Printed from chabad.odessa.ua

Совершите паломничество в синагогу!

Четверг, 10. Сентябрь, 2009 - 8:56

Однажды в Субботу после молитвы Минха, во время которой несколько детей бегали и мешали слушать чтение Торы, ко мне подошел один из молящихся и спросил: «Нужно ли приводить этих детей в синагогу, если они так мешают взрослым молиться?» Я ответил, что вне всяких сомнений необходимо поговорить с родителями, чтобы обратить их внимание на то, что им нужно лучше следить за своими детьми, чтобы те не только не мешали другим совершать молитву, но и сами исполняли свою обязанность молиться. Мы же должны благодарить Б-га за то, что синагога полна молящимися и среди них есть также много детей. Ибо это одно из благословений, которое хотела бы получить любая здоровая община, — чтобы в синагоге было больше детей, чем социальных работников, сопровождающих стариков на молитву.

Во время молитвы каждому еврею следует сосредоточиться и понимать, что он стоит перед Царем царей. Когда человек говорит с Б-гом, не должно быть ничего, что может его отвлекать. Посколькукавона (намерение, понимание и сосредоточенность) в молитве является важнейшим моментом исполнения заповеди, в Ѓалохе сказано: «Детей, мешающих отцам молиться, не нужно приводить в синагогу», а затем говорится, что надо приучать детей отвечатьомейн, но тех детей, которые бегают, шумят и смеются, лучше вообще не приводить в синагогу.

В нашей синагоге все наоборот: мы не только позволяем приводить детей в синагогу, но даже поощряем это. Я всегда говорю людям, что мы «разрешаем» приходить взрослым в синагогу лишь потому, что они приводят с собой детей, а главное — это дети…

Но все-таки, возможно, правы те, кто, в соответствии с Ѓалохой, не допускает детей в синагогу, чтобы те не мешали взрослым выполнять их обязанность молиться с кавоной?!

Приближается Рош ѓаШоно, и все приходят с детьми послушатьшойфар. Мы стремимся к тому, чтобы не было, не дай Б-г, ни одного ребенка, который не слышал трубление шойфара, поэтому мы собираем всех в синагоге, в результате чего может получиться немного шума во время молитвы. Если вы поинтересуетесь, что говорит об этом Ѓалоха, то в «Шулхан орухе» написано: так как еврей обязан услышать все трубления шойфара, то «не следует приводить в синагогу малых детей, которые еще не воспитаны, чтобы они не мешали».

С другой стороны, Любавичский Ребе настаивает на том, чтобы всех детей приводили в синагогу слушать чтение Десяти заповедей в праздник Швуэс. Я помню, что в «Севен-севенти» (бейс-мидрашеЛюбавичского Ребе по адресу Истерн-парквей, 770 в Нью-Йорке) во время чтения Десяти заповедей было довольно шумно, и все же Ребе всегда приветствовал большое количество детей на такого рода собраниях.
 

На этой неделе в главе «Вайелех» мы читаем об особенной заповеди «собирания всего народа» — ѓакѓель: раз в семь лет все сыны Израиля должны были совершать паломничество в Иерусалим.

Мы знаем о заповеди «паломничества», пешего восхождения в Иерусалим, которую евреи обязаны исполнять, как говорит Тора, «три раза в год — чтобы все мужчины предстали перед Всевышним в месте, которое Г-сподь изберет: в Песах, в Швуэс и в Суккос». Обязанность исполнять эту заповедь лежит только на тех евреях, которые живут в пределах Земли Израиля. В дополнение к этому Талмуд в трактате «Псохим» поясняет: «Каждый, кто имеет земельный надел, совершает паломничество, а тот, у кого нет земли, не совершает», то есть, тот, кто не имеет свой собственный надел в Святой земле, освобождается от исполнения этой заповеди. Еврей, живущий за границей, в соответствии с Ѓалохой, не должен идти в Иерусалим. Кроме того, эту заповедь обязаны исполнять не все, а только мужчины. Женщины не должны совершать паломничество, хотя они, безусловно, могут присоединиться к своим мужьям. Малые дети, которые не способны еще сами ходить, естественно, освобождены от исполнения этой заповеди. Также от восхождения в Иерусалим пешком освобождаются очень старые и немощные люди, больные и инвалиды. Следовательно, хотя паломничество в Иерусалим на Песах, Швуэс и Суккос совершало огромное количество евреев, много людей по различным причинам оставалось дома.

Но один раз в семь лет, все выглядело совершенно иначе. Это происходило в год ѓакѓель, «собрания», следующий после годашмиты, как нынешний год. Тора говорит: «По прошествии семи лет… в праздник Суккос… собери народ, мужчин и женщин, и малых детей, и твоего пришельца, который во вратах твоих…» То есть, в Иерусалим должны идти не только мужчины, но и женщины, и маленькие дети, и даже геры, которые не понимают святого языка. Что же там делали?

На исходе первого дня праздника Суккос, в самом начале холь ѓамоэд(будней праздника), священники с золотыми трубами в руках выстраивались на улицах Иерусалима и, «трубя, собирали народ в Храм». Специально для этого случая воздвигали высокий деревянный помост, на который поднимался царь. Он стоя получал Свиток Торы и произносил над ним благословение. Затем царь садился и читал несколько отрывков из Книги Дворим, среди которых Десять заповедей, Шма, проклятия и благословения из главы «Ки совой». После заключительного благословения на чтение Торы царь читал семь особых благословений. Так исполнялась эта заповедь. Главной ее целью было — «чтобы слушали они, и чтобы учились бояться Г-спода».

И тут мы задаем тот же вопрос, что и в начале. Если цель этого собрания состояла в том, чтобы весь Израиль услышал чтение Торы, зачем надо было приводить маленьких детей? Ведь таким образом можно было достичь только противоположной цели! Представьте себе огромное скопление людей, весь народ Израиля, шум и суета, дети плачут, взрослые нервничают, и никто ничего не слышит. Казалось, правильнее было бы оставить детей дома с няней, и придти только взрослым, чтобы спокойно послушать слово Всевышнего! Зачем собирать весь народ и устраивать такой «балаган»?

Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны глубже понять цель заповеди ѓакѓель. Рамбам в «Законах праздников» говорит, что она состояла в том, чтобы как будто повторить дарование Торы на горе Синай, укреплять истинную веру и Б-гобоязненность. Все должны были слушать чтение Торы с благоговейным вниманием, ибо царь действовал как представитель Б-га. Каждый еврей должен был внимать произносимым словам, как если бы они исходили с Синая. Все евреи собирались один раз в семь лет, чтобы снова пережить дарование Торы.

Что происходило на горе Синай во время дарования Торы? Разве сыны Израиля узнали там что-то новое? Они уже знали заповедь»Не убий!» Б-г наказал Каина за убийство своего брата Авеля задолго до дарования Торы. То есть Всевышний изначально ожидает от евреев исполнения многих заповедей. А если это так, то, конечно, Он сообщил бы им об этом каким-либо образом. То же самое можно сказать о запрете грабежа и воровства, о котором мы читаем еще в главе «Ноях». Б-г говорит Нояху: «Конец всякой плоти настал предо мною, ибо вся земля наполнилась насилием от них». Как известно, нет наказания без предупреждения, следовательно, современники Нояха уже знали, что нельзя воровать и грабить. Так же дело обстоит и с другими заповедями. Даже о соблюдении Субботы евреям было сказано за пару недель до того, как была дана Тора. Если все это так и было, то зачем нужно было устраивать большое представление «Дарование Торы на горе Синай», когда Сам Б-г сошел на гору и сказал народу Израиля то, что они уже знали раньше?

Любавичский Ребе объясняет, что главной новостью во время дарования Торы было не изучение Торы и не слушание заповедей. Новизна состояла в возможности наглядно увидеть, чтобы «Б-жий страх был пред вашими лицами, чтобы вы не грешили». То есть, все голоса, удары молнии, дым и звук шойфара — для того, чтобы заставить пережить сильное потрясение, которое достанет до мозга костей. Такое переживание никто никогда не забудет, о нем затем будут рассказывать детям и внукам, и передавать его из поколения в поколение, что придаст силы и обязательности выполнять законы Торы.

То же происходит при исполнении заповеди ѓакѓель. Евреи не приходили в Иерусалим, чтобы услышать что-то новое, все изучали Книгу Дворим, и каждый знал то, что царь будет читать. Новым в этом действе было само переживание этого события. Весь народ Израиля (как при даровании Торы, когда присутствовали все до единого мужчины, женщины и дети) в страхе и благоговении стоял и слушал, как царь, посланник Б-га на земле, и читает Тору. Это укрепляло народ Израиля и давало ему силы продолжать исполнять заповеди.

Эту Субботу можно назвать особенной: помимо того, что мы читаем о заповеди ѓакѓель (мы уже упоминали, что этот год — год ѓакѓель), она станет последней в году «всеобщего собрания» еврейского народа. Верно, что у нас сегодня нет Храма, и нет у нас царя, который будет читать Тору, но сама идея «собирания всего народа», как говорит Любавичский Ребе, должна находить свое воплощение и сегодня. Евреи должны собираться вместе и укреплять свою приверженность к Торе так же, как у подножия горы Синай.

Нам остались считанные дни до конца этого особенного года, и я хочу рассказать вам историю, очевидцем которой я был сам более двадцати лет назад. Это было в год ѓакѓель. Ребе в своей беседе объяснил, почему он изменил своей выработанной за все годы привычке обращения с четырьмя видами растений (арба миним) во время чтения Ѓалеля в Суккос.

Все предыдущие годы во время Ѓалеля Ребе брал лулав правой рукой, а эсрог лежал в коробке до совершения наануим (движений с арба миним). И только тогда Ребе брал эсрог в левую руку, присоединял клулаву и совершал положенные движения, а после этого каждый раз возвращал эсрог в коробку. Ребе действовал так в соответствии с традицией, пошедшей от его тестя и учителя — предыдущего Любавичского Ребе. Однако, в праздник Суккос того года, Ребе держал эсрог в руках все время чтения Ѓалеля от начала до конца. Это было настоящим чудом для всех. В своей беседе Ребе говорит, что он искал для себя некое действие, которое будет вызывать особую трудность и станет явным отличием года ѓакѓель. Поэтому он изменил порядок обращения с арба миним во время чтения Ѓалеля.

Известно, что приверженность Любавичского Ребе установлениям своего тестя и учителя — самая важная часть его жизни. Мы даже на минуту не можем представить, насколько ему трудно было изменить обычаю, введенному учителем. Об этом изменении Ребе говорит: «Я был вынужден пойти против своего духа, против своей природы, против своих привычек, но особенно меня беспокоило то, что, может, не дай Б-г, быть нарушена связь с моим учителем».

Это и есть «действие, представляющее особенную трудность», как говорит Ребе. И все же Ребе выполнил это действие, чтобы показать, насколько важна заповедь «собирания всего народа». Своим поступком Ребе преследовал важную цель: соединиться с нами, простыми евреями, подчеркнуть, насколько необходимо объединить весь Израиль, все четыре вида растений вместе. И те, которые имеют только вкус, и те, которые имеют только запах, и те, которые имеют и вкус и запах, и те, которые не имеют ни вкуса, ни запаха.

В эти последние дни года ѓакѓель мы должны помнить: нам необходимо объединиться всем вместе. В эти дни, мы должны помнить и усвоить, как и насколько мы связаны с Ребе. В эти дни мы должны помнить и чувствовать, как при даровании Торы. А после окончания года «собирания всего народа», мы должны помнить, что в наши дни синагога является не только местом, куда взрослые приходят молиться, чтобы выполнить свои религиозные обязанности. В нашем поколении синагога является местом, где еврейские дети воспитываются в духе иудаизма. Каждую неделю мы читаем Тору в синагоге не только для того, чтобы взрослые знали, что написано в недельной главе, но и за тем, чтобы вновь пережить вместе те чувства, которые переполняли наших предков у горы Синай.

В наши дни субботняя молитва в синагоге — это тоже своего рода исполнение заповеди «собирания всего народа», которая исполнялась раньше один раз в семь лет. Но сейчас есть необходимость испытывать эти чувства один раз в семь дней. И так же, как при даровании Торы, присутствовали все евреи, так же, как для исполнения заповеди ѓакѓель пришли мужчины, женщины и дети, так и сегодня, каждую Субботу и, конечно, в праздники священный долг каждого взрослого привести всех своих детей в синагогу, чтобы всем врезался глубоко в сердце «голос шойфара». Давайте детям конфеты, чтобы они запомнили, что синагога и Тора — это хорошо и сладко. А также напоминайте их родителям о необходимости следить за детьми, чтобы они сами молились, слушали чтение Торы и не мешали другим.

Комментарии: Совершите паломничество в синагогу!
Нет добавленных комментариев