На днях в Одессу ненадолго приехал парень лет двадцати, который когда-то учился в школе «Хабад», а лет пять назад переехал вместе с семьей в Израиль. Во время учебы в школе он выделялся среди своих товарищей особой активностью, общительностью, был умен, успешно учился и всегда знал, чего он хочет добиться в жизни. После смерти отца семья переехала в Израиль, и с тех пор я не видел его. И только сейчас, когда он приехал в Одессу, мы встретились. Я был рад видеть его и узнать, что у него все в порядке, и он доволен своей жизнью в Израиле. Когда я спросил его: «Чем ты занимаешься там?», он ответил: «Я номер пять-четыре-четыре-три…» — «Что это значит?» — удивился я. «Это мой личный номер в армии», — ответил парень. Сказать по правде, я был поражен тем, что юноша, который был столь активным учеником и отличался в школе ярко выраженной индивидуальностью, до такой степени потерял свое «я», что с легкостью мог назвать себя лишь армейским номером! Значит ему самому абсолютно ясно, что он один из десятков или сотен тысяч солдат, и больше того — он гордился тем, что он один из них, и не рассказывал о своем личном вкладе в армейскую жизнь и не пытался подчеркнуть свою индивидуальность…
«Вы, религиозные, чем больше приближаетесь к Б-гу, тем больше действуете как роботы, не имеющие собственных мыслей и чувств!» — много раз я слышал подобные высказывания от людей, пока еще далеких от религии и не очень хорошо понимающих внутренний смысл соблюдения законов Торы и исполнения заповедей. Эти люди считают, что, приобретая веру во Всевышнего, человек теряет самого себя, свою личность, свою индивидуальность. Но неужели Тора действительно требует от нас служения Всевышнему путем полного стирания нашей личности? Неужели мы должны стать рабами, преданными и безликими?!
В сегодняшней недельной главе «Бамидбор» Тора рассказывает о нескольких исчислениях сынов Израиля. Первый список охватывает бóльшую часть еврейского народа. Это «все, поступающие в войско», — мужчины старше двадцати лет, способные воевать. Второй список включает сынов Леви, начиная с возраста одного месяца, а третий упоминает коѓенов — служителей Всевышнего. Эти списки организованы в соответствии со степенью приближенности каждой группы к Б-гу, и отражают отношения совершенно противоположные тем, которые представляют себе многие люди.
Наиболее отдалены исраэли, которые определяются по одному единственному критерию: их способности воевать. При их пересчете игнорируются индивидуальные особенности личности и учитываются только их воинские качества (тот, кто служил в армии, прекрасно понимает, что я имею в виду).
Затем перечисляются более приближенные сыны Леви. Их причисляют к этой группе с возраста одного месяца (по еврейскому закону, именно через 30 дней можно быть полностью уверенным, что появившийся на свет ребенок жизнеспособен, и с этого времени он называется «человеком» в полном смысле этого слова). После того, как ребенок проходит этот возрастной этап, он присоединяется к своим братьям, сынам Леви. Включение в эту группу не требует от ребенка определенных навыков и не зависит от его способности функционировать в качестве части какого-либо социума (известно, что навыки ребенка в месяц весьма ограничены, а способность вносить свой вклад в жизнь общества сомнительна). Однако с этого момента он считается человеческим существом и его надлежит причислять к сынам Леви.
Внутренний, наиболее близкий к Всевышнему, круг составляют коѓены, сыны Аѓарона. При исчислении коѓенов оценка индивидуальных особенностей личности достигает своего апогея. Коѓенам не присваивают номер, их называют поименно: «И вот имена сыновей Аѓарона: первенец Надав и Авигу, Эльазар и Итамар» (Бамидбор, 3: 2).
Тора передает нам интересное сообщение: близость к Б-гу не требует от нас отказаться от индивидуальных особенностей нашей личности и стереть их, но, напротив, призывает развивать нашу уникальность и стараться ее раскрыть. Близость ко Всевышнему обнаруживает все скрытые силы нашей души, реализуя их в полном объеме.
Человек, который не полностью посвящает всего себя возвышенной цели, в конце концов обречен на растворение в общей массе. Непрекращающаяся погоня за постоянно сменяющимися наслаждениями жизни пресыщает личность до тех пор, пока она не разрушается и не исчезает. С другой стороны, если человек посвящает свою жизнь высокой цели, благородной миссии, то это не принуждает его стирать свою индивидуальность, а наоборот: требует максимального развития сил с тем чтобы добиться своей цели с наибольшим успехом. Великие люди не появляются из общества, купающегося в земных удовольствиях, они вырастают в среде с четко обозначенными идеалами и осознанием высоких целей.
Необходимо помнить тот важный факт, что именно коѓены, сыны Аѓарона, стоящие пред лицом Всевышнего, удостоились права развивать свою индивидуальность, только они упоминаются по именам, а не растворяются в толпе. Сказано: «Закон Б-га совершенен, успокаивает душу» (Теѓилим, 19: 8). Именно Тора наполняет нашу душу и позволяет нам стать настоящими людьми.
Однако в том, как проводилось обобщающее исчисление еврейского народа, можно обнаружить еще одно интересное явление. В отличие от других случаев, когда Моше было наказано пересчитать евреев, в сегодняшней недельной главе Всевышний повелевает Моше привлечь к переписи еврейских душ и его брата Аѓарона, и представителей двенадцати колен Израилевых — людей, которым Тора присваивает звание «вожди отчих колен своих, главы тысяч Израиля» (Бамидбор, 1: 16). Можно было подумать, что в обязанности каждого из них входило помогать Моше пересчитывать евреев своего колена, но нет — Всевышний приказал, чтобы они были с Моше при исчислении всех колен!
Здесь, по сути, вожди колен играют новую роль. Их задача не сводится только к воздействию на собственные колена, но на каждого из них накладывается ответственность за весь народ, как сказано: «Это — призванные из общины». Раши комментирует: люди, «которых созывают для всякого важного дела, касающегося общины». То есть, двенадцать глав колен призваны присутствовать при всех важных общенациональных событиях Израиля.
Но мы должны понять, почему это было необходимо. Ясно, почему Моше и Аѓарон должны были принимать участие в подсчете всех сынов Израиля — они руководители всего еврейского народа (Моше — избавитель и вождь, а Аѓарон — первосвященник). А какая связь существует между главой одного колена и остальными евреями, которые относятся к другим коленам Израилевым?
Любавичский Ребе поясняет, что это связано с исключительностью данного пересчета по сравнению с предыдущими, в которых исчислялись все сыны Израиля, как одна целостная община, без разделения на колена. Этот тип пересчета отражает достоинство еврейского народа с точки зрения единой сути души, где нет различия и разделения между евреями. Но в нашей недельной главе пересчитываются по отдельности представители одного колена за другим и, таким образом, выражается исключительное достоинство каждого из них.
Двенадцать колен, в соответствии с благословениями, которые дал Яков своим сыновьям, представляют двенадцать разных способов служения Всевышнему (Реувен — с помощью зрения, Шимон с помощью слуха, Иссахар занимается изучением Торы, Звулун — торговлей, обеспечивая пропитание для изучающих Тору, и т. д.). Мы видим, что в исчислении, которое производится в нашей недельной главе, находит выражение личное достоинство каждого из колен. С другой стороны, все сыны Израиля предстают как равные среди равных. Это значит, что самый великий из великих равен не более чем единице, и самый рядовой из рядовых равен не менее чем единице.
Именно такое сочетание создает целостность еврейского народа. Индивидуальность каждого из колен и каждого отдельного еврея являются частью всего народа, и все они вместе образуют единое целое. Это сочетание осуществляется посредством участия глав всех колен в процессе исчисления сынов Израиля, с тем, чтобы подчеркнуть, что даже личное достоинство каждого колена является составной частью целого, имя которому «весь еврейский народ».
На каждого из нас возлагается обязанность, с одной стороны, быть частью своего единого и цельного народа, однако при этом не терять свою индивидуальность и отдавать все лучшее, что в нас есть, для нашего народа и сохранения его целостности.
И ты тоже, дорогой Саша, наш бывший ученик, а ныне — солдат народной армии, не забывай: иметь личный армейский номер означает в первую очередь отдавать все лучшее, что есть в тебе и только в тебе, во имя всей армии, во имя всего народа, пребывающего в Сионе… Легкой тебе службы и долгих лет жизни, мой дорогой!