейского вора, чтобы научить всех нас великому правилу Торы: мы должны уважать каждого человека, потому что он человек?!

Но есть в сегодняшней недельной главе нечто более глубокое. Тора указывает на то, как должен быть наказан вор, пойманный на краже: он возвращает все, что украл, а вдобавок к этому платит штраф. Вместе с тем, грабителя, который вошел в банк, ограбил кассира и был пойман, Тора требует наказать следующим образом: он должен вернуть все украденные деньги, но штраф на него не накладывается. Спрашивается, чем вор, которого наказывают двойным платежом, хуже грабителя? Талмуд в трактате «Бава кама» объясняет, что грабитель — это человек, который совершает кражу открыто, средь бела дня. В его поведении есть некоторая доля истины: все видят, кто он и что делает, а значит, он готов нести ответственность за свои действия. В отличие от грабителя, вор не готов признаться, что совершает преступление. Напротив, он делает все, чтобы казаться честным и приятным человеком, но на самом деле вор как бы вонзает вам нож в спину. Под покровом темноты, ночью, тайно, так, чтобы никто не видел, вор вершит свои грязные дела… От грабителя можно защититься, по крайней мере, вы знаете, с кем имеете дело. С другой стороны, вором может быть один из тех, кого вы считаете своим лучшим другом. Так как вор еще и обманывает людей, то это ему засчитывается как более тяжкое преступление, и за это он должен заплатить штраф.

Любавичский Ребе объясняет, что не только вор, но и каждый из нас, совершая нечто, не соответствующее принципам морали и поведения в обществе, семье или окружении, в первую очередь смотрит по сторонам, чтобы убедиться, что его никто не видит. Например, никто и никогда не будет клеветать на своего друга в его присутствии. Человек, который в глаза говорит только похвалы и комплименты, а за спиной распускает сплетни, на самом деле является вором — потому что делает свое дело тайно и не готов отвечать за свои поступки (другой пример: человек, который любит рассказывать анекдоты о теще, никогда не будет делать это в ее присутствии, в противном случае ему не поздоровится).

В трактате «Брохойс» Талмуд рассказывает о рабби Йоханане бен Закае, который прожил сто двадцать лет. Когда он был уже при смерти, пришли к нему его ученики и попросили: «Учитель, благословите нас!» Он сказал им: «Пусть страх перед Небесами будет в вас настолько же силен, как и страх перед другими людьми!» Ученики очень обиделись. Как он может говорить им такое перед смертью? Только малому ребенку можно сказать, чтобы он боялся Всевышнего так же, как боится своего учителя! А ученикам рабби Йоханана бен Закая?.. Ответил им учитель: «Когда человек совершает преступление, он говорит: «Пусть ни один человек меня не увидит!» Когда вокруг нас люди, мы поступаем правильно, нам стыдно делать многие вещи, которые мы делаем, когда нас никто не видит…»

На самом деле рабби Йоханан дал ученикам очень важное благословение, подарок, больше которого трудно найти. Мы «крутимся» в жизни и всегда беспокоимся о чем-нибудь: о своем бизнесе, о доме, о детях, о родителях, о здоровье. Евреи все время беспокоятся. Когда человек чувствует, что Б-г рядом, он не очень беспокоится. Все верят, что Всевышний оберегает нас всех, но лишь немногие люди воистину ощущают, что Он с нами, ходит рядом, держит нас за руку, и нам нечего бояться. Так бывает, когда человек приходит на важную деловую встречу, очень нервничает, и вдруг видит там своего давнего знакомого. Он сразу успокаивается, чувствует себя более комфортно, напряжение спадает, человек начинает улыбаться. Так ребенок ни о чем не волнуется, когда рядом с ним его отец, ибо он знает, что есть, кому его защитить. Рабби Йоханан хотел, чтобы его ученики испытали именно это чувство. Он хотел, чтобы они почувствовали, что присутствие Б-га в их жизни настолько же реально ощутимо, как и наличие какого-то другого человека в комнате. Когда человек живет с таким чувством, качество его жизни полностью меняется. Если мы почувствуем, поймем и поверим, что Всевышний не покидает нас в любом положении, и нам станет ясно, что в самые трудные минуты Он даже берет нас на руки, то все в нашей жизни приобретает другой смысл.

Комментарии: Всевышний не покидает нас…
Нет добавленных комментариев