Printed fromchabad.odessa.ua
ב"ה

Работа у нас такая! С кризисом или без…

Четверг, 05. Февраль, 2009 - 6:10

Посланники Любавичского Ребе, раввины, директора еврейских школ и организаций, руководители общин и еврейские общественные деятели столкнулись в последние месяцы с очень большими экономическими трудностями. Распространившийся по всему миру финансовый кризис затронул и бизнесменов-евреев. Банкротство многочисленных банков и фирм, развал благотворительных фондов привели к резкому сокращению объема пожертвований, которые поступали от частных лиц и различных организаций. Положение, сложившееся во многих еврейских учреждениях в мире, настолько тяжело, что некоторые из них вынуждены, не дай Б-г, ставить вопрос о своем закрытии. В Израиле есть иешивы, где не хватает хлеба для учеников, не говоря о зарплатах для учителей! Во многих еврейских организациях стран бывшего Советского Союза людям уже несколько месяцев не выплачивают зарплату. Часть еврейских учреждений вообще закрылась… К сожалению, экономическое положение с каждым днем ухудшается, и пока не заметно никаких положительных сдвигов в сторону его улучшения или хотя бы стабилизации.

Раввины и посланники постоянно проводят совещания по поиску путей сбора пожертвований даже в такой тяжелой ситуации. Обсуждаются вопросы о том, как сделать более эффективным и улучшить руководство организациями и учреждениями, какие статьи расходов сократить, какие виды деятельности частично свернуть или приостановить на время. А главное — как сделать все это и не ущемить, не дай Б-г, интересы каждого отдельного еврея, продолжая оказывать ему материальную и духовную помощь. В этом мы следуем указаниям Любавичского Ребе. Отвечая на письмо одного из посланников, который жаловался на бюджетные трудности и видел решение проблемы в закрытии учреждений, Ребе пишет: «Я ценю ваше внимание и то, что вы сразу же ответили на мое письмо, но еще больше — содержание ответа, смысл которого заключается в том, что какие бы ни были сокращения, они не приведут к потере ни одного ученика». И дальше Ребе пишет: «Вы слышали высказывание моего учителя и тестя Ребе Йосефа-Ицхока о том, что когда еврей решает совершить что-нибудь хорошее или принести пожертвование, то даже если у него нет собственных сил на это, в тот же час Всевышний открывает новые каналы для того, чтобы еврей мог осуществить свое решение наиболее полно». Так и сегодня раввины и посланники во всем мире постоянно думают о том, как и что сделать, чтобы, с одной стороны, оптимизировать и сократить, а с другой стороны — продолжить работать в полную силу, как это было до сих пор.

К нам в последнее время обращаются многие раввины, которые слышали о проведенных нами сокращениях в еврейских учреждениях общины «Хабад» в Одессе. Благодаря совместным усилиям, основательному обдумыванию и активному участию всех руководителей, мы осуществили сокращение расходов чуть ли не на несколько десятков процентов. При этом нам удалось, слава Б-гу, провести сокращения так, как говорит Ребе, — без ощутимого для кого-либо из учеников ущерба. Вот и получаем мы регулярно по телефону просьбы дать совет, как действовать наиболее разумным образом, чтобы помочь спасти еврейские учреждения.

Один мой знакомый, раввин большой еврейской общины в США, сказал мне недавно, что предложения сократить, урезать, закрыть и уволить он слышит, к своему огорчению, все чаще, и не только от посланников и раввинов, но и от тех, кто должен был бы давать пожертвования и помогать еврейским общинным учреждениям. И мне вспомнился мой дед рав Эфраим Вольф, да будет благословенна его память, который был посланником Ребе и руководил учреждениями Хабада в Израиле. Однажды он встретился с одним из самых больших филантропов, известных в стране и в мире. Мой дед пожаловался на тяжелое положение хабадских учреждений, а в ответ услышал: «Б-г поможет! Все будет хорошо!» И тогда мой дед сказал: «Уважаемый, пусть каждый занимается своим делом! Я буду давать благословения, а вы, пожалуйста, давайте пожертвования!»

Между прочим, тема сокращений и экономии не нова. Она из года в год поднимается на наших уроках в связи с изучением темы строительства Храма, в котором везде было золото: стол, Менора, Ковчег Завета, жертвенник — все было из золота. В этом случае тоже можно спросить, для чего растрачивать серебро и золото на украшение Храма, вместо того, чтобы отдать их на пожертвования бедным, которые всегда были в среде еврейского народа, как сказано: «Ибо не переведутся бедняки на земле». Тот же вопрос мы можем задать самим себе. В Одессе сейчас идет реконструкция синагоги, и много денег вкладывается в каждую вещь, что будет украшать здание. Конечно, можно было бы удешевить строительство, а сэкономленные деньги отдать на цдоку для бедных. Зачем так просто тратить деньги? Ведь есть известное правило: «Тора жалеет еврейское имущество».

Один из больших благотворителей нашей общины сказал мне однажды, что для него странно, почему, ставя вопрос о сокращении общинных расходов, никто не думает о сокращении расходов личных: «Для чего ездить на дорогой машине? Может, купить машину подешевле, а сэкономленные деньги пожертвовать на нужды общины?» Или: «Зачем в новом году ехать на отдых в США или на Карибы и Мальдивы? Ведь можно сэкономить и поехать в Карпаты, а деньги пожертвовать для интерната?»

…Каждый из нас знает скорбную историю Ѓевеля (Авеля) и Каина, которую Тора рассказывает прямо в первой же недельной главе, «Брейшис». Это произошло после того, как Всевышний создал Адама и Хаву. У них родились дети — Каин и Ѓевель. И вот в один ясный день Каин убил своего брата Ѓевеля. Почему, за что?! Тора рассказывает, а мидраш поясняет: «И было по прошествии дней, и принес Каин от плодов земли дар Г-споду. И Ѓевель, принес также и он от первородных стада своего и от их туков. И призрел Г-сподь на Ѓевеля и на его дар («Спустился огонь и поглотил его дар», — комментирует Раши). А на Каина и на его дар не призрел».

Почему же Всевышний не принял жертвы Каина? Что тот сделал плохого? Ведь он был первым, кому пришла в голову идея принести жертву Б-гу?! Он сам решил это сделать, а его брат Ѓевель только подражал ему! Раши, комментируя слова «от плодов земли», говорит: «Из худшего». А Ѓевель, напротив, принес жертву из самого лучшего: «от первородных стада своего и от их туков», — поэтому Всевышний и благоволил к нему. К какому выводу мы приходим, прочитав этот рассказ? Мы понимаем, что Всевышнему надо приносить все самое лучшее!

Эту же идею мы находим в сегодняшней недельной главе Торы, «Бешалах». Мы читаем стих «Это мой Б-г, и я восславлю Его…» Словоанвейѓу, использованное в стихе, — необычное слово, у него есть четыре значения. Раши приводит толкование Онкелоса, в чьем переводе слово анвейѓу имеет значение «обиталище», «жилище», и тогда стих можно перевести так: «Я возведу Ему священный Дом», — Храм, который еврейский народ построит Всевышнему в благодарность за те чудеса, что Он совершил для них. Затем Раши приводит другое объяснение: анвейѓу — от корня ной («великолепие», «краса»), и тогда стих означает: «Буду возвещать о Его великолепии и возглашать хвалу Ему пред обитателями земли». То есть, евреи пойдут и будут рассказывать всем народам мира о величии Всевышнего и о чудесах, которые Он совершил для еврейского народа.

Третье значение мы находим в Талмуде (трактат «Шабос»): «Аба Шауль говорит: анвейѓу означает «быть похожим на Него». Он милостивый и милосердный, и ты будь милостивым и милосердным…» И Раши добавляет, что это слово означает: «Я и Он, мы будем идти путями Всевышнего». А в трактате «Сота» говорится: «За Г-сподом, Б-гом вашим, идите, насколько может человек идти заШхиной. Всевышний одевает нагих — и ты одевай нагих. Всевышний посещает больных — и ты посещай больных. Всевышний утешает скорбящих — и ты утешай скорбящих».

И тут надо сказать и о четвертом толковании слова анвейѓу: «украсимся пред Ним в исполнении заповедей». Сделаем красивуюсукку, и красивый лулав, и красивый шойфар, и красивые цицис, и красивый Свиток Торы, который, в честь Всевышнего, написан красивыми чернилами…»

Если исходить из того, что слово анвейѓу производное от корня «красота», то получается, что еврей должен исполнять мицвойс с помощью всего самого хорошего (и самого дорогого), что у него есть. Казалось бы, какая разница, покупает ли еврей мезузу за 30 долларов или за 60? Купит ли он тфилин за 250 долларов или за 500? Ведь и с теми и с другими он выполняет заповедь! Однако в соответствии со своей природой человек ценит больше то, за что он заплатил много денег, чем то, что он купил по дешевке.

Один приятель, который сам скоро станет дедушкой, рассказывал мне, что отец перед бар-мицвой купил ему очень дорогие тфилин. Отец сказал ему, что заплатил за это большие деньги, и это был наилучший способ объяснить мальчику важность исполнения заповеди тфилин. Тот факт, что отец, у которого не было много денег, заплатил так дорого за тфилин, подтверждал важность этой заповеди намного успешнее, чем любые словесные объяснения.

То, сколько ты готов заплатить за исполнение заповеди, показывает, насколько важной ты ее считаешь. Раши на стих «этот народ Тобой обретенный» (Шмойс, 15: 16) приводит такой комментарий: «Ты любишь его больше других народов. Подобно тому, как вещь, приобретенная по высокой цене, дорога человеку». Это ясно и понятно даже ребенку. По твоему вкладу и денежным затратам Всевышний проверяет, насколько заповедь важна для тебя.

Именно поэтому синагога должна быть самым красивым зданием в городе. Рамбам так пишет об этом: «Все, что делается во Имя Всевышнего, должно быть самым красивым и самым хорошим. Если ты строишь молельный дом, пусть он будет красивее твоего дома. Кормишь голодных — дай им только самое хорошее и сладкое. Одеваешь нагих — одевай их в самое красивое из одежд. Посвящаешь какую-то вещь Б-гу — посвящай самое лучшее из того, что у тебя есть».

Теперь мы глубже понимаем причину, по которой Всевышний не принял жертвы, принесенной Каином. Раши пишет: «Есть мидраш, гласящий, что это было льняное семя». Само по себе оно представляет хорошую и важную вещь. Каин считал, что главным является вид пожертвования, и поэтому принес льняное семя, относящееся к важному и превосходному виду плодов земли, но он принес «из худшего», что было в этом сорте растений — плохие семена.

В этом и заключалась разница между жертвой Каина и жертвой его брата. Каин считал, что надо выбрать для жертвоприношения самый высокий и важный вид и необязательно обращать внимание на качество того, что приносится в жертву. В отличие от него, Ѓевель принес жертву из менее совершенного вида — мяса ягнят, а не мяса телят. Однако внутри самого вида он выбрал самое лучшее: первородных ягнят без порока. То, что Всевышний принял жертву Ѓевеля и отверг жертву Каина, подтверждает, что наиболее важным при выборе жертвы является не столько совершенство ее вида, сколько выбор самого лучшего в каждом виде.

Жертвоприношение Всевышнему должно состоять из всего самого лучшего, потому что оно предназначено для выражения признания Всевышнего как Того, Кто распоряжается в мире всем и поддерживает само существование всего сущего, как сказано: «Б-гу принадлежит земля и все, что наполняет ее». Поэтому в первую очередь мы отдаем Всевышнему все самое лучшее, а затем берем что-либо себе. И тогда, в соответствии с правилом «мера за меру», когда мы отдаем Б-гу самое лучшее, Он дает нам самое лучшее соответственно своим возможностям, из руки Его, наполненной благами, щедрой, святой и несущей изобилие.

Продолжая исполнять свои обязанности раввина и посланника Любавичского Ребе («свое дело», как говорил мой дедушка Эфраим, да будет благословенна его память), я благословляю всех жертвователей всего еврейского мира, то есть — каждого из нас. Благословляю тех, кто понимает, насколько их поддержка и пожертвования важны именно в тяжелые времена, когда так непросто поддерживать высокий уровень, достойный человека, еврейства и Всевышнего. И чем труднее будет вам открыть свой карман, чем больше усилий потребуется для этого, тем большего благоволения Всевышнего вы удостоитесь! Пусть будут благословенны и успешны все создания рук ваших!

Комментарии: Работа у нас такая! С кризисом или без…
Нет добавленных комментариев