Printed fromchabad.odessa.ua
ב"ה

Вино и вода на жертвеннике

Четверг, 01. Октябрь, 2009 - 8:43

Вино и вода — две живительные жидкости, играющие большую роль в жизни человека. Различия между ними общеизвестны и не требуют подробного описания. Процесс виноделия был освоен давным-давно, и с тех пор вину отведено особое место в культуре человечества. Оно выполняет разнообразные функции в ходе общественных мероприятий и еще бóльшая роль отведена ему при исполнении религиозных обрядов. Потребление вина (впрочем, как и других алкогольных напитков) в большом количестве вызывает опьянение, которое быстро проходит, но наносит ущерб здоровью. С другой стороны, считается, что умеренное употребление вина способствует профилактике болезней сердца…

Выращивание винограда всегда было неотъемлемой частью истории Эрец-Исроэль. Первый известный виноградник, как и первое состояние опьянения, Тора приписывает Нояху: «И стал Hoяx земледельцем, и насадил виноградник. И выпил он вина, и опьянел…» (Брейшис, 9: 20, 21). В период существования Иерусалимского Храма вино возливалось на жертвенник во время жертвоприношений. Вино описывается в Танахе как напиток, «несущий радость Б-гу и людям» (Шофтим, 9: 13). Сам виноград относится к одному из семи видов растений, которыми славится Земля Израиля.

Не будем говорить сейчас о самом процессе получения вина и всехсгулойс (напомним, что этим термином в иудаизме обозначается некое действие или предмет, которые влекут за собой благотворные следствия, при том, что причинно-следственные связи в происходящем неочевидны) здоровья, которые с ним связаны. Отметим лишь, что законы кашрута вина отличаются гораздо большей строгостью по сравнению с другими видами пищи. Это объясняется тем, что тот, кто дотрагивается до вина, может использовать его для идолопоклонства. Поэтому существует много устрожающих запретов, которые касаются вина, оставшегося открытым без надлежащего присмотра.

Тирош (сусло — молодое вино или сок винограда), полученный в результате отжима винограда, с самого начала считается вином и поэтому на всех этапах винного производства, включая разлив по бутылкам и запечатывание, к соприкосновению с вином допускаются только евреи, соблюдающие заповеди Торы. По этой причине винодельческим хозяйствам недостаточно держать у себя одногомашгиаха (контролера) кашрута, а необходимо брать на работу также и производственных рабочих, которые соблюдают заповеди. В большинстве случаев в производстве вина участвуют двое виноделов: один, соблюдающий заповеди и имеющий право дотрагиваться до вина, и второй, занимающийся работами, не требующими соприкосновения с вином (часть вин проходят процесс пастеризации, который ухудшает их вкусовые качества, но зато решает проблемы, связанные с прикосновением к вину во время его подачи). Дополнительные требования предъявляются к кошерности вина, произведенного из винограда, который был выращен на Земле Израиля. Это запрет на сбор и использование винограда в год шмитыи отделение трумойс и маасройс, выражающееся сегодня в выливании чуть более 1% вина.

Вино, как праздничный напиток, занимает центральное место в еврейской традиции. Его пьют для того, чтобы отметить святые дни, и во время праздничного веселья. Вино — единственный напиток, удостоившийся отдельного благословения: «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь Вселенной, сотворивший плод виноградной лозы». Если затем на стол подается другое, еще более изысканное вино, то произносят: «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь Вселенной, добрый и творящий добро».

Вино стало необходимой составляющей для совершения многих еврейских обрядов и церемоний. Наступление святого дня — Субботы — отмечается тем, что выпивают бокал вина, исполняя обряд, который называется Кидуш. На исходе Субботы тоже над бокалом вина совершают обряд Ѓавдола, который отделяет уходящий святой день от наступающей недели. В ночь Пасхального Седера принято выпивать четыре бокала вина и еще один бокал наливать для пророка Элияѓу. А в Пурим принято напиваться до такого состояния, чтобы «не отличать «проклят Аман» от «благословен Мордехай». Вино пьют и во время таких семейных праздников, как свадьба, обрезание выкуп первенца и т. д. Положительное отношение иудаизма к вину проявляется в выражении «Не поют песни, кроме как с вином». Вавилонский Талмуд расширяет его значение и утверждает, что истинное веселье происходит от вина: «Нет радости без мяса и вина».

Вместе с тем, иудаизм предупреждает, что не следует чрезмерно увлекаться употреблением алкогольных напитков: «Не будь среди упивающихся вином» (Мишлей, 23: 20), «Ничто так не приводит человека к беде, как вино» (Талмуд, трактат «Санѓедрин», 70). Общепринятые толкования утверждают, что чрезмерное пьянство Нояха и Лота (есть даже выражение «пьяный как Лот») было результатом их духовного падения и запятнало их праведность. Особые запреты накладывались на коѓенов: им было запрещено пить вино во время служения в Храме (Ваикро, 10: 9). Еще более строгий запрет накладывался на назира: ему было запрещено даже есть виноград и изюм (Бамидбор, 6: 3).

Вино — вином, но людям с древности было известно, что самое необходимое для жизни вещество на Земле — это вода. Без воды попросту нет жизни… В Торе вода упоминается, начиная с рассказа о сотворении мира. В первый день творения, еще до сотворения света, вода уже существовала, как сказано: «…и дуновение Б-жье витает над водами» (Брейшис, 1: 2). На второй день Всевышний разделил воды небесные и воды земные, а на третий день собрал «воды под небесами в одно место», отделив море от суши (Брейшис, 1: 6–10).

Все люди осознают необыкновенную важность воды и понимают, какие огромные силы таятся в этом природном явлении. Силы воды могут быть направлены на созидание, поддержание жизни и расцвет всего живого, но могут стать разрушительными и уничтожающими, когда обрушиваются на землю в виде ливней, наводнений и цунами.

Иудаизм рассматривает воду как источник благословения, дающий жизнь человеку и всему живому, когда человек ведет себя, как положено. Всевышний говорит тем, кто идет по правильному пути: «И дам Я дождь земле вашей в пору его» (Дворим, 11: 14). В то же время есть случаи, когда вода используется как орудие наказания, например, Всемирный потоп.

Осознание важности воды для жизни дополняется в еврейской традиции существованием многочисленных обычаев и обрядов, в которых вода используется для ритуального очищения. Это нетилас йодоим — омовение рук, погружение в микву (как ритуальное очищение для евреев и часть обряда гиюра, перехода в иудаизм), кошерование посуды, замачивание мяса, как часть процесса его кошерования, и, наконец, обряд ташлих в Рош ѓаШоно.

Но самым ярким праздником в истории еврейского народа, связанным с водой, является Симхас бейс ѓашоэво — «веселье черпания воды». Во времена Храма один раз в году, в праздник Суккос, к возлиянию вина добавлялся новый обряд: на рассвете вместе с ежедневной постоянной жертвой приносили немного (3 лога — около 1 литра) воды, которую черпали из источника Шилоах и возливали ее на жертвенник. Талмуд в трактате «Рош ѓаШоно» объясняет смысл возлияния воды наряду с возлиянием вина: «Почему Тора приказала лить воду на жертвенник в праздник Суккос? Сказал Всевышний: «Лейте предо Мною воду в праздник, чтобы дожди этого года стали благословенными». Почему? Потому что «в этот праздник на Небесах выносится приговор, сколько воды будет послано на землю». В Суккос Всевышний решает все вопросы, связанные с водой: сколько будет дождей, ураганов и цунами, и поэтому в этот праздник евреи совершали возлияние воды на жертвенник.

Во времена Второго Храма возлияние воды в Суккос превратилось в большое празднество, которое получило название «праздник водочерпания». Вечером все находящиеся в Иерусалиме евреи — мужчины, женщины и даже маленькие дети — приходили на Храмовый двор. Там всю ночь члены Санѓедрина, ученые и именитые люди танцевали при свете факелов, и все уста громко восхваляли Всевышнего! Перед наступлением утра веселье прерывалось, коѓены трубили в трубы и спускались к источнику Шилоах, наполняли водой золотой кувшин, вмещавший три лога, и возвращались в Храм, где совершали возлияние воды на жертвенник… Талмуд в трактате «Сукка» рассказывает: «Сказал рабби Йеѓошуа бен Ханания: «Все дни, пока мы веселились и радовались празднику водочерпания, мы не смыкали глаз». И там же говорится: «Кто не видел «празднества водочерпания» — тот не знал настоящей радости в жизни».

Кстати, с этого праздника пошел обычай, по которому в синагогах женская половина располагается вверху, а мужская внизу. Талмуд рассказывает, что на исходе первого дня праздника Суккос во внешнем дворе Храма возводилась специальная платформа: в особые гнезда в стенах Храма вставлялись металлические консоли, на которые укладывались доски. Получалась длинная галерея, окружавшая внешний двор с трех сторон: с юга, востока и севера. В начале женщины находились внутри, а мужчины снаружи. Затем постановили, чтобы женщины сидели на галерее сверху, а мужчины стояли внизу во дворе (даже в таком святом месте, как Храм, большое скопление народа приводило к излишнему воодушевлению, возникающему между парнями и девушками, что вызвало необходимость разделить их).

Мы вправе задать вопрос: что же произошло в период существования Второго Храма? Почему возлияние воды превратилось в столь великое празднество? Любавичский Ребе в своей беседе, посвященной веселью водочерпания, объясняет, что это произошло, потому чтоцдуким (саддукеи) не считали возлияние воды заповедью.

Во времена Второго Храма в иудаизме окрепло течение, которое называлось саддукеи. Они утверждали, что только Письменная Тора дана Всевышним, а законы Устной Торы придуманы людьми, поэтому выполнять ее нет никакой необходимости. Хотя большинство еврейского народа соблюдало традицию и приняло Устную Тору (их называли прушим — «фарисеи»), у саддукеев нашлось много приверженцев. В сущности, они не верили и в Письменную Тору, но избегали заявлять об этом во всеуслышание, так как понимали, что тогда их никто не поддержит. Саддукеи утверждали, что они отвергают только то, о чем в Торе ясно не написано. Во времена Второго Храма к этому течению примкнула многие представители элиты еврейского народа, богатые и влиятельные люди, обладавшие властью и силой.

Талмуд в трактате «Кидушин» рассказывает историю царя Яная, принадлежавшего к династии Хашмонаим, которые были и царями, и первосвященниками. Янай устроил пир в честь одной из своих больших побед и пригласил на него еврейских мудрецов-прушим. Царь явился на торжество, возложив на голову и царскую корону, ициц — золотой обруч первосвященника. Один из мудрецов не выдержал и сказал: «Царь Янай! Достаточно тебе царской короны, оставь корону первосвященника потомкам Аѓарона!» Возмущению царя не было предела, и он потребовал от Санѓедрина приговорить к смертной казни человека, публично упрекнувшего его. Но обидчик царя не был казнен, на него только наложили штраф. С этого момента Янай люто возненавидел мудрецов Торы.

В трактате «Сукка» рассказывается, что в Суккос, исполняя свои обязанности первосвященника, Янай во время праздничной церемонии возлияния воды вместо того, чтобы окропить жертвенник водой, вылил ее у своих ног. Возмущенный народ, собравшийся со всех уголков страны, забросал царя эсрогами. Тогда кипящий яростью Янай приказал наемным солдатам подавить восстание. В тот день на территории святого Храма было убито несколько тысяч молящихся…

Именно потому, что цдуким не признавали возлияние воды, прушимпревратили исполнение этой заповеди в большой праздник. Даже женщины, которые были обязаны приходить в Храм только один раз в семь лет, принимали тогда участие в веселии водочерпания, чтобы и женщины знали, что саддукеи не правы.

Однако в чем состояла на самом деле суть спора между прушим ицдуким? Почему возлияние воды так раздражало саддукеев? Ребе объясняет, что между вином и водой есть существенная разница. Вино имеет определенный вкус, а вода фактически безвкусна. Согласно Ѓалохе, еврей должен произносить благословение надо всем, что может доставить ему наслаждение. Это не относится к воде. Почему? Потому что человек не получает удовольствия от питья обычной воды — ведь вода не имеет вкуса! Так что благословение на воду произносит только тот, кто страдает от жажды.

Есть два способа служения Всевышнему. Одни готовы исполнять только ту заповедь, которую они понимают. Если мозг принимает, то человек совершает это, а если нет — он ничего не может поделать. Однако вспомним, что еврейский народ у горы Синай сказал: «Сделаем и услышим». Это означает, что евреи согласились исполнять все, что прикажет Всевышний, принимая на себя ярмо Небес, даже если они не видят в этом смысла и не находят этому логического объяснения. Именно это и символизирует безвкусная вода, которую пьют тогда, когда жаждут прикоснуться к духовному источнику.

В этом и состояла суть спора между цдуким и прушим. Саддукеи утверждали, что они готовы исполнять заповеди, которые имеют логику и смысл. Поэтому они не противились возлиянию вина, но возлияние воды они считали действием, лишенным смысла, совершаемым как признание над собой ярма Небес, а на это они не готовы были пойти. Почему? Потому что когда все делается в соответствии с умом и логикой, то можно найти множество предлогов и причин, чтобы очистить даже шерец (самое ритуально нечистое насекомое). В отличие от этого, еврей, который служит Б-гу, безоговорочно и полностью принимая на себя ярмо Небес, не может ошибиться: ведь он делает это без всяких объяснений, только по повелению Всевышнего.

Наверно, поэтому в нашем поколении, когда приближается приход Мошиаха, питье воды становится общепринятым обычаем. И более того, вода превращается в важный и полезный напиток! Все больше и больше людей, осознавая пользу минеральной воды для организма человека, пьют именно ее, а не широко рекламируемые газированные и сладкие напитки…

Потому что в глубине души все приходят к одному и тому же выводу: выжить как еврей в любом месте мира и в любых условиях можно, только приняв без лишних рассуждений на себя ярмо Небес. Только таким способом и никаким иным, не ища смысла и понимания. И в этом все евреи равны — не как вино, бывающее разных сортов, но как вода, которая всегда одинакова. У каждого из нас есть все необходимые для этого силы, нужно только привести их в действие. Желаю себе и вам удачи на этом пути! Веселого праздника!

Комментарии: Вино и вода на жертвеннике
Нет добавленных комментариев