Есть один известный еврейский анекдот про адвоката, который очень спешил на деловую встречу в столице. Приехав к месту встречи, он начал искать стоянку для машины. Искал-искал, потратил много времени. Посмотрев на часы, адвокат увидел, что всего через три минуты назначенная встреча должна начаться, а он стоит прямо под зданием, где она будет проходить. Тогда он закрыл глаза, поднял голову к небу и сказал: «Г-споди, пожалуйста, сделай так, чтобы я нашел стоянку. Я обещаю, что с этого дня я начну соблюдать Субботу, кашрут и буду отделять десятину от всех денег, которые заработаю!» Открыв глаза, адвокат увидел, что какая-то машина выехала со стоянки. Он широко улыбнулся, снова закрыл глаза и сказал: «Спасибо, Г-споди, уже не надо, я сам справился!»
Если мы проанализируем историю о десяти казнях, которые Б-г навел на Египет, то невольно зададимся вопросом: какова была цель всех этих наказаний? Самый простой ответ на этот вопрос заключается в том, что это было сделано, чтобы вывести евреев из Египта. Всевышний так и сказал Моше: «Выведи народ Мой, сынов Израиля из Египта!» Но если бы вы, дорогой читатель, были на месте Б-га, как бы вы организовали этот Исход? Мне кажется, что вы бы сказали Моше: «Иди и собери старейшин Израиля и скажи им: «Г-сподь, Б-г ваших отцов, открылся мне — Б-г Авраѓама, Б-г Ицхока и Яакова, — говоря: «Помянул Я вас…» (Шмойс, 3: 16). Так велел Моше Всевышний, так могли бы начать на Его месте и мы. Но дальше вы бы сделали все «лучше» — вместе с Моше собрали бы всех евреев вместе, и, совершив одно чудо, вывели бы их из Египта. При этом никоим образом не обращаясь к фараону. Ведь можно сделать одно чудо — скажем, опустить тьму кромешную, — и никто бы вам не помешал. А вы вывели бы весь еврейский народ из Египта и уничтожили бы рабство! Зачем нужны были все эти сложности и переговоры: «А теперь — иди, и Я пошлю тебя к фараону!» (Шмойс, 3: 10). А фараон не соглашается, и начинаются долгие споры и наказания. Потребуется целый год, чтобы вывести евреев из Египта (согласно мидрашу, Б-г явился Моше в горящем кусте 15 нисона, ровно за год до того, как Он вывел народ Израиля из Египта). И так уже евреи достаточно настрадались, зачем же нужно было тратить время на споры с таким жестоким правителем?! Ведь можно было просто вывести народ Израиля из Египта в один день и покончить с этим раз и навсегда!
Некоторые комментаторы объясняют, что эти удары были призваны наказать египтян за то, что они обратили евреев в рабство, за каторжный труд, за все унижения и страдания, которые египтяне причинили сынам Израиля. Так что Всевышний хотел, чтобы фараон сказал «нет» и тем самым навлек на свой народ десять казней. Но и в этом случае Моше не было так уж необходимо говорить с фараоном. Б-г мог бы вывести евреев из Египта, в результате чего египтяне погнались за сынами Израиля до моря. И тогда Всевышний покончил бы с ними, утопив их всех сразу в Красном море, как, впрочем, это и произошло. Зачем нужно было самому руководителю еврейского народа идти к фараону и в течение долгого времени умолять его и унижаться перед ним? Можно было найти и другие способы наказать египтян.
Чтобы разобраться с этим, мы должны понять, кто был фараон, каким правителем и каким человеком он был. Для этого обратимся кЃафторе, которую мы читаем на этой неделе. Там дается определение, лучше всего объясняющее нам, кто такой «фараон». Пророк Йехезкель, говоря о царе Египта, приводит его высказывание: «Мне принадлежит река моя [Нил], и я сам сотворил себя!» (Йехезкель, 29: 3). Фараон не только видит себя в качестве коронованного правителя, но он мнит себя божеством и хочет, чтобы все египтяне служили ему. Он говорит, что самолично «создал» Нил — священную для египтян реку, символ мощи Египта. Раши, комментируя стих: «Вот он выходит к воде» (Шмойс, 7: 15), говорит: «По нужде. Ибо он выдавал себя за божество и говорил, что у него нет естественных потребностей. Он поднимался рано утром и выходил к Нилу опорожниться, когда его никто не видел». Так что когда Моше, посланный Всевышним, пришел к фараону первый раз и передал повеление Всевышнего: «Так сказал Б-г, Всесильный Израиля: «Отпусти народ Мой!», фараон ответил: «Кто такой Б-г, чтобы я послушался Его и отпустил Израиль? Не знаю я Б-га!» (Шмойс, 5: 1, 2). Своим ответом фараон словно хочет сказать: «Б-га нет, и я создал себя сам! Я самый мудрый, и никто в мире не может указывать мне, что делать!»
Теперь мы понимаем, чем в действительности были вызваны десять казней египетских! Они предназначались не только для того, чтобы вывести евреев из Египта, и не только для наказания египтян. Они должны были заставить фараона признать, что Б-г существует и что Он, а не фараон, является владыкой мира. Так Б-г и говорит: «И не послушает вас фараон, и Я обращу Мою руку… проявлю всю Свою мощь, и узнают египтяне, что Я — Г-сподь» (Шмойс, 7: 4, 5). Рассказывая о том, как вода превратилась в кровь, Тора снова приводит слова Всевышнего: «Из этого узнаешь, что Я — Г-сподь!» (Шмойс, 7: 17). О наказании скопищем диких животных сказано: «Чтобы ты знал, что Я Г-сподь среди земли!» Раши добавляет: «ХотяШхина [Б-жественное присутствие] в небесах, установление Мое исполняется и в нижнем мире, на земле» (Шмойс, 8: 18). И говоря о наказании мором, Тора повторяет: «Чтобы ты знал, что нет подобного Мне на всей земле» (Шмойс, 9: 14).
Так продолжается до тех пор, пока фараон не соглашается по своей воле отпустить сынов Израиля: «И насильно изгонит вас из страны своей» (Шмойс, 6: 1). Фараон осознал страх перед Б-гом Израиля, прислушался к Его голосу и отпустил еврейский народ из своей страны. Более того, что самое главное, фараон сам помог сынам Израиля выйти из Египта. Как говорит ему Моше в главе «Бой»: «Ты сам тоже дашь нам в руки жертвы и всесожжения, чтобы мы принесли их Г-споду, Б-гу нашему» (Шмойс, 12: 25). Так все и произошло. Фараон сказал Моше: «Поднимитесь, выйдите из среды моего народа… И мелкий, и крупный ваш скот берите, как вы говорили». Раши спрашивает: «А что означает «как вы говорили»? Говорили: «Также и ты дашь нам жертвы и всесожжения».
Итак, с каждым новым наказанием фараон все больше и больше признает существование Всевышнего. Б-г шаг за шагом проявляет Свою силу и мощь. Вначале все, что делал Моше, сумели повторить фараон и его колдуны — например, превратить посох в змея. Во время второй казни Всевышний показал более высокий уровень сверхъестественного. Моше говорит фараону: «Скажи сам, когда ты захочешь, чтобы я остановил нашествие жаб!» Тем самым Моше хотел доказать фараону, что это наказание исходит от Б-га, так как оно может быть начато и закончено в установленное время. Раши добавляет: «И посмотришь, исполню ли я обещанное мною к сроку, который ты назначишь». Затем наступает очередь вшей, и фараон видит, что это наказание его колдуны повторить не могут, говоря ему: «Это — перст Б-жий!» То есть, они сами пришли к заключению, что это не магия, а нечто, что исходит от Б-га! Однако фараон все же не слушает их. Посылая следующее наказание, Б-г говорит: «И положу Я различие между Моим народом и между твоим народом» (Шмойс, 8: 17). Во время этой казни еще больше видно проявление воли Всевышнего: ведь евреи не пострадали, кара постигла только египтян. После следующего наказания — мора — фараон начинает прозревать и посылает проверить, действительно ли оно не затронуло евреев. Он получает ответ: «Не пало из скота Израиля ни одно животное» (Шмойс, 9: 7). Вот что на самом деле интересовало его, потому что он хотел знать, исходит ли это от Б-га, или это просто природная катастрофа, которая постигла всех в Египте. После кары язвами уже написано: «И не могли колдуны устоять пред Моше». Египетские колдуны полностью признали силу Всевышнего, проявляющуюся через Моше. А после следующего наказания мы уже видим начало покаяния народа Египта: «Всякий боявшийся слова Г-спода…» (Шмойс, 9: 20). Сила Б-жья начинает вызывать трепет у египтян, и они предпочитают повиноваться воле Всевышнего. После этой кары даже сам фараон признал: «Г-сподь праведен, я же и мой народ виновны!» (Шмойс, 9: 27).
Задача довести до сознания фараона, что Б-г существует, особенно проявляется уже во время второй кары — нашествия жаб. Десять казней постигли египтян, пока они не были вынуждены отпустить сынов Израиля. Однако мидраш особенно выделяет жаб — вторую кару: «Б-г сказал пророкам: «Как вы думаете, если вы не идете исполнять Мою посланническую миссию, то у Меня нет других посланников? Я сделаю Своим посланником… даже жабу. Вы должны знать, что если бы не жаба, то как было отомстить египтянам?!» Непонятно. Ведь кара жабами была только второй из десяти казней египетских, а затем последовало еще восемь жестоких наказаний. В таком случае, разве можно сказать, что если бы не жабы, то Всевышний не смог бы отомстить египтянам?! И вообще, что означает, что без определенных существ Б-г не может чего-то сделать?! «Ужели для Г-спода недоступное есть?!» (Брейшис, 18: 14).
В мидраше приведенный выше отрывок следует за исследованием практической пользы, которую приносят различные существа, кажущиеся нам ненужными: «Даже создания, которые кажутся бесполезными в этом мире, такие как мухи, блохи и комары, — они были при сотворении мира». Затем говорится, что Б-г использует в качестве Своих посланников и еще более вредоносные существа, такие как змеи, скорпионы, осы.
Уникальность жабы в том, что, на первый взгляд, она не приносит никакой пользы. С другой стороны, она никому ничем и не вредит и в целом представляется существом настолько простым, что не имеет ничего, что может свидетельствовать о Создателе. В этом и кроется необычность ситуации, когда с помощью такого обычного создания, как жаба, Всевышний наказывает египтян.
Отрицание Б-га у народов мира имеет несколько уровней. Некоторые язычники отрицают единое Б-жественное начало, охватывающее все творение, и приписывают свои достижения благословению различных идолов. Тем не менее, они признают существование Б-га, называя его «Б-г богов». Таким образом, даже их бунт против Г-спода не является абсолютным, как у Билама, который признается: «Не смогу преступить слова Г-спода, Б-га моего!» (Бамидбор, 22: 18). Однако фараон выступил против Б-га и возмущался: «Кто Он такой, чтобы я слушал Его голос?!» Кроме того, он также заявил: «Мне принадлежит река моя, и я сам сотворил себя!», что символизирует отрицание власти Всевышнего во всем мире.
Фараон чувствовал себя суверенным властителем мироздания, но Всевышний развеял это заблуждение именно с помощью жаб. Это простое существо, выполняя повеление Всевышнего, расползлось по Египту и проникло в каждую дыру и в каждый угол, как сказано: «И воскишит вся река жабами, и поднимутся они, и войдут в твой дом и в твой спальный покой, и на твою постель, и в дом твоих слуг, и в дома твоего народа, и в твои печи, и в твои квашни. И в тебя, и в твой народ» (Шмойс, 7: 28). Так Всевышний доказал, что все создания подвластны только Ему.
…Иногда в душе каждого из нас пробуждается такой маленький «фараончик», говорящий: «Всем, чего я добился в жизни, я обязан самому себе — я так тяжело работал для этого! Ясно, что Всевышний помогает нам, но мы также знаем поговорку: «На Б-га надейся, да сам не плошай!» Вот я и не плошал…» Напоминает слова фараона: «Мне принадлежит река моя, и я сам сотворил себя!», не так ли?.. Конечно, есть в этом определенная доля правды. Человек действительно должен усердно и упорно работать, а не ждать чуда («манны небесной»). Вместе с тем, мы должны знать и все время помнить, что успех приходит к нам от Б-га и только от Него.
В последнее время экономическая ситуация в мире, к сожалению, настолько осложнилась и ухудшилась, что в этом можно увидеть и неожиданный плюс — мир вдруг сам начал помогать нам в нашей работе по служению Всевышнему. Потому что все время, пока человек думает, что он творец всего, он находится еще в «Египте» — в изгнании, заключенный в самом себе. А сегодня мы получаем возможность покинуть Египет, потому что сам мир сейчас кричит, что Б-г существует! Нет необходимости изучать Тору, чтобы это понять, даже не надо идти в синагогу, чтобы увидеть Всевышнего. Экономические трудности заставили нас понять и усвоить, что Всевышний существует, и только Он управляет миром. Сегодня у каждого есть реальная возможность «приблизиться к горе Синай», установить связь с Б-гом — причем гораздо более крепкую, чем была раньше…
Но мы ведь с вами умные люди! Мы не должны ждать, что несчастье, не дай Б-г, заставит нас признать, что Б-г есть! Мы не хотим очутиться в таком положении, когда «фараончик», который в нас сидит, будет наказан и начнет кричать: «Г-сподь праведен, я же и мой народ виновны!» Нам стоит уже сейчас понять и всей душой признать, что все от Б-га, благодарить Его за все, что Он нам дает, и использовать все это для благих целей!