Printed fromchabad.odessa.ua
ב"ה

Решительность — и немного нахальства…

Четверг, 27. Август, 2009 - 9:04

Несколько лет назад я отправился в офис одного государственного деятеля поздравить его с днем рождения. Это было вскоре после его избрания на очень высокий, ответственный и влиятельный пост. Зная, что он еврей, я принес ему в день рождения еврейский подарок — большую и красивую мезузу. Он был очень рад и поблагодарил меня. Однако я сказал ему, что просто подарить мезузу недостаточно, поэтому я привез с собой молоток и гвозди, и намереваюсь в данный момент установить ее на дверь его кабинета.

В эти минуты в кабинете на праздновании дня рождения, кроме меня и самого виновника торжества, находились его многочисленные заместители и советники. Все они решили помочь нам в столь важном деле и начали давать свои «рекомендации». «Может быть, лучше прикрепить мезузу в приемной?» — спросил один из них. Другой почти умолял меня «оставить мезузу просто так на столе». Еще один помощник предложил: «Может быть, лучше прикрепить мезузу дома, а не в кабинете?» Прозвучали и другие подобные предложения. Когда же они увидели, что я хочу настоять на своем и не собираюсь им уступать, первый заместитель предложил: «Ребе, может, установим над дверью, чтобы входящие не заметили ее?» Тогда я, обращаясь к чиновнику, но довольно громко, чтобы услышали его заместители и помощники, сказал: «Если вы собираетесь работать на своем посту только несколько дней или недель, я могу отказаться от всей этой «церемонии», но если вы, как и я, считаете, что будете исполнять эти обязанности, по крайней мере ближайшие четыре года, а затем хотите быть переизбраны на еще один срок, то, я думаю, что вам нечего стыдиться, и мы должны установить мезузу на дверях вашего кабинета!» Надо отметить, что сам чиновник был евреем, который гордился своим еврейством и никогда в жизни не скрывал своей национальности. Кроме того, его фамилия, имя и отчество ясно говорили о его еврейском происхождении. Он сразу же ответил мне: «Ребе, делайте так, как считаете нужным и правильным, и не обращайте внимания на все «советы», которые прозвучали здесь. Я в этом кабинете, с Б-жьей помощью, собираюсь работать очень много лет».

Мезуза красуется на дверях его кабинета до сих пор, и каждый входящий туда имеет возможность ее увидеть. Я верю, что благодаря этой еврейской гордости, Всевышний посылает благословения многим его начинаниям. Я также хочу воспользоваться случаем и пожелать ему быть снова избранным на следующих выборах на эту высокую и ответственную должность.

Действительно, такое поведение человека столь высокого положения требует определенной смелости и мужества, а может быть, даже немного нахальства. Это напомнило мне, что многие называют евреев «наглыми и смелыми», а сами мы называем израильтян сабрами. Откуда пошло это название? От одного из видов растущих в Израиле кактусов, а точнее — его плода. Снаружи он покрыт толстой кожурой и острыми колючками, но мягкий и сладкий внутри. Некоторые говорят, что израильтяне тоже внешне, в поведении, кажутся колючими, но в душе они добрые и приятные люди (находятся и такие, кто утверждает, что так можно сказать не только об израильтянах, но и обо всех евреев в целом, так как в отношениях с другими людьми евреи слишком резки и колючи).

В нашей сегодняшней недельной главе «Ки сейцей» мы узнаем о заповеди цицис. В чем ее смысл? Закон Торы требует прикрепить нити к четырем углам одежды. Сказано в молитве Шма: «И увидите их [цицис], и вспомните все заповеди Г-сподни». Каким же образом цициснапоминают нам обо всех заповедях Торы сразу?

Существует одно известное объяснение этого, которое приводит Раши в своем комментарии на Талмуд (трактат «Мнохойс», 43б): числовое значение слова цицис — 600, а вместе с восьмью нитями и пятью узлами, получается число 613, что соответствует 613 заповедям. Однако в соответствии с этим объяснением, для того, чтобы цицис напоминали еврею о заповедях, он должен обладать большими познаниями! Прежде всего, такой еврей должен хорошо владеть языком иврит. В дополнение к этому, он должен знать о системе гиматрии, в которой каждая буква представляет собой число. Еще он должен знать, что у цицис есть восемь нитей и пять узлов и так далее. Согласитесь, довольно сложное объяснение для столь простой фразы «и увидите их, и вспомните», которая означает, что увидевшие цицис сразу же вспоминают все заповеди.

Раши приводит еще одно толкование: «Эти кисти называются цицис от корня мециц — «глядеть», как во фразе «мециц мин ѓахараким — заглядывает сквозь решетки» (Песнь песней, 2: 9). Кто заглядывает? «Возлюбленный мой», то есть, на аллегорическом языке Песни песней, Всевышний, Который всегда наблюдает за евреем, и цициснапоминают нам об этом… Однако и для понимания такого толкования тоже надо быть талмид-хохомом — хотя бы наполовину. По крайней мере — знать иврит и пройти несколько листов Талмуда.

Есть и еще одно объяснение. Как известно, когда существовал Храм, одна нить цицис была окрашена в лазурный цвет. В Талмуде говорится, что «тот особый голубой цвет, который получали из моллюска хилозон, в точности соответствовал цвету моря, а море, как известно, такого же цвета, как небо, а цвет неба соответствует цвету престола Его славы». То есть, лазоревый цвет напоминает нам небо и Того, Кто восседает в небесных высях, Всевышнего. Но что делать, если секрет этой особой краски утерян вот уже почти две тысячи лет, и поэтому среди нитей цицис у нас нет ни одной голубой?!

«Шулхан орух» («Законы цицис», 24: 1) приводит свой вариант: «Если человек предупреждает своего друга о чем-либо, чтобы запомнить это, он завязывает узелок» (то, что в русском языке называется «узелок на память»). Так и мы завязываем «пять узлов — в честь Пятикнижия Моисеева», на четырех углах одежды — чтобы, в какую бы сторону ни повернуться, помнить о заповедях».

Конечно, нет сомнений в том, что все эти объяснения верны и подлинны, но они по-прежнему сложны для мальчика пяти лет, который просто хочет понять значение стиха «и увидите их, и вспомните». Значение его ясно и просто: еврей при взгляде на цицисвспоминает сразу все заповеди Торы.

Что видит человек, когда он смотрит на цицис? Нити! Каково предназначение нитей? Их задача — связать две отдельно взятые вещи, сшить, объединить их. Теперь перейдем к заповедям. Что означает слово мицва? Если вы зададите этот вопрос среднестатистическому человеку на улице, то вам ответят, что это доброе дело — скажем, помочь старушке перейти дорогу или дать пожертвование. Но есть заповеди, которые не попадают в эту категорию. Например, заповедь обрезания на первый взгляд не совсем связана с «добрым делом» — спросите ребенка, и вы поймете… И заповедь благословения лулава, очевидно, не является актом добровольной помощи другому лицу. Или вот: есть мацу в Песах тоже является заповедью, но разве это действие можно подвести под понятие доброго дела?! Так можно сказать о многих заповедях.

Учение хасидизма разъясняет, что слово мицва («заповедь») происходит от того же корня, что и слово цавта («вместе», «связь»). То есть, с помощью мицвы мы связываемся и прилепляемся к Всемогущему Творцу. Человек, исполняющий заповеди, связывает, соединяет Всевышнего с этим миром. Когда человек, например, устанавливает мезузу на входной двери своего дома, он связывает дом с Б-гом. Когда ребенок говорит благословение на пищу, он связывает ее со Всевышним, признавая, что пища принадлежит Творцу, Который создал ее и дал человеку съесть. А когда человек дает пожертвование из своих частных средств, то он связывает все свои деньги со Всевышним.

Мицва фактически и есть та нить, которая соединяет мир со Всевышним. Если это так, то когда еврей видит нити, привязанные к концам его одежды, он вспоминает все заповеди, основная цель которых соединить и связать Всевышнего и этот мир. Но для того, чтобы продеть нить в ткань или любой другой материал, в нем надо сделать дырочку, и для этого нужна острая игла. Любавичский Ребе говорит: «Еврей — это «игла», и его задача — сделать «дыру» в этом материальном мире, чтобы втянуть в него заповедь… Мир сам по себе не совсем готов принять заповеди. Иглы должны быть острыми и твердыми для достижения успеха во «вшивании» заповедей в наш материальный мир».

В этом и кроется причина, по которой евреи иногда бывают «колючими» и «нахальными». Без этого они никогда бы не смогли выполнить свою основную задачу в этом мире… Например, многие люди стыдятся установить мезузу на дверь своего служебного кабинета, поскольку там бывает много работников, и они могут начать задавать вопросы, а у него не найдется ответов, поэтому он предпочитает не устанавливать мезузу вообще. Или бывает так, что еврею приходится участвовать в трапезе, где на стол подаются некошерные блюда. Он, конечно, не хотел бы есть некошерные продукты, но с другой стороны, он стесняется и не хочет создавать проблемы хозяевам, гостям и самому себе. Приходится изворачиваться — говорить, что он вегетарианец или что у него аллергия на эти продукты, или диета, при которой не разрешается их есть, или просто — что он только что уже поел, и так далее. Но разве такого поведения ждет от нас Всевышний?!

Итак, еврею необходимо много решительности (и немного нахальства), чтобы преодолеть все искушения и испытания. Так что все евреи являются сабрами — они иглы, соединяющие мир со Всевышним. Правда, время от времени они также колют самих себя, но только так они могут выполнить свою задачу. Так и никак иначе!

Комментарии: Решительность — и немного нахальства…
Нет добавленных комментариев