Как-то раз, когда я привел одного из своих сыновей вхедер, мальчишки-первоклассники подбежали ко мне и попросили конфет. Я сказал им, что конфету получит тот, кто скажет, где написана молитва Шма. Дети ответили: «В Сидуре, в молитве Шахарис». «А немного раньше?» — спросил я, но не получил ответа. Тогда я поведал им, что эти слова произнес Моше-рабейну, а написаны они в Торе, в сегодняшней недельной главе «Воэсханан». И один из мальчиков сказал мне в ответ: «Подумаешь, мудрость какая! Он конечно же прочитал это в Сидуре там же, где и мы, а потом переписал себе!» Мне не оставалось ничего другого, как дать ему конфету… Кстати, покопавшись в своей памяти, я вспомнил, что в детстве, в первом или во втором классе, когда мы однажды в течение одного урока прочитали несколько глав из Книги Теѓилим, один из учеников сказал учителю: «Это небольшая премудрость, что царь Давид написал эту книгу. Я бы тоже так смог — ведь вся книга просто-напросто списана из Сидура!..»
Недавно один из молящихся спросил меня: «Ребе, что особенного есть в Книге Теѓилим? Почему при возникновении чуть ли не любой проблемы вы советуете нам читать ту или иную главу из этой книги? И в горе, и в радости мы читаем псалмы Давида». Действительно, почему так?
Если мы откроем Сидур и посмотрим на сноски внизу страницы, где указаны источники текста молитв, то увидим, что значительная их часть взята именно из Книги Теѓилим. При этом стоит отметить, что Сидур, сборник всех молитв, которые читаются по будням, в Субботу и в праздники, также как и Махзор (особый Сидур) на Рош ѓаШоно и Йом-Кипур, Пасхальная Агада и другие привычные для нас святые книги существовали не всегда. Большинство из них было составлено во времена Талмуда. Первая молитва — Амида — была составлена мужами Великого собрания, которые жили во времена Второго Храма, приблизительно 2500 лет назад, часть молитв была вообще написана значительно позже разрушения Храма, в период гаонов.
Что же делали евреи, которые хотели молиться, до того, как был составлен первый Сидур?! Что было делать тем, кто жил далеко от Храма? В такие праздники как Йом-Кипур они зачастую не имели возможности подняться в Иерусалим и молиться в Храме во время службы Первосвященника. Они должны были соблюдать пост и не делать повседневной работы, ибо Йом-Кипур считается еще более святым днем, чем Суббота. Чтение праздничных отрывков из Торы не занимает так уж много времени. Понятно, что они не сидели просто так и не играли в шахматы! Что же они делали целый день?
Традиция, согласно которой еврей должен молиться три раза в день, началась гораздо раньше эпохи мужей Великого собрания. Талмуд рассказывает, что уже наши праотцы установили необходимость молиться утром, днем и вечером. Они искали слова для молитв в своих праведных сердцах. А затем пришел царь Давид и записал все, что говорил ему голос его сердца, выражающий глас Небес. Так, совместными усилиями, и была создана Книга Теѓилим, которая, по сути, стала книгой молитв для сынов Израиля. В ней содержатся молитвы на любой случай, и в прежние времена, когда мужи Великого собрания еще не установили порядок благословений и молитв, эта книга служила евреям и как Сидур, и как Махзор. В этой книге есть псалом 141, который похож на молитву Минха: «Да будет молитва моя совершенна, как воскурение, пред ликом Твоим, вознесение рук моих — как приношение вечернее». То же можно сказать о псалмах 38 и 70. Есть там псалом 4, который напоминает чтение Шма перед сном: «В спокойствии я ложусь и сразу засыпаю, ибо Ты, Б-г, Сам даешь мне жить в безопасности», и псалмы, предназначенные для утренней молитвы: «Поутру услышь голос мой…» (Теѓилим, 5), «Руководителю музыкантов. На лире «утренней зари» (Теѓилим, 22).
В Книге Теѓилим можно найти молитвы и по случаю праздников. В сущности вся Пасхальная Агада записана там в 78-й главе: «Пред глазами отцов их явил Он чудеса в Стране Египетской, в поле Цоан. Рассек Он море и провел их, воды поставил холмом. Днем Он вел их облаком, а целую ночь — в свете огня» (стихи 12–14). Так рассказывается вся история Исхода евреев из Египта. А по Субботам читали главу 92: «Песнь на день субботний». Есть там и псалом, соответствующий тшуве (раскаянию) в Йом-Кипур. Это глава 106, которая перечисляет все ошибки, совершенные евреями на протяжении истории всех поколений: «Совершали проступки мы, как и отцы наши, грешили, злодействовали… Осквернили себя делами своими, блудодействовали поступками своими. И воспылал гнев Б-га на народ Свой… Но увидел Он горе их, когда слышал их молитвы. И вспомнил Он союз Свой с ними и в великом милосердии Своем сменил гнев на милость».
Все это доказывает, что Книга Теѓилим — это оригинальное собрание молитв еврейского народа. Более того: часть молитв-псалмов существовала у евреев задолго до времен царя Давида. Мидраш «Брейшис рабо» говорит в комментарии на стих: «…и лег на том месте» (Брейшис, 28: 11): «Сказал рабби Нехемия: «На том месте он лег, но на протяжении двадцати лет, проведенных им в доме Лавана, не ложился спать по ночам. Чем он занимался? Сказал рабби Йеѓошуа бен Леви: «Читал 15 песней восхождения (Теѓилим, 120–134, которые затем левиты читали, стоя на 15 ступенях Храма). Почему так? Потому что сказано там: «Песнь восхождения. Если бы не Б-г был с нами, — пусть скажет Израиль» (Теѓилим, 124: 1). Израиль здесь — это Яаков, праотец наш». Сказал рабби Шмуэль бар Нахман: «Все Теѓилим произносил он, ибо сказано: «Но ведь Ты, святой, живешь в славословиях (на иврите теѓилойс — другая форма слова Теѓилим) Израиля» (Теѓилим, 22: 4). Израиль — это Яаков, праотец наш».
Следовательно, за тысячу лет до того, как был составлен Сидур, и даже еще раньше — со времен нашего праотца Яакова, евреи использовали Книгу Теѓилим как сборник молитв. И впоследствии Сидур не заменил Книгу Теѓилим, а просто дополнил ее, являя собой четко установленный, кодифицированный порядок чтения молитв. В нем мы находим утренние и вечерние молитвы, молитвы, которые надо произносить по Субботам и в праздники, особые молитвы для Рош ѓаШоно и Йом-Кипура. Еврей обязан молиться в строгом соответствии с приведенными в Сидуре указаниями. Он не может по своему желанию вдруг посреди недели начать читать молитву, которая предназначена для Йом-Кипура. Точно также нельзя читать праздничную молитву Ато вехартону («Ты избрал нас из всех народов…») во время утренней молитвы в Субботу всего лишь потому, что человек почувствовал особую гордость за то, что родился евреем. Если, например, кто-то закончил произносить утреннюю молитву и, уже выходя из синагоги, увидел чудо, то он не может вернуться и снова прочитать Шахарис в благодарность за то, что Всевышний явил ему чудо. Талмуд предостерегает того, кто хочет произнести молитву Ѓалель не в праздник и не в рош-хойдеш: «Читающий Ѓалель каждый день подобен хулящему и бранящемуся» (трактат «Шабос», 8а). Так как же нам быть?
Пустоты, возникающие между строго установленным Сидуром порядком совершения молитвы и душевными порывами живого человека, как раз и заполняет Книга Теѓилим. Псалмы можно читать в любое время и столько раз, сколько угодно душе. Ничто, слава Б-гу, не ограничивает чтение псалмов, и даже чем больше мы их читаем, тем лучше, так как их произнесение регулирует наше душевное состояние. И даже текст молитвы Ѓалель, как часть Книги Теѓилим (псалмы 113–118), можно произносить когда хочешь и сколько хочешь!
Книга Теѓилим призвана помочь еврею подобрать нужные слова для выражения его душевных настроений. Каждый найдет в ней слова, выражающие счастье, горе или благодарность. Каждый может найти главу, соответствующую чувствам и ощущениям, которые он испытывает в определенный момент. Вообще-то евреи в местечке всегда читали псалмы. Каждый балагула (извозчик) в дороге, вместо того, чтобы слушать радио или плеер, читал псалмы. Сапожник во время работы тоже читал псалмы. Многие евреи раньше знали Книгу Теѓилим наизусть…
Рассказывают об одном еврее, у которого была маленькая, но весьма процветающая лавка, всегда переполненная покупателями. Когда он умер, его сын отремонтировал и расширил ее, превратив в шикарный магазин, но покупатели перестали сюда ходить. Сын пошел к раввину и спросил: «Ребе, почему маленькая лавчонка моего отца всегда была полна покупателями, а в мой новый и красивый магазин они почти не заходят?» Ребе спросил его: «Скажи мне, что ты делаешь в свободное время, когда магазин пуст?» — «Я читаю газеты», — ответил сын. «А что делал твой отец, когда в магазине никого не было?» — «Э! В свободное время мой отец читал Теѓилим». — «Вот и ответ на твой вопрос, — сказал раввин. — Йецер ѓоро не мог стерпеть, что твой отец читал псалмы, и чтобы помешать ему, постоянно посылал покупателей. А ты читаешь газеты, и йецер ѓоро заботится, чтобы тебе никто не мешал».
Какой же вывод мы можем сделать для себя? Надо читать Теѓилим как можно больше! Особенно понравившиеся главы стоит заучить наизусть! Когда, не дай Б-г, болеет кто-то из близких, прочитаем псалом 20, в свой день рождения постараемся прочитать всю книгу целиком. А еще — рабби Исроэль Баал-Шем-Тов рекомендовал, чтобы каждый еврей ежедневно читал главу Книги Теѓилим, совпадающую по номеру с числом прожитых лет (то есть, скажем, на 31-м году жизни надо читать 31-й псалом). У некоторых евреев принято читать также псалмы, соответствующие возрасту супруги и каждого из детей. Не довольствуясь обычным ежедневным поцелуем, они стараются дать своим близким немного больше — то, что хасиды называют «подарить семье хасидский поцелуй». Последуем же их примеру!