Printed fromchabad.odessa.ua
ב"ה

Невозможно убежать от общества…

Четверг, 26. Март, 2009 - 5:43

Я хочу рассказать вам историю, которая произошла несколько дней назад в еврейской общине Одессы. Перед праздником Пурим ученики еврейской школы обратились с просьбой выступить перед детьми из интерната общины «Хабад» с веселым спектаклем на тему чуда Пурима. Администрация учебных заведений с энтузиазмом восприняла эту инициативу, и ученики выступили перед воспитанниками интерната. Радость и веселье, царившие в зале, надолго запомнятся как зрителям, так и артистам… А через несколько дней после представления воспитанники интерната, тоже захотевшие сделать что-либо полезное для общины, удивили нас тем, что собрали деньги, положенные им на карманные расходы, купили сладости, сделали шалахмонес и отнесли их одиноким и нуждающимся старикам. Один из этих стариков рассказал мне после праздника, что он настолько был тронут этим поступком детей, их желанием активно поучаствовать в жизни общины, что сам тоже пошел, купил сладости и послал шалахмонес в больницу одному прикованному к постели старику, ветерану войны. И тогда я подумал: «А ведь начавшие эту цепочку добрых дел ученики школы живут сегодня благодаря этому ветерану, который более 60 лет назад воевал и освобождал их родной город!»

А как оценивает подобное поведение иудаизм? Насколько важно для человека участие в общественной жизни и может ли он сказать, что его не интересует общество, община, в которой он живет, что он — сам по себе?

Мишна в трактате «Пиркей авойс» говорит: «Не отделяйся от общества!». Это значит, что в случае, когда община делает что-то, в чем участвуют все, не следует обособляться и говорить: «Я умнее, мне это не нужно!»

Совсем недавно мы читали с вами в Свитке Эстер историю Пурима. Большая беда нависла над всем еврейским народом, и только Эстер, казалось бы, это не касалось. Ведь она была царица, жила в доме царя, и естественно с ней ничего не могло случиться, даже если бы, не дай Б-г, затея Амана удалась. Но мы читаем в свитке, как Мордехай говорит Эстер: «Не полагай в душе своей, что спасешься в доме царском одна из всех евреев. Ибо если ты промолчишь в такое время, то спасение и избавление придут к евреям из иного места, а ты и дом отца твоего погибнете. И кто знает, не для такой ли поры и достигла ты достоинства царского?» Когда весь народ в беде, каждый человек должен быть вместе с общиной, даже если думает (и даже если так оно и есть на самом деле), что его это не коснется.

Мы приближаемся к празднику Песах. Все знают отрывок из Пасхальной Агады, рассказывающий о четырех сыновьях: мудреце, грешнике, простаке и «не умеющем задавать вопросы». Почему сына-грешника назвали грешником? Откуда мы знаем, что он грешник? Мы его проверяли? Кто-нибудь следил за ним? Нет, это только потому, что он «исключил себя из общины», противопоставил себя всем! Потому что он сказал: «Что это за служение у вас?» — «у вас», а не у него. Агада осуждает его позицию и говорит: «Сказав так, он покусился на основу веры. Так притупи же зубы его и скажи: «Ради этого сделал мне Г-сподь при выходе моем из Египта» Моем, а не его. Если бы он был там, не был бы освобожден!» Почему? Потому что он «исключил себя из общины».

Правила взаимоотношений индивидуума и общины действуют и во время совершения молитвы. Молитва всей общины имеет бóльшую силу, чем молитва одного еврея, так как она воспринимается Всевышним с большей благосклонностью. Талмуд в трактате «Брохойс» говорит: «И я буду молиться Тебе в час Твоего благоволения». Наступает это время благоволения, и молитва человека будет услышана тогда, когда молится вся община.

Есть такое понятие — сила коллектива. И у коллективной молитвы больше силы, чем у одиночной. Потому что, даже если ты сам, не дай Б-г, не заслуживаешь того, чтобы Всевышний ответил на твою просьбу, Он исполнит ее в заслугу тех, кто молится с тобой вминьяне, как сказано: «Б-г могуч и праведного не отвергнет». Поэтому евреи всегда стараются молиться всей общиной.

У кого мы учимся тому, что человек должен быть частью общины? У величайшего пророка Моше-рабейну. Талмуд в трактате «Таанис» говорит, что в то время, когда общество страдает, не может человек сидеть спокойно у себя дома. Он отождествляет себя с обществом, как это делает, например, Моше-рабейну во время войны с Амолеком. Он, уже пожилой еврей, должен молиться Всевышнему весь день, воздев руки к Небесам. Когда он в молитве возносит руки, сыны Израиля воодушевляются, устремляют ввысь свои взоры и сердца и побеждают в войне. Однако у Моше не хватает сил все время держать руки поднятыми, и ему в этом помогают Аѓарон и Хур, которые поддерживали его руки. Проходит еще время, и у Моше не хватает сил стоять весь день, он решает присесть. Но на чем он сидит? Тора говорит: «И руки Моше отяжелели, и тогда взяли они [Аѓарон и Хур] камень и положили под него». Талмуд спрашивает: «Разве они не могли дать ему сиденье или подложить подушку? Но Моше сказал: «Поскольку евреи в беде, я буду переносить трудности так же, как они…» — руководитель народа не может сидеть в кресле, когда его народ сражается! Талмуд добавляет: «Тот, кто переносит трудности вместе с народом Израиля, дождется часа утешения и радости».

Более того, все знают, что Сам Всевышний впервые предстал перед Моше в «огненном пламени из куста терновника». Встает вопрос, почему Б-г явился именно в этом образе? Ведь в любом другом случае Он, обращаясь к Моше или иному пророку, просто говорил с ними без огня и куста! А если уж было выбрано для этого дерево, то почему именно этот колючий маленький кустик?! Раши объясняет это так: «Терновника, но не другого дерева, чтобы дать постичь мысль: «С ним Я в беде его». Когда еврейский народ находился в рабстве и страдал от каторжного труда, Сам Всевышний явился Моше в маленьком кустике, чтобы выразить Свое горе, ибо сама Шхина пребывала в изгнании и рабстве!

Еврейская история, к сожалению, богата и обратными примерами. Вспомним историю Рут — самой знаменитой в Торе женщины, перешедшей в иудаизм. Как начинается эта история? В эпоху Судей жил известный богач по имени Элимелех. Мидраш рассказывает, что в стране наступил голод. И тогда Элимелех подумал: «Сейчас каждый еврей начнет просить у меня денег». Руководимый страхом потратить на бедных евреев все свои сбережения, предназначенные для его детей, он сбегает в Моав. Чем же закончилась эта история? И сам он умер, и сыновья его умерли. Всевышний помог еврейскому народу преодолеть голод. Когда все закончилось, Наоми, жена Элимелеха, вернулась в Бейт-Лехем одинокой, нищей, нуждающейся в милосердии и поддержке общины…

Подобная история произошла и после разрушения Второго Храма. Когда центр изучения Торы переместился в Явне под руководством рабби Йоханана бен Закая, один из известных мудрецов того времени, рабби Элазар бен Арох, решил переехать жить в другое место. Следуя совету своей жены, он переехал в Эммаус, курортное место с источниками минеральных вод. Он был уверен, что друзья последуют его примеру. «Ты талмид-хохом, они побегут за тобой», — уверяла его жена. Но в действительности никто не пошел вслед за ним, и он остался один, отлученный от центра по изучению Торы. В конце концов, он забыл все, что знал. Талмуд рассказывает: «Раби Элазар поддался искушению вина и ванн, и мудрость и знания покинули его. Когда же он вернулся и захотел читать Тору, у него ничего не получилось. Надо было прочитать: «Ѓахойдеш ѓазе лохем» («Месяц этот для вас»), но он забыл буквы и произнес: «Ѓахереш ѓойо либом»(«Глухими были их сердца») — эти две фразы на иврите написаны буквами похожего начертания. Мудрецы взмолились о Б-жьей милости к нему, и рабби Элазар вновь обрел мудрость. Однако по прошествии веков почти не осталось следов его учености среди еврейских книг, и лишь некоторые дискуссии в Талмуде содержат упоминания о таное, которому в трактате «Пиркей овойс» посвящены такие слова: «Если положить на одну чашу весов всех еврейских мудрецов… а на другую рабби Элазара бен Ароха, то он перевесит всех…»

С подобным явлением мы сталкиваемся и в сегодняшней недельной главе Торы «Ваикро», с которой начинается Книга Ваикро, «Книга жертвоприношений». Существует много разных видов жертвоприношений: жертва всесожжения, благодарственная жертва и т. д. Во многих случаях принесение жертвы зависит от человека, от его желания и возможностей. Но есть один вид жертвоприношений, обязательный для каждого еврея и ни от чего не зависящий. Это общественная жертва. Каждый день в Храме утром и вечером приносилась жертва от имени всего еврейского народа. Деньги на эту жертву собирались со всех евреев. Каждый обязан был пожертвовать для этого махцис ѓашекель (полшекеля). Рамбам так пишет об этом: «Эта мицва дана нам Торой. Каждый еврей должен был давать полшекеля из года в год. Даже бедняк, который добывает деньги на пропитание, собирая милостыню, должен одолжить деньги или продать свою одежду, но принести свои полшекеля» (если же кто-то не давал, то его заставляли это делать, при необходимости — забирали у него насильно даже одежду).

Теперь мы хорошо понимаем, что для евреев не может быть понятия: «Это не мое дело». Человек не может решить, что он будет заботиться только о себе, а на общину ему плевать. Еврей обязан видеть себя как часть общества, и более того — само общество его заставляет это делать.

Почему? Потому что тайна многотысячелетнего существования еврейского народа заключается в его единстве. Когда один еврей чувствует свою ответственность за другого. Когда евреи со всего мира посылают деньги тем евреям, которым в данный момент тяжело. Когда одни дети понимают, что надо доставить радость другим детям, может быть, менее счастливым, чем они. Когда дети понимают, что необходимо помочь и порадовать пожилых людей. Когда один одинокий старик понимает, что нужно доставить радость другому, более одинокому своему соплеменнику. В эти моменты Б-г думает о нас и помогает нам. Он видит, что мы заботимся о других, что нам не безразличны другие люди, и Он заботится о нас, ибо мы не безразличны Ему.

Вновь и вновь мы сталкиваемся с тем, что еврей не может убежать от общества, он обязан быть частью общины, он обязан постоянно делать что-либо на благо общины. Ему не надо ждать особого приглашения. Если он чувствует необходимость помочь общине, то он всегда сам найдет, как это сделать.

Комментарии: Невозможно убежать от общества…
Нет добавленных комментариев